Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Экзамен
Учебное полугодие подходит к концу. За время семестра проделана огромная работа. Мы учились подлинно слышать, видеть, обонять, осязать в условной среде сценической площадки. В этих условиях мы создавали небольшие отрезки жизни (этюды) и учились подлинно существовать в них. Чувствовали и разумом постигали те идейно-нравственные посылки, на которых строится обучение. Освоение основ мастерства начинается с тренинга внутренней и внешней психотехники, то есть артистической природы чувств и средств ее звучания. Этот процесс неразрывен с нравственным воспитанием. Непрерывность и сиюминутность подлинного процесса действия в мире воображения, которое питается впечатлениями жизни, — вот то, чем должен овладеть студент, подойдя к концу первого семестра. Экзамен же проявит: стал ли студент учеником? Открылся ли для восприятия законов школы, органично ли усвоил то, что давалось на уроках, есть ли творческая воля, трудоспособность (способность к самоработе) и еще многое. Вся экзаменационная сессия складывается как бы из трех этапов: 1. Предэкзаменационный период; 2. Экзамен; 3. Итоги полугодия. Предэкзаменационный период начинается недели за две до экзамена, когда студенты предъявляют свои работы, которые отобраны на экзамен. Систематические встречи с педагогами, работа над этюдами вводят студента в самочувствие естественного подведения итогов, когда исчезает страх перед первым публичным выступлением, которое в большей или меньшей мере беспокоит всех. Снять страх и напряжение — одна из основных задач этих двух недель. Практически замечено, что в период подготовки к экзамену, класс в целом и каждый в отдельности проявляется более явственно, чем в учебных буднях. За время подготовки к экзамену режим усложняется, повышается нагрузка и ответственность каждого за себя и за класс. Тут, как правило, и обнаруживаются те пороки, которые скрываются в медленном движении учебного процесса — быстро проявляются слабохарактерные, капризные, безвольные, ленивые. Вообще этот период очень показателен со всех точек зрения и является прекрасной возможностью для проверки всех педагогических надежд и сомнений. Экзамен обычно строится из трех частей: 1. Туалет — разминка, импровизации по билетам. 2. Этюдные показы. 3. Творческий сюрприз. Туалет служит трамплином для основной этюдной части, он подготавливает творческий аппарат экзаменующегося к погружению в вымысел, в «если бы», душа как бы разминается, становится гибкой, податливой, совершается переход через рабочее самочувствие в творческое. Надо быть очень точным и осторожным в выборе экзаменационных упражнений. Необходимо проследить за тем, чтобы эта часть прошла не формально, не моторно, не по памяти прогона (а такой обязательно должен состояться накануне экзамена), а свежо, сиюминутно, с подлинным сегодняшним процессом выполнения упражнений. Экзаменационный туалет и тренинг ни в коем случае нельзя заучивать, иначе упражнения превращаются в тормоз, который затем отрицательно скажется на всем ходе экзамена и вместо того, чтобы раскрепостить, размять класс, вызовет напряжение, взвинтит. Поэтому следует брать спокойные упражнения, сосредоточивающие внимание, разогревающие воображение, провоцирующие смелость. После туалетной части можно перейти к импровизациям. Они выполняются по билетам, в которых указаны темы. Как правило, это всевозможные переходы, например: пройти через дверь — свою, чужую, официальную и т. д., через окно, забор, пасеку, двор с собакой, болото, ледяное поле и другие варианты. В переходе студент встречается с препятствиями. Преодолеть их, пройти, несмотря на все преграды, не потерять продвижение — и является целью этюдных импровизаций. Эта часть экзамена происходит следующим образом: студент берет билет, в котором дано задание. Если задание парное, в работу включается еще один участник. Партнеры несколько минут сговариваются, определяют происшествие, которое должно будет случиться при переходе, уславливаются о пространстве — где окно, какое оно, куда ведет дверь, что за двор, какой он и т. д. Импровизация по билету — довольно рискованное упражнение. Студент попадает в ситуацию, где все зависит от его грамотности — гибкости, воображения, способности быстро ориентироваться в выборе ситуации, возможности определить событие и свое действие в нем, т. е. от устойчивости обученное. Эти этюды не придумываются заранее, не репетируются, рождение их происходит здесь, сейчас, на наших глазах, следовательно, не исключены различные