Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 10






Методы воспитания и формы организации воспитательного процесса.

1. Сущность понятия «метод» воспитания

2. Характеристика методов воспитания

Решение педагогических задач, осуществление функциональной воспита-тельной деятельности неизбежно ставит перед педагогами вопрос: как поступить в конкретной ситуации, достичь поставленных целей, как сделать воспитательный процесс эффективным и результативным. Для того чтобы ответить на эти непро-стые вопросы, педагог обращается к методам воспитания.

Методы воспитания – важные и очень сложные компоненты воспитательно-го процесса, которыми педагог обязан владеть профессионально. Как и многие понятия в педагогике, метод воспитания формулируется по-разному. Приведем несколько примеров (это мнение ученых, авторов учебников педагогики, издан-ных в разное время).

Г.И. Щукина: «Методы воспитания – это способы, с помощью которых со-вершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание, поведение воспитанников, на формирование у них необходимых качеств, на обогащение их опыта полезной деятельностью и многообразных отношений».

Ю.К. Бабанский: «Метод воспитания – это обобщенный способ взаимосвя-занной деятельности воспитателя и воспитуемого по реализации целей, задач, со-держания целенаправленного формирования всесторонне развитой личности».

И.Ф. Харламов: «Под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые использу-ются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования».

В.А. Сластенин: «Под методами осуществления целостного педагогическо-го процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педа-

 

 

гога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач» (В.А. Сластенин объединяет в понятии «целостный педагогический процесс» образова-ние и воспитание).

Некоторые различия этих формулировок не мешают понять главные, сущ-ностные характеристики методов: это способы взаимодействия воспитателя и воспитанников, направленные на реализацию целее и задач воспитания. Обра-щенность методов воспитания непосредственно к личности воспитанника очень точно выразил А.С. Макаренко, назвав их «инструментами прикосновения к лич-ности».

Методы можно расчленить на составляющие их элементы (части или дета-ли), которые называются методическими приемами. По отношению к методу при-ем носит частный, подчиненный характер: так, приемами являются ссылки на ли-тературные или научные источники, на конкретные события и факты, демонстра-ция отдельный фрагментов фильмов и т.д.

Помимо этого реализация метода осуществляется с помощью различных средств воспитания.

Средство воспитания – понятие более широкое, чем прием; оно включает и подразумевает организацию методических путей для решения воспитательных за-дач. К средствам воспитания относятся различные источники формирования лич-ности: виды воспитывающей и развивающей деятельности (учение, труд, игра, спорт), предметы, вещи (игрушки, технические средства, ЭВМ), процессы, произ-ведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная работа), природа и т.д.

В школьной практике методы, приемы и средства теснейшим образом взаи-модействуют, причем умение использовать весь арсенал методов, средств и прие-мов в воспитательной работе является свидетельством высокого профессиональ-ного мастерства педагога. Следует отметить, что специальным изучением воз-можностей методов организации воспитательной работы занимается прикладная научная дисциплина, являющаяся отраслью теории воспитания, методика воспи-

 

 

тательной работы. Напомним, что начало методике воспитания положил А.С. Ма-каренко своей работой «Методика организации воспитательного процесса»; позд-нее исследование в этом направлении продолжили В.А. Сухомлинский, Н.Е. Щуркова, Н.И. Болдырев, В.С. Селиванов и др.

Активной научной разработкой проблемы методов воспитания и их класси-фикации отечественные педагоги занялись в 20-е годы XX века, и это не случай-но: строительство свободного социалистического общества требовало нового пе-дагогического мышления, новых подходов к решению задач воспитания молодого поколения. Проблема классификации методов воспитания оказалась весьма слож-ной, дискуссионной и привлекла внимание известных педагогов Н.К. Крупской, П.П. Блонского, И.С. Марьенко, Ю.Е. Бабанского, Т.А. Стефоновской. Очевидно, и сегодня проблему нельзя считать решенной окончательно: работа продолжается и может привести к появлению новых вариантов классификации.

