Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В психологии было выделено семь основных механизмов продуктивного воображения.






1. типизация, для которой характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. При использовании этого приема одни черты упрощаются, освобождаясь от усложнений и деталей, другие же и вовсе опускаются. В итоге весь образ преобразуется. Например, существуют проф. образы учителя, музыканта, инженера и т. д.

2. комбинирование, сущность которого состоит в создании нового по аналогии (сходству) с известными понятиями или образами. Это прием воображения, основанный на способе подбора и соединение опред. черт предметов или явлений по конкрет. лог. схеме. Основой для комбинирования является тип личности и жизненный опыт. Например; ваза в виде женского силуэта или цветка.

3. акцентирование, кот. позволяет выделить самое главное в конкрет. образе. Этот прием часто используют карикатуристы, изображая, например, любопытного человека с длинным носом.

4. гиперболизация, суть кот. заключается в парадоксальном увеличении или уменьшении предмета или отдельных его частей: Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, Карлик Нос, Гулливер.

5. реконструкция - мыслительный процесс, в кот. по части, признаку, св-ву «примысливается» целостная структура образа. Этот прием основывается на расчленении понятия или объекта, и получения нового в результате реконструкции.

6. агглютинация, то есть «складывание», «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. С помощью этого способа созданы классические сказочные и мифологические персонажи. Примером могут служить: русалка (голова и тело девушки, волосы – зелёные водоросли, хвост рыбы), Змей Горыныч, избушка на курьих ножках, кентавр (ноги животного, торс мужчины) и многие другие.

7. уподобление: прием, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления также важен, он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т. д.).

Проективные методики развития творческого воображения: тест «Завершение картинок» Э.П. Торренса методика «Парадоксальные ситуации» с элементами беседы, методики «Вербальная фантазия» и «Скульптура».

Но есть и др. виды воображения - сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвол. форм воображения. Их подлинная роль в жизни чел. до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях чел. находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, кот. в силу ряда причин не могут получить реализации в реал. жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей чел. действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным псих. состоянием, кот. представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.

Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Грезы и мечты у чел. занимают довольно большую часть времени, особенно в юности.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Так Р.С. Немов выделяет следующие:

1. связана с мышлением и состоит в том, чтобы представлять действительность в образах, а также иметь возможность пользоваться ими, решая различные задачи. Так, инженер, придумывая новую машину, сначала создаёт её в своём воображении и только затем строит её.

2. связана с саморегуляцией поведения, псих. процессов и эмоц. состояний чел. Для того чтобы повлиять на своё поведение в будущем, человек планирует его, проигрывает в своём воображении. Например, если спортсмену нужно выступить на соревнованиях и выполнить какое-либо сложное упражнение, он непременно перед этим проигрывает данное упражнение, то есть выполняет его в своём воображении.

3. связана с участием воображения в произвольной регуляции познават. процессов и состояний человека, в частности восприятия, памяти, внимания, эмоций и речи.

4. состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Например, ребёнок, который научился решать задачи с помощью действий с реальными материальными предметами, на следующем этапе развития своего мышления может научиться решать задачи, действуя в уме только с образами соответствующих предметов.

5. это планирование и программирование Д, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.

 

34. Психологическая характеристика внимания: свойства, виды.

Внимание – это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Внимание обычно не считают особым псих. процессом, как восприятие, память или мышление. Зато оно как бы «жертвует собой» ради них и обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Нельзя быть внимательным вообще. Внимание всегда проявляется в опред. конкретных псих. процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, мы обдумываем задачу или, забыв обо всем на свете, пишем сочинение. Внимание может быть направлено на объекты внешнего мира или на собственную внутр. жизнь.

С вниманием связаны направленность и избирательность познават. процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в дан. момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности — словом, качество и результаты функционирования всей познават. активности.

Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для чел. памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор прав. понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большето достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

Св-ва внимания:

1. Устойчивость – способность в течении длительного времени сохранять состояния внимания на каком либо объекте не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

2. Сосредоточенность – проявляется в различиях, кот. имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от др..

3. Переключаемость – понимается как его перевод с одного объекта на др., с одного вида Д на др.

4. Распределение – способность сосредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности.

5. Объем – определяется кол-вом информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания чел.

Функции:

- активизирует и тормозит ненужные в данный момент психолог. и физиолог. процессы,

- способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей информации,

- обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность псих. активности.

Основные виды внимания.

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внеш. или внутр. стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Осн. механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он связан с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны.

Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на кот. оно направлено и кот. соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание регулируется с помощью спец. средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение опред. времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из кот. сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.

Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе — с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

Непроизвольное внимание - возникает в результате воздействия раздражителя на какой-либо из анализаторов. Оно образуется по закону ориентировочного рефлекса и общее для чел. и животных. Усл.возникн.: действие сильного, нового, контрастного, значимого и вызывающего эмоц. отклик раздражителя. Осн.хар-ки: непроизвольность, легкость возникновения и переключаемость. Механизмы: ориентиров. рефлекс или доминанта, характеризующая более или менее устойчивый интерес личности.

Произвольное внимание - свойственное только чел. формируется в процессе обучения: в быту, в школе, в труде. Оно характерно тем, что направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели. Вед.роль играет 2-я сигн.система. Психолог. особенностью является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление. Усл.возникн.: постановка. Осн.хар-ки: направленность на цель, на задачу, требует усилий, утомляет, связано с борьбой мотивов. Механизмы: ведущая роль второй сигнальной системы.

Послероизвольное внимание. Усл.возникн.: вхождение в Д и возникновение в связи с этими интересами. Осн.хар-ки: сохраняется целенаправленность, снижается напряжение, сочетаются вол. качества и внешние и внутренние условия. Механизмы: возникает при доминирующем интересе в проц. Д.

Теории внимания (Т.Рибо, Д.Н.Узнадзе, П.Я.Гальперин)

Моторная теория внимания Т.Рибо – двигат. эффект внимания состоит в том, что некот. ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими в следствие того, что вся двигат. активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями заключается секрет произвольного внимания. Автор указанной теории полагал, что непроизвольное и произвольное внимание непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью эмоциональных состояний, ассоциированных с объектом внимания. В частности, по его мнению, случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения.

Теория установки Д.Н.Узнадзе – особый род состояния преднастройки, кот. под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последствия воздействия. Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность. Установка напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания чел. Этим объясняется то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у чел., тем не менее, могут возникать вполне опред. псих. состояния, чувства, мысли, образы.

Теория Гальперина. Концепцию внимания необходимо рассматривать в контексте теории планомерного (поэтапного) формирования умственных функций. Всякое действие, в том числе и умственное, состоит из ориентировочной (собственно психической) и исполнительской частей. С учетом этого внимание оказывается результатом интериоризации, обобщения и сокращения действия контроля, существовавшего сначала во внешней форме.:

- Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности.

- По своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием.

- Деятельность контроля, или внимания, не имеет отдельного, особенного результата.

- Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным.

- Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца.

- Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание.

- Все известные акты внимания являются результатом формирования новых умственных действий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.