Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Понятие о воспитательной системе. Характеристика отечественных воспитательных систем.
1. Понятие о воспитательной системе 2. Характеристика отечественных воспитательных систем В предыдущих лекциях уже говорилось о том, что одной из задач модерни-зации образовательной сферы, реализации гуманистического подхода к организа-ции учебно-воспитательного процесса является создание условий, необходимых для эффективного развития и формирования личности, для подготовки человека к социальной жизни, для его самоопределения и самореализации. Очевидно, нет необходимости доказывать, что решение этой задачи возможно лишь тогда, когда процесс воспитания перестает быть стихийным, неуправляемым, подчиненным случайным целям, а организуется как четкая, сложено функционирующая систе-ма. Вот почему в педагогической науке все чаще употребляется понятие «воспи-тательная система школы» (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, Б.С. Гершун-ский, Л.Н. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.), а в педагогической практике успеш-но функционируют воспитательные системы, созданные талантливыми педаго-гами В.А. Караковским, С.Н. Лысенковой, А.Н. Тубельским и др. Что же такое педагогическая система в целом и воспитательная система школы как ее составная часть? Обратимся к мнению ученых. В.П. Беспалько считает, что «педагогическая система – это определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогическо-го влияния на формирование личности с заданными качествами». Л.В. Загрекова под педагогической системой понимает «объективно суще-ствующую совокупность социально-педагогических феноменов, взаимодействие которых приводит к появления новых интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим ее компонентам».
При этом все исследователи называют следующие основные компоненты педагогической системы как структуры: − цели; − учащиеся; − педагоги; − содержание образования; − дидактические процессы. Понятие «педагогическая система» включает в себя дидактическую систему и воспитательную систему, которые существуют и развиваются параллельно, но в тесной связи друг с другом. Перечисленные выше компоненты В.П. Беспалько представил в виде схемы, которая дает понять, что выпадение хотя бы одного компонента приводит к раз-рушению целостности и, стало быть, эффективности всей системы.
СХЕМА 2 8) Структура педагогической системы (по В.П. Беспалько) Изложенное выше дает нам основание перейти к осмыслению понятия «воспитательная система школы». Воспользуемся для этого определением Л.И. Новиковой: «воспитательная система школы – это комплекс целей, единство лю-дей, ведущих деятельность по их достижению, отношений между участниками, окружающая среда, включенная в педагогическую работу и управленческая дея-тельность по обеспечению жизнедеятельности системы» («Воспитательная систе-ма школы. Проблемы и поиски / Сост. Н.Л. Селиванова. М., 1989. С. 62). Таким образом, воспитательная система школы предполагает: − комплекс воспитательных целей и задач; − общность людей, их реализующих; − совместную деятельность, направленную на достижение щелей;
S
Цели
Дидактическипроцессы
Учащиеся
Содержание образования
Организа-ционные формы
Педагоги72
− сеть отношений, складывающихся между участниками этой деятель-ности; − часть окружающей социальной среды, которая освоена коллективом школы для реализации принятых целей; − управление совместной деятельностью. Воспитательная система школы – плод коллективного мышления, ее эффек-тивность зависит от того, насколько приняты ее участниками цели, содержание, складывающиеся отношения; однако это не означает, что в ней игнорируются ин-дивидуальные особенности воспитуемых. Поэтому для нее актуальна формула: воспитательная деятельность, охватывающая всех + индивидуализация воспита-ния - вот слагаемые успеха. Поясним высказанные положения. 1. Воспитательная система школы включает в себя, как правило, блок це-лей, осмысленных и принятых всеми ее участниками, при этом важное значение имеет не столько уяснение того, что и как нужно делать, но и осознание того (и нам представляется это более существенным), во имя чего воспитательная систе-ма создана. 