Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экзамен






Учебное полугодие подходит к концу. За время семестра проделана огромная работа. Мы учились подлинно слышать, видеть, обонять, осязать в условной среде сценической пло­щадки. В этих условиях мы создавали небольшие отрезки жизни (этюды) и учились подлинно существовать в них. Чув­ствовали и разумом постигали те идейно-нравственные посыл­ки, на которых строится обучение. Освоение основ мастерства начинается с тренинга внутренней и внешней психотехники, то есть артистической природы чувств и средств ее звучания. Этот процесс неразрывен с нравственным воспитанием. Непре­рывность и сиюминутность подлинного процесса действия в мире воображения, которое питается впечатлениями жиз­ни, — вот то, чем должен овладеть студент, подойдя к концу первого семестра. Экзамен же проявит: стал ли студент уче­ником? Открылся ли для восприятия законов школы, органич­но ли усвоил то, что давалось на уроках, есть ли творческая воля, трудоспособность (способность к самоработе) и еще многое.

Вся экзаменационная сессия складывается как бы из трех этапов:

1. Предэкзаменационный период; 2. Экзамен; 3. Итоги полугодия.

Предэкзаменационный период начинается недели за две до экзамена, когда студенты предъявляют свои работы, кото­рые отобраны на экзамен. Систематические встречи с педаго­гами, работа над этюдами вводят студента в самочувствие естественного подведения итогов, когда исчезает страх перед первым публичным выступлением, которое в большей или мень­шей мере беспокоит всех. Снять страх и напряжение — одна из основных задач этих двух недель.

Практически замечено, что в период подготовки к экзамену, класс в целом и каждый в отдельности проявляется более явственно, чем в учебных буднях.

За время подготовки к экзамену режим усложняется, по­вышается нагрузка и ответственность каждого за себя и за класс. Тут, как правило, и обнаруживаются те пороки, кото­рые скрываются в медленном движении учебного процесса — быстро проявляются слабохарактерные, капризные, безвольные, ленивые. Вообще этот период очень показателен со всех точек зрения и является прекрасной возможностью для про­верки всех педагогических надежд и сомнений. Экзамен обычно строится из трех частей:

1. Туалет — разминка, импровизации по билетам.

2. Этюдные показы.

3. Творческий сюрприз.

Туалет служит трамплином для основной этюдной части, он подготавливает творческий аппарат экзаменующегося к по­гружению в вымысел, в «если бы», душа как бы разминается, становится гибкой, податливой, совершается переход через рабочее самочувствие в творческое.

Надо быть очень точным и осторожным в выборе экзаме­национных упражнений. Необходимо проследить за тем, что­бы эта часть прошла не формально, не моторно, не по памяти прогона (а такой обязательно должен состояться накануне экзамена), а свежо, сиюминутно, с подлинным сегодняшним процессом выполнения упражнений. Экзаменационный туалет и тренинг ни в коем случае нельзя заучивать, иначе упражне­ния превращаются в тормоз, который затем отрицательно скажется на всем ходе экзамена и вместо того, чтобы раскре­постить, размять класс, вызовет напряжение, взвинтит. Поэто­му следует брать спокойные упражнения, сосредоточивающие внимание, разогревающие воображение, провоцирующие сме­лость.

После туалетной части можно перейти к импровизациям. Они выполняются по билетам, в которых указаны темы. Как правило, это всевозможные переходы, например: пройти через дверь — свою, чужую, официальную и т. д., через окно, забор, пасеку, двор с собакой, болото, ледяное поле и другие вариан­ты. В переходе студент встречается с препятствиями. Преодо­леть их, пройти, несмотря на все преграды, не потерять про­движение — и является целью этюдных импровизаций.

Эта часть экзамена происходит следующим образом: сту­дент берет билет, в котором дано задание. Если задание пар­ное, в работу включается еще один участник. Партнеры не­сколько минут сговариваются, определяют происшествие, которое должно будет случиться при переходе, уславливаются о пространстве — где окно, какое оно, куда ведет дверь, что за двор, какой он и т. д.

Импровизация по билету — довольно рискованное упраж­нение. Студент попадает в ситуацию, где все зависит от его грамотности — гибкости, воображения, способности быстро ориентироваться в выборе ситуации, возможности определить событие и свое действие в нем, т. е. от устойчивости обученное.

