Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогическое взаимодействие в опыте учителей-новаторов.






1. Педагоги-новаторы в истории педагогической науки

2. Особенности педагогического мастерства современных учителей новато-ров

Каждый человек в своей жизни встречается с учителем. Один оставляют глубокий след, о других не хотят даже вспоминать. И когда говорят о талантли-вом ученом, о прекрасном хирурге. вспоминают его учителей: «У него были хо-рошие учителя».

Сегодня, когда школа и педагогика переживают нелегкие времена, когда учитель может быть востребован или нет, когда растет конкурентоспособность, проблема педагогического мастерства значительно актуализируется

 

Это связано прежде всего с тем, что усиливаются требования к личности и профессии учителя.

В современном мире педагог – очень сложная профессия, требующая глу-боких и серьезных знаний, полной отдачи сил, терпения, порой мужества. Сего-дня школе нужен учитель-профессионал, учитель-мастер, владеющий новыми пе-дагогическими технологиями и искусством общения, учитель с высоким уровнем духовно-нравственной культуры; учитель-гуманист, способный к сотрудничеству, сотворчеству с учеником, умеющий учить и учиться.

История педагогики знает имена выдающихся педагогов прошлого, стоя-щих у истоков становления и развития учительской профессии, которых мы сего-дня называем великими творцами Педагогики, учителями-новаторами, Мастера-ми.

Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж-Ж. Руссо, Р.Оуэн, А. Дистервег, М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, П.П. Блонсий, Я. Корчак, С.И. Гессен, В.А. Сухомлинский, А.А. Куманев и многие, многие другие. Что мы знаем о них? С чем вошли они в историю педагогической мысли? В чем их новаторство? Для характеристики их педагогической деятельности используем материалы учебного

 

 

пособия доктор педагогических наук профессор кафедры Ф.В. Повшедной в веде-ние в педагогическую деятельность.

А.Я. Коменский (1952-1670) – великий славянский педагог-новатор, осно-воположник педагогической науки. творец, исследователь. Это он в годы 30-летней войны в Чехии создавал и развивал самую мирную науку – педагогику. Он разработал классно-урочную систему обучения, поставил и гениально решил ос-новной вопрос дидактики: «Чему и как учить детей?». Это он написал удивитель-но светлую книгу «Материнская школа», в которой говорит о роли и значении дошкольного воспитания в жизни ребенка. Это он, Ян Амос Коменский, утвер-ждая новый взгляд на профессию учителя, называл ее «счастливейшей под солн-цем» и считал, что учителями должны быть «люди набожные, честные, деятель-ные и трудолюбивые».

Ж-Ж. Руссо (1712-1778) – великий французский просветитель, педагог, му-зыковед, философ. «Любите и берегите детство!» - этот лозунг впервые произно-сит Жан Жак Руссо в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании». Его идея сво-бодного развития личности – уникальна. Обучать и воспитывать ребенка необхо-димо, предполагал Ж. Руссо, сообразуясь с природой. «Воспитатель! – какая воз-вышенная нужна тут душа! …Поистине чтобы создавать человека, нужно самому быть или отцом, или больше чем человеком».

А. Дистервег (1790-1866) – «учитель немецких учителей», педагог-демократ, считал, что особая роль в становлении личности ребенка принадлежит учителю, который всегда является для него живым примером. В работе «Руково-дство к образованию немецких учителей» Адольф Дистервег определил следую-щие правила для воспитателей: «будь сам воспитан в широком смысле слова – и тогда ты неизбежно сделаешься воспитателем в истинном смысле слова, стремись к самообразованию даже тогда, когда работаешь над образованием других. Пусть школа будет школой для тебя самого; пусть вся жизнь, любое обстоятельств и по-ложение послужит поводом к твоему собственному воспитанию и образованию …»

 

 

«Учительское самосознание заключается в высоком мнении учителя о дос-тоинстве и значении своей профессии».

М.В. Ломоносов (1711-1765). С детских лет М.В. Ломоносов стремился по-лучить образование. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Петербур-ге, учился в Германии.