неожиданности, связанные с появлением страха, скованности, когда слабеет воображение, исчезают признаки подлинности (студент не видит, не слышит, не думает на площадке). В этом и заключается известная степень педагогического риска. Однако цель этюдных импровизаций — проверить именно грамотность, волю, смелость студента, поставив его в условия, где все надо решать и делать быстро, четко, истинно сиюминутно. Вторая часть экзамена — этюдные показы. Незадолго до начала предстоящего экзаменационного этапа педагоги определяют программу экзаменационных этюдов. В эту часть экзамена выносится одно лучшее этюдное предъявление каждого студента, сделанное им в течение семестра. Следует разумно уточнить этюды по составу исполнителей, чтобы весь класс участвовал в показе, так как здесь он предстанет прежде всего как коллектив единомышленников, обученных, творчески подвижных. Во время подготовки к экзамену движимый едиными целями класс осознает свою общность, причастность каждого и всех вместе к одному делу, повышается ответственность, дисциплина. Если в семестре курс жил нормальной, продуктивной, творческой жизнью, тогда на пороге экзамена мы имеем творчески дееспособную группу. В процессе организационно-творческого формирования экзамена возможны целесообразные замены, переброска исполнителей из одного этюда в другой с целью наилучшей расстановки сил во всем показе. Эти изменения помогут каждому экзаменующемуся найти свое органическое место в экзамене соответственно природе, данным, обученности. После того как программа и занятость ясны, педагоги работают непосредственно над уточнением логики, смысла, «географии» этюдов и грамотностью поведения в них. Педагог просит сыграть экзаменационный этюд, а после этого происходит разбор виденного, с указанием ошибок — неправды в пространстве, в самочувствии, в содержании истории, в логике поведения. Сделав необходимое уточнение пространства, уяснив замечание, студенты вновь играют этюд, и опять — разбор, вопросы к исполнителю: что же произошло? какое событие? что делает каждый в этом событии, какова его цель? Перескажите историю — отрезок жизни шаг за шагом. Вновь уточняются обстоятельства, предыстория, обогащается внутренний текст, видения и вновь — на площадку... После нескольких таких занятий выясняется полная картина 2-й части экзамена (т. е. этюдных предъявлений). 3-я часть — особенная, мы ее называем сюрпризной. С самого начала семестра студенты попадают в творческую атмосферу игр, забав, сюрпризов друг другу и педагогам. Все это проводится через серию заданий, цель которых — разбудить в учащихся дух озорства, радости творчества, юмора, без которых, на наш взгляд, невозможен полноценный учебный процесс в актерской школе. В эти задания могут входить: подготовка номеров в цирковую программу: жонглеры-канатоходцы, силачи, дрессировка собачек, пингвинов, тигров и т. д. или номера в программу «звезды мировой эстрады», — а что «если бы я был знаменитым певцом, куплетистом, участником вокального или инструментального ансамбля...» Возможна игра в театр «Уникум», где каждое выступление— демонстрация сверхсовременных, уникальных открытий. Например, демонстрация аппарата, который переводит энергию смеха в электрическую, показ машины-«полиглота», которая заставляет подопытного человека читать стихи на различных языках, и многое др. Можно даже сыграть историю, происходящую между животными, но очень похожую на человеческую, как это бывает в мультфильме. Или «а что, если мы — куклы, игрушки» и т.д. Список подобных заданий неограничен. В него может войти все, что способна изобрести фантазия педагога, озабоченного радостной атмосферой игр и забав, которые являются естественным проявлением творческого начала художественной личности. Параллельно со всей творческой работой курс подводит «хозяйственно-статистический» итог семестра. Составляется ведомость оценок. Каждый из студентов оценивает своих товарищей по нескольким показателям: а) актерское мастерство; б) чувство товарищества; в) оценка за трудоспособность. Такая ведомость помогает взглянуть на каждого ученика глазами курса, оценить его жизнь внутри коллектива, сопоставить со своими наблюдениями. Иногда оценка класса такому-то за коллективность оказывается ниже, чем оценка педагога. Значит, студент на занятиях один, а вне глаз педагога другой — грубил товарищам, уклонялся от общих дел и т. д., то есть вел по существу двойную жизнь. Или класс в этой ведомости оценил актерские успехи студента на «хорошо»; а мнение педагогов — «удовлетворительно». Значит, в