Эти этюды не придумываются заранее, не репетируются, рож­дение их происходит здесь, сейчас, на наших глазах, следова­тельно, не исключены различные неожиданности, связанные с появлением страха, скованности, когда слабеет воображе­ние, исчезают признаки подлинности (студент не видит, не слышит, не думает на площадке). В этом и заключается из­вестная степень педагогического риска. Однако цель этюдных импровизаций — проверить именно грамотность, волю, сме­лость студента, поставив его в условия, где все надо решать и делать быстро, четко, истинно сиюминутно.

Вторая часть экзамена — этюдные показы. Незадолго до начала предстоящего экзаменационного этапа педагоги опре­деляют программу экзаменационных этюдов. В эту часть эк­замена выносится одно лучшее этюдное предъявление каждо­го студента, сделанное им в течение семестра.

Следует разумно уточнить этюды по составу исполнителей, чтобы весь класс участвовал в показе, так как здесь он пред­станет прежде всего как коллектив единомышленников, обу­ченных, творчески подвижных.

Во время подготовки к экзамену движимый едиными целя­ми класс осознает свою общность, причастность каждого и всех вместе к одному делу, повышается ответственность, дисциплина.

Если в семестре курс жил нормальной, продуктивной, творческой жизнью, тогда на пороге экзамена мы имеем твор­чески дееспособную группу.

В процессе организационно-творческого формирования эк­замена возможны целесообразные замены, переброска исполнителей из одного этюда в другой с целью наилучшей расстановки сил во всем показе. Эти изменения помогут каж­дому экзаменующемуся найти свое органическое место в эк­замене соответственно природе, данным, обученности.

После того как программа и занятость ясны, педагоги ра­ботают непосредственно над уточнением логики, смысла, «географии» этюдов и грамотностью поведения в них. Педагог просит сыграть экзаменационный этюд, а после этого происхо­дит разбор виденного, с указанием ошибок — неправды в про­странстве, в самочувствии, в содержании истории, в логике поведения.

Сделав необходимое уточнение пространства, уяснив за­мечание, студенты вновь играют этюд, и опять — разбор, во­просы к исполнителю: что же произошло? какое событие? что делает каждый в этом событии, какова его цель? Перескажите историю — отрезок жизни шаг за шагом. Вновь уточняются обстоятельства, предыстория, обогащается внутренний текст, видения и вновь — на площадку...

После нескольких таких занятий выясняется полная кар­тина 2-й части экзамена (т. е. этюдных предъявлений). 3-я часть — особенная, мы ее называем сюрпризной. С самого начала семестра студенты попадают в творческую атмосферу игр, забав, сюрпризов друг другу и педагогам. Все это проводится через серию заданий, цель которых — разбу­дить в учащихся дух озорства, радости творчества, юмора, без которых, на наш взгляд, невозможен полноценный учебный процесс в актерской школе.

В эти задания могут входить: подготовка номеров в цир­ковую программу: жонглеры-канатоходцы, силачи, дрессиров­ка собачек, пингвинов, тигров и т. д. или номера в программу «звезды мировой эстрады», — а что «если бы я был знамени­тым певцом, куплетистом, участником вокального или инстру­ментального ансамбля...»

Возможна игра в театр «Уникум», где каждое выступле­ние— демонстрация сверхсовременных, уникальных открытий. Например, демонстрация аппарата, который переводит энер­гию смеха в электрическую, показ машины-«полиглота», ко­торая заставляет подопытного человека читать стихи на раз­личных языках, и многое др.

Можно даже сыграть историю, происходящую между жи­вотными, но очень похожую на человеческую, как это бывает в мультфильме. Или «а что, если мы — куклы, игрушки» и т.д. Список подобных заданий неограничен. В него может вой­ти все, что способна изобрести фантазия педагога, озабочен­ного радостной атмосферой игр и забав, которые являются естественным проявлением творческого начала художествен­ной личности.

Параллельно со всей творческой работой курс подводит «хозяйственно-статистический» итог семестра.

Составляется ведомость оценок. Каждый из студентов оценивает своих товарищей по нескольким показателям: а) актерское мастерство; б) чувство товарищества; в) оценка за трудоспособность.

Такая ведомость помогает взглянуть на каждого ученика глазами курса, оценить его жизнь внутри коллектива, сопо­ставить со своими наблюдениями. Иногда оценка класса та­кому-то за коллективность оказывается ниже, чем оценка педа­гога. Значит, студент на занятиях один, а вне глаз педагога другой — грубил товарищам, уклонялся от общих дел и т. д., то есть вел по существу двойную жизнь. Или класс в этой ведомости оценил актерские успехи студента на «хорошо»; а мнение педагогов — «удовлетворительно». Значит, в созна­нии класса еще не прочны критерии грамотности, и это тоже о многом говорит и педагогу и самим учащимся.