Крупнейший русский ученый, поэт, физик, математик, химик, историк, про-светитель, педагог. Научные интересы Михаила Васильевича Ломоносова разно-образны, разноаспектны, фундаментальны. По проекту М.В. Ломоносова в 1755 году был открыт Московский университет. Он был членом Академии наук, Ака-демии художеств, почетным членом Болонской и Шведской Академии наук. Все это позволило А.С. Пушкину назвать М.В. Ломоносова «нашим российским уни-верситетом».

Н.И. Пирогов (1810-1881). Знаменитый след в отечественной педагогике оставил известный русский педагог, врач, общественный деятель. В статье «Во-просы жизни», проанализировав противоречия между школой и жизнью, Николай Иванович Пирогов определил основную цель воспитания – формирование высо-конравственной личности. Особое внимание он уделял личности учителя: это че-ловек с нравственной свободой мысли, верящий в правду, готовый к самопожерт-вованию. По мнению Н.И. Пирогова, учитель должен видеть в ребенке личность, проявлять к нему гуманность, снисходительность к естественным увлечениям и простительным слабостям, воспитывать откровенность, стремиться, чтобы в вос-питанниках не развивались пороки.

«Только истинно знающий свой предмет учитель, искренне любящий детей, может обучать и воспитывать».

К.Д. Ушинский (1824-1870/71) – великий русский педагог, основополож-ник педагогики в России. В 22 года – профессор камеральных наук Демидовского лицея в Ярославле, и вся жизнь – служение Отечеству, народу своему: «Все – для России, все – для Отчества. Себе – ничего».

 

 

Все статьи, работы, книги Константина Дмитриевича Ушинского – о чело-век и для человека: «Человек как предмет воспитания», «О пользе педагогической литературы», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Детский мир», «Азбука», «Родное слово». Как много сделал и как мало прожил этот та-лантливый Учитель и Человек.

«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственных организм заведения, как бы хитро он ни был придуман. не может заменить личности в деле воспитателя».

Л.Н. Толстой (1828-1910) – писатель Земли Русской, психолог души чело-веческой, учитель яснополянской школы. Лев Николаевич Толстой считал, что профессии педагога – сложнейшая и прекраснейшая, она требует от человека все-го себя, своего сердца и души: «Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он – совершенный учитель».

Н.А. Добролюбов (1836-1861). Трудно поверить, когда знакомишься с ра-ботами, статьями, педагогическими идеями мыслителя, литературного критика Николая Александровича Добролюбова, что он прожил всего 25 лет. Перед нами встает зрелый, талантливый, умудренный жизненным опытом человек, который до боли в сердце ощущал необходимость нравственного оздоровления общества, образования простого народа и, как мог, помогал осуществлению этого.

Уважаемые студенты! Помните всегда: Н.А. Добролюбов – наш земляк, он жил, учился здесь – на Нижегородской земле. Здесь любовался он красавицей Волгой, задумчиво стоял у стен Кремля, по этим дорогам и тропинкам он шел в Нижегородскую духовную семинарию (сегодня здесь располагаются факультеты нашего университета).

Бережно хранят память о великом земляке нижегородцы. 13 сентября 1971 года в Нижнем Новгороде (г. Горький) был открыт музей им. Н.А. Добролюбова,

 

 

который любят нижегородцы и гости нашего города. А на Театральной площади открыт памятник Н.А. Добролюбову, который писал: «Мы требуем, чтобы воспи-татели выказывали более уважения к человеческой природе и старались о разви-тии внутреннего человека в своих воспитанниках, и чтобы воспитание стремилось сделать человека нравственным – не по привычки, а по сознанию и убеждению».

