Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В зависимости от развития волевых черт X. выделяют сильные и слабые X.






Сильные отличает высокий уровень развития волевых качеств личности.

Слабохарактерность отриц. качество, даже если оно сочетается с высокой общественной направленностью личности. Решающее влияние на формирование X. ребенка оказывает воспитание. Формированию черт X. в процессе воспитания способствует создание соответствующих ситуативных псих. состояний. Если опред. псих. состояние возникает достаточно часто, то оно может постепенно закрепиться и стать чертой X.

Акцентуация характера — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при кот. наблюдаются не выходящие за пределы нормы (но граничащие с патологией) отклонения в ПС и поведении чел.а. Такие акцентуации как врем. состояния психики чаще наблюдаются в подрост. и раннем юнош. возрасте.

Психопатия - патология характера, при кот. у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в соц. среде. В отличие от акцентуаций психопатии, носят постоянный характер (стабильность), проявляются во всех ситуациях (тотальность) и препятствуют соц. адаптации индивида (дезадоптация).

Отличие акцентуированного характера от психопатии: в случае акцентуированного характера никогда не присутствуют все три признака психопатий, может не быть ни одного признака.

Психопатии диагностируют на основании трех осн. критериев, предложенных П. Б. Ганнушкиным:

- нарушения адаптации вследствие выраженных патологических свойств;

- тотальность психопатических особенностей;

- их относительная стабильность и малая обратимость.

Е. Личко выделяет следующие типы акцентуаций:

1. Гипертимный тип. Подростки отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. Они всегда вносят много шума, любят неспок. компании сверстников, при хор. общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недисциплинированность, учатся неровно. Настроение всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми у них нередко возникают конфликты. Имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения поверхностны и быстро проходят. Подростки зачастую переоценивают свои способности, стремятся прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

2. Циклоидный тип характеризуется повыш. раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки предпочитают находиться дома одни вместо того, чтобы где-то быть со своими сверстниками. Тяжело переживают незначит. неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение периодически меняется от приподнятого до подавленного с периодами примерно в две-три недели.

3. Лабильный тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо (кем-то случайно оброненное обидное слово, чей-то неприветл. взгляд). От сиюминут. настроения этих подростков зависит многое в их ПС и поведении Подростки, когда они находятся в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто мог бы их настроение поправить, способен их отвлечь, приободрить и развлечь.

4. Астено-невротический тип характеризуется повыш. мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной задачи. Склонность к ипохондрии является особо типичной чертой.

5. Сензитивный тип - свойственна повыш. чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят бол. компаний, слишком азартных, подвижных, озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях - производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Отличаются послушанием и обнаруживают бол. привязанность к родителям. В юнош. возрасте могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также “комплекс неполноценности”. Вместе довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются выс. морал. требования к себе и окр. людям.

6. Психастенический тип - подростки характеризуются ран. интеллект. развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения др. людей. Однако, нередко бывают больше сильны на словах, чем в деле. Самоуверенность сочетается с нерешительностью, а безаппеляционность суждений - со скоропалительными действиями, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.

7. Шизоидный тип - наиболее существенной чертой является замкнутость, эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Нередко демонстрируют внеш. безразличие к др. людям, отсутствие к ним интереса. Плохо понимают состояния др. людей, не умеют сочувствовать. Их внутр. мир зачастую наполнен различ. фантазиями, особыми увлечениями. Во внеш. проявлении чувств достаточно сдержаны, не всегда понятны окружающим, кот. их не очень любят.

8. Эпилептоидный тип - часто плачут, изводят окружающих, особенно в ран. детстве. Любят мучить животных, избивать и дразнить млад. и слабых, издеваться над беспомощными и неспособными дать отпор. В дет. компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина. В группе детей, кот. они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие порядки, причем их личная власть держится в основном на добровольной покорности др. детей или на страхе.

9. Истероидный тип. Главная черта - эгоцентризм, жажда постоян. внимания к своей особе. Выражена склонность к театральности, рисовке. С трудом выносят, когда в их присутствии хвалят их товарища, когда др. уделяют больше внимания, чем им самим. Характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил.

10. Неустойчивый тип иногда неверно характеризуют как слабовол., плывущий по течению. Подростки обнаруживают повыш. склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. Отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе проф. интересы, почти не думают о своем буд..

11. Конформный тип демонстрирует бездумное, некритическое подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизн. кредо - “быть, как все”. Тип приспособленца, кот. ради своих собств. интересов готов предать товарища, покинуть его в труд. минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет оправдание своему поступку.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.