Таким образом, ведомость, составленная классом, являет­ся очень поучительным документом, которым надо воспользо­ваться в последующем анализе экзамена и его итогов.

Параллельно с этим приводится в порядок вся серия зада­ний семестра. Сдаются и оцениваются письменные работы, приводится в порядок картотека этюдов, журнал творческих заданий, альбомы и сборники родившихся за это время стихов, песен, игр, сюрпризов, оформляются летописи и конспекты. Класс готовит помещение, в котором состоится экзамен. В фойе устраивается веселая и серьезная «экспозиция» — вы­ставка документов процесса обучения. После каждого «меро­приятия», зачина, диспута, разговора о фильме, книге, спектакле, после проведения дней-сюрпризов, праздников остаются всякого рода вещественные документы: стенограммы, про­граммки, плакаты, афиши, рисунки и т. п.— все это поступает на хранение в архив курса главному архивариусу. Материалы этого архива и входят в экзаменационную экспозицию.

На время подготовительного периода совет курса назна­чает ответственных за каждый участок общей работы. Напри­мер, ответственные за экспозицию, порядок в зале и в заку­лисной части, ответственные за электрооборудование класса, мебель, радио, музыку, шумы, перестановки выгородок во время показа. Кроме того, определяются художники-оформи­тели, группа по организации сценического пространства, кото­рая приводит в порядок сцену, кулисы, задник, экзаменатор­ский стол. Вся эта работа проводится советом курса и контро­лируется педагогами.

Накануне экзамена делается прогон всех экзаменационных заданий и его анализ. После этого разбора возможен еще один генеральный прогон. Его желательно провести со зрите­лем (родители, друзья) в обстановке, приближенной к экза­менационной. В заключение — повторная беседа-разбор.

Среди множества проблем в театральной педагогике суще­ствует, на наш взгляд, самая важная — проблема замечаний. Мастерство педагога определяется не только способностью верно дать задание, но верно и точно определить ошибку, дать ей оценку и подсказать путь к исправлению. Специфика теат­рального обучения заключается в том, что на время учебы, а может, и на всю жизнь руководитель, педагог, становится единственным, самым авторитетным творческим наставником ученика, а потом и актера. Слово мастера является законом, определяющим всю курсовую жизнь, оно с жадностью ловит­ся, настойчиво усваивается. Педагогу надо бережно относить­ся к оценкам, высказываниям, так как ошибочное замечание может напрячь ученика, запугать как в реальной, так и в сце­нической жизни. Неточное замечание может толкнуть студента в результат, изображение кого-то, сбить с понимания смыс­ла истории и т. д. Увидеть ошибки, дать им оценку и доход­чиво, просто и верно сориентировать учащихся — сложная обязанность учителя. Опасны наукообразные, теоретические замечания, сделанные на терминах.

Разумеется, даже в самой объемной работе невозможно дать исчерпывающее руководство, которое бы научило педа­гога быть аккуратным, точным, последовательным в процессе анализа студенческих работ. Однако надо постоянно помнить о первостепенной важности этой проблемы и постоянно совер­шенствовать педагогический такт и средства общения с уче­никами. Строгость и требовательность — важнейшие качества учителя, но только при верном направлении воли. Строгость и требовательность не синонимы жестокости, вздорности и не противоречат ласке и нежности. (Без любви к ученикам не заслужить их доверия и авторитета.) В одинаковой степени вредны высокомерие и дурной нрав учителя, как и сентимен­тальность в отношениях, — безобразнейшая вещь!

Итак, настает самый ответственный день семестра. Уча­щиеся впервые предстанут перед довольно серьезной аудито­рией педагогов, комиссии, приглашенных; впервые ощутят неповторимое чувство премьеры, большого показа. Этот день явится важным этапом в их творческой биографии. Пусть он станет праздником для всего класса и педагогов. Это очень важно, ибо данное событие должно остаться в сознании как самое высокое из всех событий полугодия.

Ощущение праздничности во всем — в торжественном уб­ранстве класса, во внешнем виде педагогов и студентов, в самочувствии экзаменующихся и приглашенных.

Перед началом руководитель курса обращается к экзаме­национной комиссии со вступительным словом. Очень важно верно сориентировать гостей на сущность происходящего и успокоить, подбодрить уже готовый к началу класс, отме­тить, что состоится не представление, а экзамен, т. е. итоговый урок в особых условиях (большая аудитория, комиссия, повы­шенная ответственность), уберечь студентов от самочувствия отчета.