Н.К. Крупская (1869-1939). Обращение к педагогическому наследию Н.К. Крупской всегда интересно и своевременно. Диапазон ее научно-педагогических интересов велик: от узких проблем становления молодой комсомольской семьи до чрезвычайно глубокого анализа состоянии системы народного образования в Рос-сии и за рубежом. Сегодня мы знаем, как трудно складывалась личная и профес-сиональная судьба Надежды Константиновны Крупской. Она вошла в историю педагогической науки как первый педагог-марксист, как крупнейший теоретик проблем воспитания и образования молодежи, многие из которых остаются акту-альными и созвучными сегодняшнему дню России: «Учитель прежде всего дол-жен знать свой предмет, ту науку которую он преподает, ее основы. Другим усло-вием является умение передавать другим свои знания. Третье. чем должен владеть учитель, - это … знание возрастных особенностей восприятия его в каждом воз-расте, объема жизненного опыта современных ребят, характера и глубины этого опыта.».

С.Т. Шацкий (1878-1934). Крупнейший теоретик и практик, педагог-новатор С.Т. Шацкий не только создал Первую опытную станцию по народному образованию, которая была первым в мире научно-производственным педагоги-ческим объединением, он высоко ценил учителя. его социальную роль в общест-ве; разработал теорию социализации личности через активную трудовую деятель-ность.

Жизнь Станислава Теофиловича Шацкого – это пример служения долгу Учителя в его высоком понимании и назначении: «Реформа работы школы долж-на начинаться с реформ подготовки учителя, так как Учитель, преподаватель – ключевая фигура перестройки …школы… Культурность и высокая направлен-

 

 

ность делают педагога личностью. Без такой личности нет школы. Личный при-мер педагога оставляет след у молодых людей на всю их последующую жизнь.».

Я. Корчак (1878-1942). Выдающийся польский педагог, врач, писатель Генрик Гольдшмидт – Януш Корчак в 1911 году открывает Дом Сирот, создает стройную воспитательную систему, сердцевиной которой является бескорыстная любовь к детям, принятие их такими, какие они есть. Он, их учитель, не дрогнул перед лицом смерти, не оставил их. Вместе со своими 200 воспитанниками он по-гиб в газовой камере фашистского лагеря смерти Треблинка. ушел вместе с ними в бессмертие. Может быть поэтому так тревожно и трогательно звучат слова: «Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке… Детей нет – есть люди, но с иным масштабом понятий, иным зна-нием опыта. иными впечатлениями, иной игрой чувств. Помни, что мы и не зна-ем».

В.В. Зеньковский (1881-1962). Педагогические взгляды В.В. Зеньковского, известного педагога, философа, психолога, богослова дореволюционной России, прошли сложный путь эволюции. Вынужденная эмиграция, долгая жизнь в изгна-нии, общественно-педагогическая деятельность в становлении русской школы за рубежом во многом повлияли на формирование религиозно-педагогической кон-цепции воспитания личности: «В человеке, - писал Василий Васильевич Зеньков-ский, - не только личностно, но и личность живет «всем» - оттого нельзя развитие личности оторвать от физической, психической, социальной ее жизни».

С.И. Гессен (1887-1950). Сегодня имя С.М. Гессена, выдающегося отечест-венного педагога, философа, историка образования и педагогики, становиться широко известным в новой России. К сожалению, долгие годы оно было забыто, вычеркнуто из педагогической действительности. Судьба его, как и многих дру-гих педагогов Российского Зарубежья, была трагичной. Изгнание, эмиграция, заб-вение. Вместе с тем, еще в тридцатые годы нашего столетия Сергей Иосифович Гессен писал: «Именно учитель, учитель по призванию, никогда не сможет обой-тись без мировоззрения или отрешиться от него. Не сможет он также и привести к

 

 

молчанию и бездействию в своей педагогической практике имеющегося у него мировоззрение. Это означало бы для него отказ от своей личности как воспитате-ля». Как современны эти идеи, они как будто обращены к нам.

А.С. Макаренко (1888-1939). Как магнит притягивает это имя. Много ми-фов создано о нем. Многое мы узнаем и понимаем заново. Но всегда с нами глав-ное в педагогике Антона Семеновича Макаренко – воспитание личности в труде и коллективе, его безграничная вера в человека. уважение и требовательность к личности: «Если бы кто-нибудь спросил, как бы я мог в краткой формуле опреде-лить сущность моего педагогического опыта, я бы ответил, что как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему».

