Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание культуры межнационального общения.






1. Актуальность проблемы межнационального общения

2. Цели и задачи формирования культуры межнациональных отношений

 

Среди множества проблем, которые во все времена волнуют человечество, одна из важнейших проблем – проблема существования, мира, выживания. Её невоз-можно решить, если мы не научимся понимать друг друга, уважать менталитет тех, кто живет на нашей планете.

Трудно назвать страну, где проживало бы население одной национальности, одной культуры, одной конфессии. Во многих государствах, прежде всего с феде-ративным устройством, живут разные народы, этнические и религиозные группы. Без преувеличения можно утверждать, что все государства мира полиэтничны! Если взять за основу этнического деления язык (он фундамент культуры, мента-литета), то цифры, приведенные ниже и основанные на исследованиях социоло-гов, впечатляют.

Так, в Европе на каждую страну в среднем приходится 9, 5 этнических групп; в Латинской Америке и Карибском бассейне – 21; в Индонезии – 712, в Российской Федерации – 191. Следует отметить, что в последние десятилетия отмечена тен-денция роста данных показателей, что связано с естественным стремлением насе-ления идентифицировать себя с позиций этничности.

Представляет особый интерес анализ этничности и конфессионального со-става населения, Приволжского федерального округа, частью которого является Нижегородский регион (Цифры приведены по данным В.Ю. Зорина, П.И. Пучко-ва и других).

Этнический состав населения ПФО.

Русские – 68%, 120

Татары – 12%,

Чуваши – 5%,

Башкиры – 3%,

Мордва, Удмурты, Украинцы – по 2%,

Марийцы – 1%,

Другие национальности – 5%.

Конфессиональный состав населения ПФО

На территории округа зарегистрированы 58 конфессий, 4500 религиозных общин.

49% - исповедуют православие

38% - ислам

9% - протестанты

4% - прочие религии, в том числе буддизм, индуизм, даоизм.

Такой же многонациональный и многоконфессиональной по своему составу явля-ется Нижегородская область, где, как констатируют её руководители, представи-тели различных этнических групп живут в атмосфере взаимопонимания и согла-сия.

Однако в мире в целом взаимопонимания и согласия давно уже нет, и меж-национальные конфликты не только имеют место в земном человеческом обще-житие, но и, к сожалению, обнаруживают тенденцию к усилению.

Учёные называют следующие причины этого тревожного явления:

1. Естественное стремление нации к сохранению независимости в условиях деформации межнациональных отношений;

2. Ущемление в ряде стран интересов национальных меньшинств;

3. Усиление националистических проявлений, перерастающих в откровенно выраженный шовинизм;

4. Боязнь растворения этноса в другом, более многочисленном и экономиче-ски сильном;

 

5. Насильственное присоединение народа к другой государственности;

6. Некорректно установленные национально-территориальные границы, нали-чие спорных территорий;

7. Депортация народов, связанная с изменениями социально-политической си-туаций;

8. Культурное и конфессиональное различие народов, составляющих населе-ние конкретной страны и др.

 

Сказанное выше актуализирует проблему межнациональных отношений и объ-ясняет насущною необходимость выделения в научно-педагогическом простран-стве специальной отрасли-педагогики межнационального общения. Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании конкретизируют эту педагогическую актуаль-ность, подчеркивая, что образование должно быть ориентированно «на интегра-цию личности в системы мировой и национальной культур»…, должно «содейст-вовать взаимопониманию к сотрудничеству между людьми, народами, различны-ми, религиозными и социальными группами».

1. Выполнение основных задач, обозначенных педагогикой межнационально-го общения, связано с историческим анализом идей, концепций, теорий в классической педагогике. У этой проблемы есть своя история.

 

Культура умеренности, терпимости друг к другу имеет место в учении Демокрита, Сократа, Платона. Их утверждение, что красота одного тела родст-венна красоте другого. Обращение к Богу, ориентация на перспективу наказания за грехи в эпоху Средневековья следует расценивать как варианты пропаганды смирения, терпимости в жизни общества.

Особый интерес представляет программа «Пампедия», разработанная основате-лем научный педагогики Я.А. Коменским в ХVI веке. Великий мыслитель, исходя из посылки об общности и равенстве людей, их потребности и устремлений, обосновывает пампедию как стратегию равного и обязательного воспитания всего человеческого рода; Коменский, говорит о формировании у детей умения жить в 122

мире и согласии, выполнять взаимные обязанности, любить и уважать каждого. Он отмечает, что мудрым и полезным человек становиться лишь тогда, когда ос-новную цель жизни видит в «благополучии человеческого рода».

Гегель, рассматривая взаимоотношение ключевых философских понятий «Я» и «не Я», закладывал основу межнационального содружества: «поступая по отношению друг к другу справедливо, я тем самым рассматриваю «не Я» как то-ждественного со мной».

А. Шопенгауэр – «мы должны каждого принимать и признавать с данной его ин-дивидуальностью, какова бы она ни оказалась». И. Кант фактором, сдерживаю-щим неуживчивую человеческую природу, считал корректные отношения с окру-жающими («всеобщий человеческий дояч»).

Интересны и ценны мнения наших отечественных философов, педагогов, психо-логов. Так Николай Рерих утверждал необходимость «благодетельного синтеза», под котором он, понимая «единения культур».

П.Ф. Каптерев уделял особое внимание взаимосвязи национального и общечело-веческого в педагогике. К особенностям педагогического процесса, обусловлен-ным национальными ценностями, он относил язык, религию, быт. Усвоение род-ного языка он рассматривал как приобщение к национальной духовной идее и од-новременно к общечеловеческим знаниям. Он призывал развивать в детях чувство принадлежности ко всему человечеству (глобальности) – «сколько возможно со-кращать в школах мысли о том, что родной народ – единственный носитель ис-тинной культуры, а прочие народы должны быть служебными данному».