сознании класса еще не прочны критерии грамотности, и это тоже о многом говорит и педагогу и самим учащимся. Таким образом, ведомость, составленная классом, является очень поучительным документом, которым надо воспользоваться в последующем анализе экзамена и его итогов. Параллельно с этим приводится в порядок вся серия заданий семестра. Сдаются и оцениваются письменные работы, приводится в порядок картотека этюдов, журнал творческих заданий, альбомы и сборники родившихся за это время стихов, песен, игр, сюрпризов, оформляются летописи и конспекты. Класс готовит помещение, в котором состоится экзамен. В фойе устраивается веселая и серьезная «экспозиция» — выставка документов процесса обучения. После каждого «мероприятия», зачина, диспута, разговора о фильме, книге, спектакле, после проведения дней-сюрпризов, праздников остаются всякого рода вещественные документы: стенограммы, программки, плакаты, афиши, рисунки и т. п.— все это поступает на хранение в архив курса главному архивариусу. Материалы этого архива и входят в экзаменационную экспозицию. На время подготовительного периода совет курса назначает ответственных за каждый участок общей работы. Например, ответственные за экспозицию, порядок в зале и в закулисной части, ответственные за электрооборудование класса, мебель, радио, музыку, шумы, перестановки выгородок во время показа. Кроме того, определяются художники-оформители, группа по организации сценического пространства, которая приводит в порядок сцену, кулисы, задник, экзаменаторский стол. Вся эта работа проводится советом курса и контролируется педагогами. Накануне экзамена делается прогон всех экзаменационных заданий и его анализ. После этого разбора возможен еще один генеральный прогон. Его желательно провести со зрителем (родители, друзья) в обстановке, приближенной к экзаменационной. В заключение — повторная беседа-разбор. Среди множества проблем в театральной педагогике существует, на наш взгляд, самая важная — проблема замечаний. Мастерство педагога определяется не только способностью верно дать задание, но верно и точно определить ошибку, дать ей оценку и подсказать путь к исправлению. Специфика театрального обучения заключается в том, что на время учебы, а может, и на всю жизнь руководитель, педагог, становится единственным, самым авторитетным творческим наставником ученика, а потом и актера. Слово мастера является законом, определяющим всю курсовую жизнь, оно с жадностью ловится, настойчиво усваивается. Педагогу надо бережно относиться к оценкам, высказываниям, так как ошибочное замечание может напрячь ученика, запугать как в реальной, так и в сценической жизни. Неточное замечание может толкнуть студента в результат, изображение кого-то, сбить с понимания смысла истории и т. д. Увидеть ошибки, дать им оценку и доходчиво, просто и верно сориентировать учащихся — сложная обязанность учителя. Опасны наукообразные, теоретические замечания, сделанные на терминах. Разумеется, даже в самой объемной работе невозможно дать исчерпывающее руководство, которое бы научило педагога быть аккуратным, точным, последовательным в процессе анализа студенческих работ. Однако надо постоянно помнить о первостепенной важности этой проблемы и постоянно совершенствовать педагогический такт и средства общения с учениками. Строгость и требовательность — важнейшие качества учителя, но только при верном направлении воли. Строгость и требовательность не синонимы жестокости, вздорности и не противоречат ласке и нежности. (Без любви к ученикам не заслужить их доверия и авторитета.) В одинаковой степени вредны высокомерие и дурной нрав учителя, как и сентиментальность в отношениях, — безобразнейшая вещь! Итак, настает самый ответственный день семестра. Учащиеся впервые предстанут перед довольно серьезной аудиторией педагогов, комиссии, приглашенных; впервые ощутят неповторимое чувство премьеры, большого показа. Этот день явится важным этапом в их творческой биографии. Пусть он станет праздником для всего класса и педагогов. Это очень важно, ибо данное событие должно остаться в сознании как самое высокое из всех событий полугодия. Ощущение праздничности во всем — в торжественном убранстве класса, во внешнем виде педагогов и студентов, в самочувствии экзаменующихся и приглашенных. Перед началом руководитель курса обращается к экзаменационной комиссии со вступительным словом. Очень важно верно сориентировать гостей на сущность происходящего и успокоить, подбодрить уже готовый к началу класс, отметить, что состоится не