Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы мышления, способы мышления






Словесно-лог. М оперирует отвлеченными мыслями, кот. возникают на основе суждений, умозакл. и понятий.

Суждение – это мысль о предмете, его св-вах и качествах, о связи его с др. предметами, о их наличии или отсутствии. Суждения могут быть истинными и ложными, утвердительными и отриц., единичными и общ.

Умозаключение – это вывод, полученный из нескольких суждений в результате их сопоставления. Существует два вида умозаключений: индуктивное и дедуктивное умозаключение. Индукция и дедукция - способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от част. к общ. или наоборот.

Индуктивное умозаключение – движение мысли в процессе рассуждения от част. суждений к общ. выводу.

Дедуктивное умозаключение – это движение мысли от общих положений к частным суждениям. На основе суждений и умозаключений формируются понятия об объектах внеш. и внутр. мира.

Понятие – это мысль об общ., существ. и специфич. признаках предметов и явлений, о их связях с др. явлениями.

К. Юнг выделил след. типы людей по характеру мышления:

Интуитивный тип - преобладание эмоций над логикой и доминирование прав. полушария голов. мозга над левым. Мыслительный тип - рациональность и преобладание левого полушария мозга над правым, логики над интуицией и чувством.

Критерием истинности для ИТ выступают ощущение правильности и практика, критерием правильности для МТ являются эксперимент и лог. безупречность вывода. МТ обычно интересуется знанием как таковым, ищет и устанавливает лог. связь между явлениями, в то время как ИТ ориентирован на практически полезное использование знаний вне зависимости от их истинности.

Творч. мышление - один из интерес. феноменов, выделяющих чел. из мира животных. Творч. осмысление является одним из способов актив. познания мира, и именно оно делает возможным прогресс отдел. индивида и человечества в целом. Дивергентное продуктивное мышление служит средством порождения оригинальных творческих идей. Оно допускает существование нескольких правильных ответов на один и тот же вопрос. Конвергентное продуктивное мышление связано с решением задач, имеющих единственный правильный ответ. По мнению Дж. Гилфорда, творч. М характеризуется особенностями:

1.Оригинальность, необычность высказыв. идей, ярко выраженное стремление к интеллект. новизне.

2.Гибкость - способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

Препятствия на пути творч. М - склонность к конформизму (желание быть похожим на др.); внутр. цензура (вызванная боязнью оказаться смешным, глупым, экстравагантным); ригидность как приверженность старым знаниям и идеям, переоценка их значимости; желание найти ответ немедленно.

Определения понятия «интеллект» не существует. Можно выделить неск. аспектов интеллекта:

-) способность к абстрактному мышлению -) логическое мышление -) способность к обучению -) величина накопленных знаний -) способность адаптации к среде -) эффективность решения возникающих задач.

Есть две осн. школы, исследующие природу интеллекта. Лондонская (Гальтон, Спирмен, Пирсон, Кеттел, Айзенек) считает, что интеллект происходит от одного общего фактора G, отвеч. за успешность выполнения интеллект. заданий в целом. Есть также второй фактор - специфичным для индивид. интеллект. заданий – это индивид. особенности, кот. позволяют чел.у выполнять одно задание на интеллект лучше другого. Представители др. школы (Терстоун, Гилфорд, Гарднер, Стернберг) считают, что существует более чем один общий фактор (пространственная память, визуализация, верб. способности), т.е. имеется неск. разн. типов интеллекта. Гарднер дал понятие многостор. интеллекта и представил его в 7 вариантах: лингвистический – чтение, письмо, иностр. языки; логико-математ. - головоломки, цифр. задачи; визуально-пространственный - живопись, скульптура, архитектура, комп. дизайне, ориентирование в пространстве; телесно-двигательный – навыки в вождении автомобиля, плавание; муз.-ритмический – лежит в основе муз. слуха; внутриличностный – способность к самопознанию, самооценка, самоопределение; межличностный – способность к общению и сотрудничеству с др. людьми.

Коэффициент интеллекта или IQ – кол-венная оценка уровня интеллекта чела относительно среднестат. чел.а такого же возраста, кот. определяется с помощью спец. тестов. IQ является попыткой оценки фактора общего интеллекта (g).

Тесты IQ определяют мыслит. способности чел., а не уровень знаний или эрудированность. В традиц. виде IQ=100 (плюс-минус 15) означает сред. интеллект. При помощи тестов могут диагностироваться как общий уровень интеллекта, выраженный количественным образом (Шкала Станфорд – Бине, тест прогрессивных матриц Дж. Равена), так и особенные, достаточно независимые друг от друга интеллект. факторы (Шкала Д. Векслера, Тест Р. Амтхауэра). IQ тест Айзенка является на дан. момент одним из лучших и точных на определение коэффициента умств. развития.

В работе с детьми от 2 до 16 лет широкое применение нашел тест Стенфорд—Бине. В нем есть шкалы для оценки общей осведомленности, уровня развития речи, восприятия, памяти, способностей к логическому мышлению. Все задания в тесте распределены по возрастам. Коэффициент интеллекта — кол-венный показатель его развития — определяется путем сравнения данных ребенка со средними показателями, характеризующими многих детей его возраста. Кроме того, с помощью теста Стенфорд—Бине можно определить так называемый умственный возраст ребенка. Он соответствует тому физ. возрасту, кот. в настоящее время достиг ребенок по уровню своего интеллект. развития.
Тест Векслера имеет два различн. варианта, один из кот. применяется в работе с детьми от 4 до 6 лет, а другой — при изучении детей в возрасте от 7 до 16 лет. Шкалы дан. теста оценивают владение словом, умение обнаруживать сходство и различие между предметами, запоминать, считать и ряд др. способностей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.