Антон Семенович был глубоко убежден в том, что работа учителя самая трудная, «самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей».

В.А. Сухомлинский (1918-1970) – директор школы, учитель-гуманист, ученый-исследователь – всю свою жизнь, свое сердце отдал детям. Его книги «Мудрая власть коллектива», «Сердце отдаю детям», «Разговор с молодым дирек-тором школы», «Письма к сыну» - были и остаются настольными книгами не только учителей России. Они переведены на многие языки народов мира. Их чи-тают и перечитывают, по ним узнают удивительно щедрый и солнечный мир гу-манистической педагогики Василия Александровича Сухомлинского: «Человек, который встречается с учениками только на уроке … не знает детской души, а кто не знает ребенка, тот не может быть воспитателем. Для такого человека за семью печатями закрыты мысли, чувства и стремления детей…».

А.А. Куманев (1910-1975) – учитель учителей, директор Лукояновского пе-дагогического училища Нижегородской области – был глубоко убежден, что учить – это значить делать людей счастливыми, а не только воспитывать «коллек-тивистов», «чутких, добрых. совестливых людей», «творчески мыслящих».

Почти 30 лет Александр Александрович Куманев возглавлял коллектив педучилища в маленьком провинциальном городке. Он навсегда остался в памяти

 

 

своих учеников требовательным, добрым, отзывчивым другом. Он всегда верил в своих учеников, верил в учителя и считал, что злой, плохой учитель в нашей шко-ле – редкость.

Имена современных педагогов-новаторов Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, Т.И. Гончаровой, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталова, М.П. Щети-нина и других широко известных в стране. Мы учимся у них педагогике сотруд-ничества, уважительному отношению к ребенку, педагогическому общению. Мы говорим, что это педагоги-новаторы, педагоги-мастера своего дела. Их книги се-годня знают и читают все российские педагоги; из идеи, педагогические находки, педагогические россыпи.. стали достоянием тысяч и тысяч учителей.

В чем же их педагогическое новаторство? Как шли они по-своему нелегко-му, но благородному пути?

Прежде всего они интересны нам тем, что каждый из низ шел своим инди-видуальным путем, порой очень трудным. У каждого их низ свой стиль работы, свои особенности, своя педагогическая лаборатория, свой предмет преподавания. Но всех их объединяет педагогический дар, вера в бесконечные возможности рас-тущего человека; гуманный подход к личности ученика, любовь и желание по-мочь детям найти свое место в жизни, поддержать в трудную минуту, быть «точ-кой опоры» для каждого. Технология сотрудничества, взаимопомощи, сотрудни-чества, общения – на уроке и вне его – вот главное в их педагогической деятель-ности: «Ты – мой ученик. Я – твой учитель. Давай подумаем: для чего мы встре-тились в этом мире».

Шалва Александр Амонашвили – академик РАО, ученый-практик, педа-гог и психолог (Москва).

Книги: «Обучение, оценка, отметка» (1980); «Здравствуйте, дети!» (1983); «Как живете, дети?» (1986); «Единство цели» (1987); «Размышления о гуманной педагогике» (1996); «Гуманно-личностный подход к детям» (1998).

Концептуальные положения разработанной им теории:

− личность проявляется в раннем детстве;

 

− ребенок в школе – полноценная человеческая личность;

− ребенок – высшее творение Природы и Космоса;

− урок – ведущая форма жизни детей: Урок-Солнце, Урок-Радость, Урок-Дружба, Урок-Творчество, Урок-Труд, Урок-Игра, Урок-Встреча, Урок-Жизнь.

Игорь Павлович Волков – заслуженный учитель РФ, учитель труда (г. Реутово)

Книги: «Учим творчеству» (1982), «Приобщение школьников к творчеству» (1988).