представление, а экзамен, т. е. итоговый урок в особых условиях (большая аудитория, комиссия, повышенная ответственность), уберечь студентов от самочувствия отчета. Все, как правило, начинается с зачина — небольшого пролога от имени курса, в котором студенты сговариваются с аудиторией о дальнейшем ходе экзамена. После зачина начинается туалет-тренинг. Его проводит руководитель курса. Вот пример экзаменационного тренинга-туалета: сначала класс слушает звуки улицы за окном, отбивает ритм песни хлопками, передавая друг другу по полукругу каждую ноту, поет песню под «дирижера» и выполняет другие упражнения настроечного типа. Затем делает перегруппировки стульев: окружность на счет 15, равнобедренный треугольник на счет 18. Все должны сесть в нем слева направо по первой букве имени. Потом класс садится в просмотровую позицию, пройдя через «поток по бревну». Он готов к этюдным импровизациям Только смелость, известная мера «безответственности-» освободит класс от волнения не по существу перед сложным упражнением. После импровизации 2-я часть — этюдные показы. Ответственные за перестановку готовят площадку, а педагог объявляет название каждого этюда и его участников. Один за другим идут этюдные показы. Еще на подготовительных прогонах было очень важно добиться четкого, чистого перехода этюда в этюд без суеты, нервозности. Это в равной мере касается тех, кто готовит выгородку, и тех, кто участвует в этюде как исполнитель. 3-я часть — сюрпризы. Показ этой части экзамена идет в новом самочувствии, когда «главное» позади и можно творчески пошутить, поозорничать, угостить аудиторию приятной неожиданностью. Это либо цирковое представление, конечно, с оркестром и шпрехом, униформистами и укротителями, канатоходцами, жонглерами, акробатами и т. д.; либо международная программа, где выступают известные «звезды» мировой эстрады. Может быть показана сочиненная классом сказка или мультфильмы про животных. Все заканчивается эпилогом, который как-то перекликается с зачином экзамена. Например, в конце экзамена одного из курсов звучала песенка, написанная на известный мотив: ...Вот уж время близится к развязке, Наша песня — это наш венец. Мы хотим, чтоб было все, как в сказке, Потому что в сказках хороший конец, Хороший, хороший, хороший конец! Студенты поворачивали стулья обратной стороной и из прибитых к ним букв составляли слова: «Благодарим за поддержку». Экзамен позади. Теперь есть возможность оглядеться, подвести итоги, наметить планы на будущее. Обычно это происходит на итоговом занятии за 1-й семестр. На нем дается анализ периода подготовки к экзамену и самого экзамена; обсуждаются итоги сессии по теоретическим предметам, комментируется задание на 2-й семестр и, конечно, задаются вопросы класса педагогам. Анализируя период подготовки к экзамену, педагог разбирает работу, проделанную коллективом в целом, какова при рода ошибок, срывов (если таковые были)? 1 Какова роль совета в жизни курса? Справился ли совет с обязанностями самоуправления? Далее дается оценка каждому учащемуся в соответствии с тем вкладом, который он внес в дело организации и проведения экзамена. Анализируются ведомости коллективных оценок за мастерство, за студийность по каждому персонально в дисциплинарном, нравственном и учебном плане. Выводы и оценки педагога в данном случае основываются на наблюдениях в напряженный предэкзаменационный период, а также на впечатлениях, полученных непосредственно в семестре. Это особо тонкая и ответственная часть, так как от мнения педагогов зависит ориентация студентов в том или ином направлении. Мне хочется привести здесь пример одной моей беседы с курсом после экзамена. «Говоря о классе в целом, можно сказать, что он за этот период проявил себя как творческий коллектив людей умных, податливых, организованных. Общая оценка экзамена высокая, хотя есть замечания комиссии, с которыми нельзя не согласиться. Например, общее напряжение группы. Объяснений этому много, но главное — заботы не по существу того, чем занимались на площадке сейчас, в данный момент. Может быть, на возникновение напряжения повлияла неверно понятая накануне беседа о скромности и чувстве такта? Но скромность — ни в коей мере не забитость и униженность, не испуг, а воспитанность. Уверенность и самосознание необходимы в учебе. Иной вопрос, на что направлено сознание — на беспокойство по поводу своей персоны или же на заботу о том, чтобы общее дело свершилось наилучшим образом. Может быть, еще на неверное самочувствие повлияло то, что 1-я часть экзамена (туалет и