Все, как правило, начинается с зачина — небольшого про­лога от имени курса, в котором студенты сговариваются с аудиторией о дальнейшем ходе экзамена.

После зачина начинается туалет-тренинг. Его проводит руководитель курса. Вот пример экзаменационного тренинга-туалета: сначала класс слушает звуки улицы за окном, отбивает ритм песни хлопками, передавая друг другу по полукругу каждую ноту, поет песню под «дирижера» и выполняет другие упражнения настроечного типа. Затем делает перегруппиров­ки стульев: окружность на счет 15, равнобедренный треугольник на счет 18. Все должны сесть в нем слева направо по первой букве имени.

Потом класс садится в просмотровую позицию, пройдя через «поток по бревну». Он готов к этюдным импровизациям

Только смелость, известная мера «безответственности-» освободит класс от волнения не по существу перед сложным упражнением.

После импровизации 2-я часть — этюдные показы. Ответ­ственные за перестановку готовят площадку, а педагог объяв­ляет название каждого этюда и его участников. Один за дру­гим идут этюдные показы. Еще на подготовительных прогонах было очень важно добиться четкого, чистого перехода этюда в этюд без суеты, нервозности. Это в равной мере касается тех, кто готовит выгородку, и тех, кто участвует в этюде как исполнитель.

3-я часть — сюрпризы. Показ этой части экзамена идет в новом самочувствии, когда «главное» позади и можно твор­чески пошутить, поозорничать, угостить аудиторию приятной неожиданностью. Это либо цирковое представление, конечно, с оркестром и шпрехом, униформистами и укротителями, ка­натоходцами, жонглерами, акробатами и т. д.; либо между­народная программа, где выступают известные «звезды» ми­ровой эстрады. Может быть показана сочиненная классом сказка или мультфильмы про животных.

Все заканчивается эпилогом, который как-то перекликает­ся с зачином экзамена.

Например, в конце экзамена одного из курсов звучала песенка, написанная на известный мотив:

...Вот уж время близится к развязке,

Наша песня — это наш венец.

Мы хотим, чтоб было все, как в сказке,

Потому что в сказках хороший конец,

Хороший, хороший, хороший конец!

Студенты поворачивали стулья обратной стороной и из прибитых к ним букв составляли слова: «Благодарим за под­держку».

Экзамен позади. Теперь есть возможность оглядеться, подвести итоги, наметить планы на будущее.

Обычно это происходит на итоговом занятии за 1-й семестр. На нем дается анализ периода подготовки к экзамену и само­го экзамена; обсуждаются итоги сессии по теоретическим предметам, комментируется задание на 2-й семестр и, конечно, задаются вопросы класса педагогам.

Анализируя период подготовки к экзамену, педагог разбирает работу, проделанную коллективом в целом, какова при рода ошибок, срывов (если таковые были)? 1 Какова роль совета в жизни курса? Справился ли совет с обязанностями самоуправления? Далее дается оценка каждому учащемуся в соответствии с тем вкладом, который он внес в дело органи­зации и проведения экзамена. Анализируются ведомости кол­лективных оценок за мастерство, за студийность по каждому персонально в дисциплинарном, нравственном и учебном плане.

Выводы и оценки педагога в данном случае основываются на наблюдениях в напряженный предэкзаменационный пери­од, а также на впечатлениях, полученных непосредственно в семестре. Это особо тонкая и ответственная часть, так как от мнения педагогов зависит ориентация студентов в том или ином направлении.

Мне хочется привести здесь пример одной моей беседы с курсом после экзамена.

«Говоря о классе в целом, можно сказать, что он за этот период проявил себя как творческий коллектив людей умных, податливых, организованных. Общая оценка экзамена высо­кая, хотя есть замечания комиссии, с которыми нельзя не со­гласиться. Например, общее напряжение группы.

Объяснений этому много, но главное — заботы не по суще­ству того, чем занимались на площадке сейчас, в данный мо­мент. Может быть, на возникновение напряжения повлияла неверно понятая накануне беседа о скромности и чувстве такта?

Но скромность — ни в коей мере не забитость и унижен­ность, не испуг, а воспитанность. Уверенность и самосознание необходимы в учебе. Иной вопрос, на что направлено созна­ние — на беспокойство по поводу своей персоны или же на заботу о том, чтобы общее дело свершилось наилучшим об­разом.

Может быть, еще на неверное самочувствие повлияло то, что 1-я часть экзамена (туалет и тренинг) была перегружена и прошла по существу формально. Все были заняты не парт­нерами, а воспоминанием: а как это было в прогоне.