Основные теоретические идеи, разработанные им:

− выявление и развитие творческих способностей;

− учить надо творчески;

− «функция творческой книжки»;

− творческие комнаты;

− делать ставку на самостоятельный труд учащихся;

Татьяна Ивановна Гончарова – народный учитель СССР, учитель исто-рии (г. Санкт-Петербург).

Книги: «Уроки истории – уроки жизни» (1986).

Концептуальные положения разработанной ею теории:

− уроки истории должны учить жизни;

− соратники мои – ученики;

− право ребенка на собственную точку зрения;

− поиск лучших качеств личности;

− верить в ребенка, помогать ему;

− чутко и верно поддерживать.

Евгений Николаевич Ильин – народный учитель СССР, учитель литера-туры (г. Санкт-Петербург).

 

 

Книги: «Искусство общения» (1982); «Рождение урока» (1986); «Путь к ученику» (1991); «Давайте соберемся» (1994).

Концептуальные положения разработанной им теории:

− развитие интереса к чтению;

− уроки литературы – уроки общения;

− «слово+чувство» (нравственное формирование средствами литерату-ры);

− любить+понимать+принимать+сострадать+помогать;

− ученики – соавторы урока;

− анализ детали художественного произведения.

«Учителя не случайно называют высоким именем Народный. Его мудрость творит ту сложную вещь, которую принято называть преемственностью поколе-ний» (В.А. Сухомлинский).

Софья Николаевна Лысенкова – народный учитель СССР, учитель на-чальных классов (Москва).

Книги: «Когда легко учиться» (1990); «Жизнь моя – школа, или Право на творчество» (1995); «Я читаю. Я считаю. Я пишу. Как учить школьника» (1997).

Концептуальные положения разработанной ею теории:

− успех – главное условие развития детей в обучении;

− предупреждение ошибок, а не работа над ними;

− к полной самостоятельности постепенно;

− идея опережающего обучения.

Виктор Федорович Шаталов – народный учитель СССР, математик-методист (г. Донецк).

Книги: «Куда и как исчезли тройки» (1979); «Педагогическая проза» (1980); «Точка опоры» (1987).

Концептуальные положения разработанной им теории:

− все дети талантливы;

 

− ученье без принуждения;

− бесконфликтность учебной ситуации;

− гласность успехов каждого;

− «щадящая педагогика».

«Точка опоры – это прежде всего обретение достоинства, высокого пред-ставления о человеке и его предназначении на земле. Точка опоры – это вера в се-бя». (В.Ф. Шаталов).

Михаил Петрович Щетинин – директор школы, учитель пения (Красно-дарский край).

Книги: «Объять необъятное» (1989); «С чего начинается учитель?» (1991).

Основные теоретические идеи, разработанные их законом:

− сотрудничество, мастерство общения, сотрудничество;

− право ребенка на свободный выбор;

− право ребенка на ошибку;

− учитель начинается с любви к Родине.

«Раскрепостить ученика, дать ему свободу самовыражения, снять заслоны страха, боязни быть осмеянным – значит, пробудить в нем гения». (М.П. Щети-нин).

Таким образом, обращаясь сегодня к истокам педагогической науки, мы не только вспоминаем имена Учителей, мы окунаемся в щедрый мир их педагогиче-ских находок и раздумий. Мы ясно видим, что стремление подчинить свою дея-тельность гуманистическим идеалам и служению будущему всегда отличает про-грессивно мыслящих, талантливых, творческих педагогов. За интересными, не-стандартными, инновационными формами и методами, технологиями организа-ции педагогического процесса раскрывается способность учителя найти путь к личности нашего ученика, понять и принять его таким, какой он есть. В этом уни-кальность их педагогической деятельности. их творческого опыта, знакомство с которым очень важно для формирования личности будущего учителя, его профес-

 

 

сиональной компетентности, педагогической культуры и педагогического мастер-ства. (Павшедная Ф.В. Введение в педагогическую деятельность Н.Новгород, 2001)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.