тренинг) была перегружена и прошла по существу формально. Все были заняты не партнерами, а воспоминанием: а как это было в прогоне. Упражнение не получилось — все испугались, зажались и пришли в просмотровую позицию не мягкими и податливыми, а возбужденными. Тренинг в данном случае сыграл роль не трамплина, а препятствия. Поэтому следующая часть показа— импровизации — прошла не на ожидаемом уровне. Далее шли этюды. Здесь также было много неожиданностей. Там, где этюд был отрезком жизни (из прожитого вами), все шло хорошо, где же использовались литературные впечатления, — плохо, условно. Актерское воображение питает личный, чувственный опыт. Его нельзя ничем заменить. Я могу рассчитывать только на то, что чувствую и думаю по этому поводу сам — своим сердцем, своим умом. И от богатства сердца и ума зависит богатство актера-творца. Все из себя, через себя—это должно стать законом. Для этого надо постоянно обогащать свой чувственный опыт всевозможными впечатлениями: слушать, видеть, читать и т. д.— обогащать свою «копилку». Это должно стать привычкой, второй натурой. Известно, что большие художники (в полном смысле слова) постоянно пополняли свои знания о жизни, о людях. Чеховские записные книжки — копилка образов и сюжетов, Куприн специально посещал те места, в которых жили его герои, не говоря уже о Горьком, который исходил всю Россию вдоль и поперек. Вам в этюдах именно личного опыта и не хватало. Вы стали питаться литературными впечатлениями, которые для нас являются вторичными, и, естественно, поэтому в этюдах уходили в условность, приблизительность. Многие были обеспокоены результатом, качеством показа, поддавали энергию, плюсовали, изображали. А мы учимся оставаться самими собой в разных жизненных ситуациях. Напротив моего дома строят новое высотное здание. Я несколько дней изредка наблюдал за тем, как монтажники собирали кран. Совершенно спокойно, без расчета на аплодисменты они делали свое обычное будничное, но опасное дело. И это было прекрасно! Если представить, что кто-нибудь из монтажников вдруг перестал заниматься делом и стал бы любоваться собой, демонстрировать умение, «срывать аплодисменты» — он обязательно бы сорвался. Монтажнику красоваться нельзя — сорвется, а артист это себе позволяет: он в безопасности. И в нашей профессии, и в любой другой плодотворна лишь та энергия, которая затрачена на подлинное достижение цели». Можно охарактеризовать наиболее распространенные ошибки любого экзамена по актерскому мастерству. Это — волнение перед началом, переходящее в зажим (во многом оно зависит от неверно проведенного тренинга). Суета за кулисами отсутствие ориентации на площадке. Этюд, созданный не на прожитом опыте, а на литературном, оказывается условным, фальшивым. Этюд играется заученно, не свежо, не совершается на наших глазах по всем законам подлинной жизни, а прокатывается по памяти вчерашнего. Обеспокоенность студента не процессом, не тем делом, которым он занимается, а качеством показа, желанием понравиться, т. е. результатом. Ложь во времени, затянутость процесса (или наоборот — заторопленность). В заключение беседы по экзамену делается обзор результатов сессии по теоретическим предметам. Между талантом и образованностью1 огромная связь. Когда артист образован, его талант раскрывается богаче и тоньше. Существует мнение, что актер может обойтись без больших, глубоких знаний. Это позиция дилетантов. Актер-творец без исторической, эстетической, политической ориентации не может быть содержательным. Понятие «творец» подразумевает человека не только творческого, но и знающего, мыслящего, грамотного. Учитывая эти положения, мы анализируем результаты всей зачетно-экзаменационной сессии. Итоговый урок завершается заданием на следующий семестр. 1. Выбрать интересную басню (желательно из высокой классики) для предстоящих учебных упражнений. 2. Найти отрывок из прозы (классической, зарубежной, со-. временной), который бы содержал в себе событие и был ограничен во времени и в пространстве. 3. Принести в класс «Наблюдение». Подсмотреть в жизни факт, сценку и на основе этих впечатлений сыграть этюд. 4. Прочесть книгу К. С. Станиславского «Работа актера над собой». Разумеется, невозможно предугадать все формы первого актерского экзамена, каждый год он складывается по-новому, но в любом варианте должны быть соблюдены его основные цели — обнаружить уровень освоения главного элемента профессии—органического, подлинного и целесообразного действия в непрерывном, сиюминутном процессе жизни в воображаемых условиях.
|