В воспитании, подчеркивал он, «нужно обратиться не к одному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами пополнить недос-татки своего национального идеала; народное нужно сочетать с инородным, со всенародным и общечеловеческим».

Педагогика межнационального общения опирается и на культурно-историческую теорию развития поведения и психики Л.С. Выготского, в соответ-ствии с которой детерминанты (причины) поведения лежат в исторически разви-123

вающейся культуре. Таким образом, ведущая роль социокультурного контекста в развитии человека предполагает актуализацию отношений с людьми в целом, от-ношение к тем или иным культурным ценностям в частности.

В настоящее время мировая педагогическая мысль в пространстве педаго-гики межнационального общения формируется правовыми документами, разрабо-танными ООН, ЮНЕСКО, Конституцией РФ, Законом РФ об образовании и дру-гими директивными законодательными документами.

Декларация прав человека, Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании» нацели-вает общество на воздействия интенсификацию образовательной сферы, на фор-мирование культуры межнационального общения. Основные его цели можно сформировать так:

1. Воспитывать человеческое достоинство, чувства долга;

2. Формировать межнациональные отношения в духе ненасилия, терпимости (толерантности), уважения, солидарности;

3. Адаптировать знания к национальным и международным аспектам;

4. Способствовать формированию глобального миропонимания.

 

Цели эти реализуются с помощью решения следующих задач:

- вырабатывать способность признавать и воспринимать различие культур.

- уважать культурное наследие и самобытность своей страны в контексте мировой культуры,

- формировать умение ненасильственного (правового) урегулирования нац. кон-фликтов,

- воспитывать солидарность и справедливость на национальном и международном уровне и др.

По мнению П.В. Болотиной обучение культуре межнационального общения вы-полняет следующие функции: 124

 

1. Философско-культурологическую – направлена на формирование планетар-ного сознания, преодоление узконационального мышления, предрассудков и стереотипов по отношению к другим народам и их культурам.

2. Образовательно-правовую – расширение знаний не только национальных, но и международных правовых норм, элементов правоотношений.

3. Воспитательно-формирующую – ориентированна восприятие и осмысление прав человека, на формирование убеждений и навыков сознательного гу-манного поведения;

4. Психолого - развивающую – познание своего Я, развитие интереса к челове-ку, стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию.

5. Коррекционную – диагностика отклоняющегося (девиантного) поведения с элементами населения, агрессивности, нетерпимости, жестокости и т.д.

 

Сочетание в обучении и воспитании этих функций, практическая их реализа-ция – обязательное условие эффективности педагогики межнационального обще-ния, одного из важнейших принципов которого является принцип интеркультур-ности образования (преподавания, обучения, воспитания) (педагогика, 2, 1999 Т.В. Болотина).

Проблема прав человека в содержании образования. Он основывается на без-условном признании прав человека, присущих каждому «без какого бы то ни бы-ло различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, языка, пола, религии, полити-ческих и иных убеждений» (Всеобщая декларация прав человека)

Интеркультурное образование направлено на формирование человека, уважающе-го права другого человека, готового к диалогу с ним для достижения взаимоот-ношения и взаимоприемлемых решений.

Практически этот принцип в системе образования реализуется в качестве интегрального компонента учебно-воспитательного процесса через теоретическое и практическое освоение искусства, где подчеркивается роль вклада разных наро-дов в его развитие, через историю изучаемых наук, в процессе знакомства с исто-рией и культурой регионов, в ходе овладения иностранными языками, путем ор-125

ганизаций культурного сотрудничества с представителями разных национально-стей.

Принцип интеркультурности образования лежит в основе процесса, который со-временной наукой озвучен как поликультурное образование. Это становиться очевидным, когда мы анализируем его цели и задачи. Кстати, их осмысление осо-бенно важно для педагогов-практиков, так как позволяет актуализировать форми-рование культуры межнационального общения в учебно-воспитательной деятель-ности.

Цель поликультурного образования - сформировать человека, способного к ак-тивной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладаю-щего развитым человеком понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

В соответствии с целью определены и задачи поликультурного образования, главные из которых сформированы следующим образом:

1. Глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа, что является непременным условием интеграции с другими культурами;

2. Формирование представлений о многообразии культур в мире и в России, вос-питания позитивного отношения к национально-культурным различиям;

3. Развитие умений и навыков общения и продуктивного взаимодействия с носи-телями различных культур;

4. Воспитание учащихся в духе мирного сотрудничества, толерантности, патрио-тизма и интернационализма;

5. Создание условий для реализации этих задач.

В связи с этим содержание поликультурного образования предлагается рас-сматривать как:

- актуализацию в учебном материале гуманистических идей и идеалов,

- характеристику уникальных самобытных черт в культурах народов России и ми-ра, 126

- раскрытие в культурном наследии российских народов общих компонентов тра-диций, идей, позволяющих жить в мире и согласии,

- приобщение учащихся к мировой культуре, раскрытие процессов глобализации, взаимозависимости стран и народов в современных условиях.

В заключении сказанного выше следует напомнить, что ключевым поняти-ем педагогики межнационального общения является толерантность, суть которой определена принятой в 1995 году ООН «Декларацией принципов терпимости». В этом важном международном документе толерантность рассматривается как кате-гория, означающая уважение, принятие и правильное понимание всего многооб-разия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуально-сти. Она оценивается как явление, которое делает возможным достижение мира и согласия, как «активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека». При этом наиболее эффек-тивным средством формирования толерантности Декларация называет воспита-ние, в ходе которого должное внимание уделяется культуре межнационального общения. 127






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.