2. Творцами, авторами системы являются все ее участники: педагоги, вос-питанники, взрослые (родители, представители общественных организаций и др.), которые включены в школьную жизнь. При условии, что все они спаяны в единый воспитательный коллектив, следует считать, что этот коллектив – ядро воспита-тельной системы школы. 3. При реализации целей важно, какие отношения складываются между членами школьного коллектива: воспитательная система функционирует в дея-тельности, обязательно творческой. Системообразующей это деятельность стано-вится тогда, когда она оказывается интересной, увлекательной для всех, когда каждый находит в ней сферу приложения своих знаний, умений, творческих за-мыслов. Это может быть сфера познания (школа №76, г. Рига, рук. Г.П. Поспело-
ва), сфера труда (Б.О. Полянский, Курская область; А.А. Захаренко, Черкасская область), сфера спорта, сфера клубной работы. Санкт-Петербургский ученый И.П. Иванов ввел в педагогическую теорию и практику термин «коллективное творческое дело» (КТД_ и проанализировал воспитательный эффект использования различных видов КТД прежде всего в создании воспитательных школьных систем. 4. Воспитательная система школы – система открытая, отбирающая и испыты-вающая внешние влияния и реагирующая на них. Сильная воспитательная сис-тема способна преобразовать среду, как бы подчинить ее себе (так было у А.С. Макаренко). Для этого школа должна быть реальным центром воспитательной работы в своем микрорайоне, в ближайшем социуме. 5. Воспитательная система школы – явление динамичное: она рождается, совершенствуется, обновляется, обретает новые формы. Процесс этот не стихий-ный, а управляемый. Управление системой осуществляется через: − корректировку целей; − расширение и разнообразие форм коллективной творческой деятельности; − введение инновации в воспитательный процесс; − расширение взаимодействия с социальной средой. Разумеется, создание и авторский характер воспитательной системы школы зависит от целого ряда моментов: − от специфики местоположения школы (сельская местность или город); − от количества учащихся; − от отношений в коллективе; − от творческой инициативности членов коллектива и т.д. Поэтому воспитательная система школы не может быть стандартной, обяза-тельной для всех типов учебно-воспитательных учреждений и в любом ее прояв-лении является авторской.
В своем становлении воспитательная система школы проходит несколько этапов. 1 этап – собственно становление системы. Он включает в себя − обоснование и постановку целей; − выработку главных, приоритетных ориентиров в организации коллективной творческой деятельности − проектирование коллективных ценностных установок. 2 этап – связан с отработкой структуры системы и содержательной стороны деятельности учащихся. − утверждаются системообразующие сферы и виды деятельности; − выделяются приоритетные направления функционирования системы; − отрабатываются наиболее эффективные формы и методы воспитательной деятельности. 3 этап – оформление системы: крепнут внутренние связи, упорядочивается жизнь школьников, формируется так называемое «чувство школы». Создаются и «работают» традиции, создаются предпосылки для социального наследования. Расширяются связи с ближайшим социальным окружением, активно используется материальная, природная, предметно-эстетическая среда, в управлении преобла-дают саморегуляция и самоконтроль, наступает период относительной стабильно-сти. Однако останавливаться на этом этапе не следует (А.С. Макаренко напоми-нал педагогам, что остановка в созидательном воспитательном движении равно-сильна смерти). Поэтому важно готовиться к обновлению системы. В методической литературе называются 2 пути, по которым может осуще-ствляться обновление системы: революционный и эволюционный. Первый (революционный) связан, как правило, с чрезвычайными обстоя-тельствами и требует коренных изменений структуры системы, изменений целе-вых ориентиров (Так, например, произошло с А.С. Макаренко и воспитательным коллективом, когда ему предложили перебраться в Куряж).