Упражнение не получилось — все испугались, зажались и пришли в просмотровую позицию не мягкими и податливы­ми, а возбужденными.

Тренинг в данном случае сыграл роль не трамплина, а препятствия.

Поэтому следующая часть показа— импровизации — про­шла не на ожидаемом уровне. Далее шли этюды. Здесь также было много неожиданностей. Там, где этюд был отрезком жизни (из прожитого вами), все шло хорошо, где же исполь­зовались литературные впечатления, — плохо, условно.

Актерское воображение питает личный, чувственный опыт. Его нельзя ничем заменить. Я могу рассчитывать только на то, что чувствую и думаю по этому поводу сам — своим серд­цем, своим умом. И от богатства сердца и ума зависит богат­ство актера-творца. Все из себя, через себя—это должно стать законом.

Для этого надо постоянно обогащать свой чувственный опыт всевозможными впечатлениями: слушать, видеть, читать и т. д.— обогащать свою «копилку». Это должно стать при­вычкой, второй натурой.

Известно, что большие художники (в полном смысле сло­ва) постоянно пополняли свои знания о жизни, о людях. Че­ховские записные книжки — копилка образов и сюжетов, Куп­рин специально посещал те места, в которых жили его герои, не говоря уже о Горьком, который исходил всю Россию вдоль и поперек.

Вам в этюдах именно личного опыта и не хватало. Вы ста­ли питаться литературными впечатлениями, которые для нас являются вторичными, и, естественно, поэтому в этюдах ухо­дили в условность, приблизительность. Многие были обеспо­коены результатом, качеством показа, поддавали энергию, плюсовали, изображали. А мы учимся оставаться самими со­бой в разных жизненных ситуациях.

Напротив моего дома строят новое высотное здание. Я не­сколько дней изредка наблюдал за тем, как монтажники со­бирали кран. Совершенно спокойно, без расчета на аплодис­менты они делали свое обычное будничное, но опасное дело. И это было прекрасно!

Если представить, что кто-нибудь из монтажников вдруг перестал заниматься делом и стал бы любоваться собой, де­монстрировать умение, «срывать аплодисменты» — он обяза­тельно бы сорвался.

Монтажнику красоваться нельзя — сорвется, а артист это себе позволяет: он в безопасности.

И в нашей профессии, и в любой другой плодотворна лишь та энергия, которая затрачена на подлинное достижение цели».

Можно охарактеризовать наиболее распространенные ошибки любого экзамена по актерскому мастерству. Это — волнение перед началом, переходящее в зажим (во многом оно зависит от неверно проведенного тренинга). Суета за ку­лисами отсутствие ориентации на площадке. Этюд, созданный не на прожитом опыте, а на литературном, оказывается ус­ловным, фальшивым.

Этюд играется заученно, не свежо, не совершается на наших глазах по всем законам подлинной жизни, а прокатывает­ся по памяти вчерашнего.

Обеспокоенность студента не процессом, не тем делом, которым он занимается, а качеством показа, желанием по­нравиться, т. е. результатом.

Ложь во времени, затянутость процесса (или наоборот — заторопленность).

В заключение беседы по экзамену делается обзор резуль­татов сессии по теоретическим предметам.

Между талантом и образованностью1 огромная связь. Ког­да артист образован, его талант раскрывается богаче и тонь­ше. Существует мнение, что актер может обойтись без больших, глубоких знаний. Это позиция дилетантов. Актер-творец без исторической, эстетической, политической ориента­ции не может быть содержательным. Понятие «творец» под­разумевает человека не только творческого, но и знающего, мыслящего, грамотного.

Учитывая эти положения, мы анализируем результаты всей зачетно-экзаменационной сессии.

Итоговый урок завершается заданием на следующий семестр.

1. Выбрать интересную басню (желательно из высокой классики) для предстоящих учебных упражнений.

2. Найти отрывок из прозы (классической, зарубежной, со-. временной), который бы содержал в себе событие и был огра­ничен во времени и в пространстве.

3. Принести в класс «Наблюдение». Подсмотреть в жизни факт, сценку и на основе этих впечатлений сыграть этюд.

4. Прочесть книгу К. С. Станиславского «Работа актера над собой».

Разумеется, невозможно предугадать все формы первого актерского экзамена, каждый год он складывается по-новому, но в любом варианте должны быть соблюдены его основные цели — обнаружить уровень освоения главного элемента про­фессии—органического, подлинного и целесообразного дейст­вия в непрерывном, сиюминутном процессе жизни в вообра­жаемых условиях.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.