Но вернемся к истокам этой работы и познакомимся с предлагаемыми педа-гогической наукой видами классификации методов воспитания, в основу которых закладывались разные подходы и идеи.

1. А.П. Пинкевич (20-е годы) разделил методы воспитания на 2 группы, приняв за основу каждой время воздействия

- методы длительного педагогического воздействия

- методы краткосрочные, преходящие.

2. В.М.Коротов, И.С.Марьенко (70-е годы) выделили 3 группы методов

- методы формирования положительного опыта поведения в процессе дея-тельности

 

- методы формирования сознания (понятий, суждений)

- методы поощрения и наказания.

3. Ю.К. Бабанский (80-е годы)

− методы формирования сознания личности

 

− методы организации деятельности и формирования опыта обществен-ного поведения

− методы стимулирования деятельности и поведения

Заметим, что две последние классификации схожи между собой прежде все-го тем, что в основе этой и другой лежат объекты воздействия, учитывается на-правленность метода на конкретную сферу личности.

4. И.Ф. Харламов (90-е годы)

− метод убеждения

− метод положительного примера

− метод упражнений

− методы одобрения и осуждения

− метод требования и контроля за поведением учащихся. Метод пере-ключения.

Основу данной классификации составляет концепция деятельности.

Согласно более или менее разделяемой всеми учеными классификации ме-тоды воспитания можно объединить в четыре группы (условность этого объеди-нения очевидна):

1. Методы формирования сознания (рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, пример)

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнения, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих си-туаций)

3. Методы стимулирования поведения (соревнование, игра, поощрение, наказание)

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки (наблюдение, опросы, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности).

Степень влияния каждой из этих групп на результаты воспитания различна, поэтому следует помнить указание А.С. Макаренко о том, что нет не может быть универсальных методов и средств воспитания и что успеха в воспитательном

 

процессе можно достичь лишь тогда, когда все методы будут использованы в сис-теме и совокупности их, с учетом специфической направленности каждого мето-да. В своей работе «Проблемы школьного советского воспитания» А.С. Макарен-ко писал о том, что выбор метода не должен быть случайным, что выбор этот де-терминируется рядом условий и зависит от

− цели и задач воспитания,

− содержания воспитания,

− уровня воспитанности учащихся,

− от возраста учащихся и их индивидуальных черт,

− от характера отношений между участниками воспитательного процес-са,

− от авторитета воспитателя и т.д.

Известно, что современная отечественная педагогическая наука базируется на концепции деятельностного подхода в воспитании (напомним, что это одни из подходов, рассмотренных авторами ранее), который утверждает, что человек формируется в деятельности, в различных ее видах: учебной, общественной, эсте-тической, трудовой и т.д. С разнообразием этих видов и связано понятие «форма воспитания», «форма воспитательной работы».

Форма воспитательной работы – это организационная структура, педагоги-ческое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и ме-тоды конкретного воспитательного процесса. Такое определение формы воспита-тельной работы приводит в своем учебнике «Педагогика» Л.П. Крившенко, под-черкивая, что формы эти весьма разнообразны, отражают творческий характер педагога, его педагогическое мастерство и могут быть уникальны.

Классификации и систематизации форм воспитательной работы посвятили свои научные исследования Н.И. Болдырев, Н.Е. Щуркова и другие известные пе-дагоги-ученые.

Так, по количеству участников различают индивидуальные, групповые, массовые формы воспитания. По основному виду деятельности они подразделя-

 

 

ются на формы познавательной, общественно полезной, эстетической, физкуль-турно-оздоровительной, ценностно-ориентационной, трудовой деятельности. В зависимости от способов воспитательного воздействия называют словесные, практические, наглядные формы воспитания. Известны и другие классификации, знание которых обогащает практику воспитательного воздействия. Творческим подходом к выбору форм воспитания отличаются авторские школы, в которых каждое мероприятие реализует огромный воспитательный потенциал, воздейству-ет на рациональные и эмоциональные сферы воспитанников, помогает добиться высоких результатов в воспитании, решить сложные задачи, поставленные обще-ством перед школой.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.