Итак, мы подробно изложили теоретические основы возникновения и ста-новления такого педагогического феномена, как воспитательная система школы. Однако его теоретическое осмысление было бы невозможным, если бы воспита-тельные системы не являлись бы реальным воплощением творческих замыслов педагогов-практиков. История развития образования и педагогической мысли знакомит нас с опытом создания воспитательных систем как за рубежом, так и в нашей стране. К числу наиболее известных зарубежных воспитательных систем, бесспор-но, относятся школа Монтессори, Вольдорфская школа и педагогическая система Селестена Френе. В отечественной педагогике экспериментальная работа по созданию воспи-тательных школьных систем началось в 20е годы XX века и связана с именами А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского, С.М. Ривеса, М.М. Пи-страка и др. Остановимся подробнее на некоторых из этих систем. Система А.С. Макаренко функционировала в одном из официальных учре-ждений для несовершеннолетних правонарушителей
(сначала трудовая колония, затем – школа-коммуна). Системообразующими факторами стали настоящая про-изводственная деятельность и самоуправление коллективом воспитанников. В ко-лонии был цех по изготовлению мебели, столь необходимой для нормальной жиз-ни колонистов, в коммуне появился завод, выпускавший электроинструменты и фотоаппараты. Придя к выводу, что «труд без идущего рядом образования и вос-питания становится нейтральным» в воспитательном плане, мало привлекатель-ным для ребенка, А.С. Макаренко удачно соединил начальную профессиональ-ную подготовку с общим средним образованием колонистов. Разработанная им методика создания и развития коллектива, которая цементировала взаимоотноше-ния, общение в колонии и коммуне, стали классикой отечественной педагогики. Система В.Н. Сороки-Росинского была создана на базе Московской школы им Ф. Достоевского, благодаря книге Пантелеева, одного из учащихся этой шко-лы, более известная как «республика ШКИД». В основу этой системы был зало-
жен учебный труд (учеба, учение), который для беспризорных голодных и разде-тых детей превратился в «сказочно увлекательный процесс». Девизом школы стали слова: «Только знание помогут нам выйти в люди». Вот что пишет в своей книге «Республика ШКИД» А. Пантелеев: «Нас лечили трудом, но трудом не фи-зическим, не переплетным делом, не чемоданами, не сапогами и табуретками, а тем, что называется культурой. Зимой – 10 уроков в день, летом, кажется шесть или семь и никакого протеста – ни тогда, ни теперь – в памяти. Мы с наслаждени-ем впитывали в себя культуру». Система С.М. Ривес была организована в Одесской школе-коммуне. Ее сис-темообразующим компонентом стало создание атмосферы радости с помощью фантастических феерий, праздничных шествий, творческих смотров, которые ак-тивизировали деятельность детей, воспитывали доброжелательность, взаимоува-жение, желание помочь товарищу и т.д. И это лишь беглый обзор опыта школ 20х-30х годов, школ авторских, являющихся настоящей сокровищницей творческой педагогики. Воспитательная система В.А. Караковского (школа №825, г. Москва) осно-вана на коллективной творческой деятельности в разных формах внеурочных и учебных занятиях, которая неизбежно предполагает элементы неформального и свободного самовыражения учащихся в атмосфере дружеского общения педаго-гов и детей. Большое внимание уделяется клубной работе, вовлечение детей в коллективные творческие дела через участие в различных объединениях по инте-ресам. Ребята становятся участниками игры «Робинзонада», дидактического теат-ра, аукциона знаний, научных конференций и других увлекательных дел, что спо-собствует созданию особого эмоционального и интеллектуального настроя, ус-воению важнейших ценностных ориентиров. Школа существует уже более 25 лет, что позволяет анализировать процесс развития воспитательной системы, его зако-номерностей, вносить необходимые коррективы в жизнедеятельность школы. Воспитательная система Г.П. Поспеловой (шк. №76 им. М. Ломоносов, г. Рига) предполагает в качестве главной составляющей ориентированность на ран-
нее выявление и развитие задатков и способностей каждого отдельного ученика, для определения его дальнейшего жизненного пути. Ведущий вид деятельности – познавательная, которая предусматривает дифференциацию обучения с учетом индивидуальных способностей и интересов и свободу выбора дела по душе во внеучебной деятельности. В школе созданы научные ученические объединения, соответствующие 3 профилям обучения: химико-биологическому, физико-математическому и гуманитарному. Нам представляется, что в связи с предпола-гаемым в процессе модернизации образования переходом к профильному образо-ванию на старшей ступени обучения опыт этой воспитательной системы имеет особое значение. Разумеется, в рамках одной лекции невозможно рассказать обо всех воспи-тательных системах, но следует подчеркнуть, что они созданы и успешно функ-ционируют, обогащая педагогическую науку и практику творческими идеями, ин-новационным подходом к решению самых актуальных вопросов воспитания, обу-чения и образования подрастающего поколения. В заключение обратим внимание на то, что понятие «воспитательная систе-ма школы» не тождественно понятию «система воспитательной работы». Послед-нее складывается из работы (достаточно разобщенной и самостоятельной) от-дельных классных руководителей и чаще всего предполагает сумму различных мероприятий, проводимых по классам. Суть понятия «воспитательная система школы» достаточно полно представлена в данной лекции и не требует дополни-тельных разъяснений.
|