Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Сандхи согласных 7 страница
Этот же суффикс образует основу женского рода pā tnī - 'госпожа' к рай- 'господин'. Суффикс -аиГ- образует основы женского рода к соответствующим основам мужского рода на -а; их семантика — прежде всего собственные имена, например: araņ yā ni- nom.pr. лесной богини — агапуа- 'лес', Indrā ni- пот.рг. жены Индры — indra- пот.рг. бога, varuņ ū nī - пот.рг. жены Варуны — vč r и ņ a - пот.рг. бога и некоторые другие. Таков инвентарь основных первичных и вторичных суффиксов в ведийском языке и правила их соединения с другими морфемами в составе основ. Для ведийского словообразования характерна изофункцио-нальность ряда суффиксов, образующих синонимичные ряды. Так, в функции образования имени деятеля употребляются суффиксы: 1ф, - а -, -ana-, -man-, -(ar-, -in-\ в функции образования абстрактных имен: #, ■ «-, -ana-, -as-, -ti-, -man-, -ya-, -tva-, -tā -, tū ti-, -tā t-, -yā -; в функции образования прилагательных с общим значением связи с исходным существительным: - а -, -in-, -mant-ļ -vant-, -ka-, -тауа-; в функции образования патронимических имен: -а-, -i-, -еуа-, -ka-; в функции образования прилагательных сравнительной степени: -ī yas-, -tara-; превосходной степени: -istha-, -tama- и т. п. (многочисленные малоупотребительные суффиксы здесь не принимались во внимание). В связи с тем, что не всегда достаточно четко противопоставлены грамматические значения классов основ, образованных с помощью разных суффиксов, и иногда бывает сильно затемнена первоначальная система акцентных противопоставлений, на системные грамматические противопоставления в словообразовании нередко наслаиваются окказиональные лексические различия. Наличие пробных образований, характерных для поэтического языка, еще более увеличивает эти нарушения системности. В результате одно значение может быть выражено разными суффиксами; так, например, от одного корня kar- 'делать': kŗ t-, karā -, kŗ tnii-, kftvan- 'делающий', 'деятельный'; kŗ t I-, kdraņ a-, kā rman-, kā ras-, karlsyā -, kartiņ a- 'деяние', 'дело', но kŗ tya- 'колдовство' и т. п. СЛОВОСЛОЖЕНИЕ Термином «сложные слова» (samasa-) принято описывать в древнеиндийском языке весьма разнородный круг явлений, занимающих промежуточное положение между словообразованием и элементарными синтаксическими конструкциями (ЭСК). В ведийском языке сложные слова состоят обычно из двух членов. Трехчленные встречаются исключительно редко и представляют собой сочетание устойчивого двучленного сложного слова, воспринимаемого как самостоятельная единица, с третьим, конечным элементом слова, например: rā yasposade (visņ ave) '(для Вишну), дающего процветание богатства' (МС, 1, 2, 6), ср. гпу-ā sposā m (dŗ tņ ha) (MC, 1, 2, 11), '(укрепи) процветание богатства'. Сложные слова в ведийском языке не столь многочисленны, как классическом санскрите, и образование новых сложных слов весьма ограниченно. С точки зрения структуры сложное слово отличается от ЭСК своей цельнооформленностью. Существует набор формальных признаков, характеризующий сложное слово как единое целое: 1) изменяющуюся флексию имеет только последний член сложного слова, первый член бывает обычно представлен в виде основы; таким образом, сложное слово, если оно употребляется в предложении самостоятельно, а не в качестве определения, согласующегося с другим словом, имеет тот набор граммем, который свойствен последнему члену; 2) сложное слово имеет одно ударение; 3) в качестве последнего члена сложного слова могут употребляться корневые имена в той форме, в которой они не встречаются в самостоятельном употреблении; 4) суффикс (если таковой имеется) присоединяется к последнему члену, оформляя слово целиком; 5) сандхи на границе двух членов сложного слова отличаются в некоторых отношениях от сандхи на границе двух слов. Ни один из этих формальных признаков не является строго обязательным. В отдельных типах сложных слов может отсутствовать какой-нибудь из них. При семантическом единстве сложного слова встречаются, однако, отдельные случаи, когда первый его член соотносится с каким-либо другим словом, например: yč tkā rna iddtn abhisin-cdmi vd'hdni tdn те sdrvaņ i sani padyatū m букв. 'Что-желаю-щий я сейчас здесь возливаю вам, тб всё пусть мне достанется' (АВ, Х.9, 27). Первый член сложного слова может принадлежать к любому классу слов, кроме глагола в личной форме (причастия и — реже — отглагольные имена могут употребляться в этой позиции). Последний член бывает выражен преимущественно именем. Первый член сложного слова, как правило, бывает представлен чистой основой. Если эта основа принадлежит к чередующемуся типу, то в сложном слове употребляется слабая форма, например: pitŗ yā ņ a- 'исхоженный предками' (ср. pitdr-), yā tay-djjana- 'объединяющий людей' (ср. yū tdyant-), nŗ jit- 'побеждающий мужей' (ср. пйг-), rā jayaksmu- 'царская якшма' (nom.pr. болезни) (ср. rū jan-) и т. п. Иногда в качестве первого члена сложного слова выступает такая форма слова, которая самостоятельно не употребляется, например, от прилагательного mali- 'великий' эта форма mahā -: mahā gramd- 'большая толпа', mahdvadha- 'имеющий великое оружие'; от прилагательного turd- 'быстрый', 'сильный'— форма tuvi-: tuvigrtva- 'с мощным затылком', tuvirddhas- 'много дарящий' и др. Личные местоимения, выступая в функции первого члена, не имеют единой формы. Местоимение 1-го лица единственного числа представлено формой, равной АЫ.: mdtkŗ ta- 'сделанный мной', А. тптрадуа- 'глядящий на меня', N. а/штуй- 'гордый'. Местоимение 1-го лица множественного числа представлено разными формами. Это может быть чистая основа — asmadruh- 'враждебный нам', форма АЫ.— asmdtsakhi- 'имеющий нас другом', D.— asmē hiti- 'распоряжение для нас', адъективное прилагательное — asmū kū rthā ya (AB) 'ради нас'. Местоимение 2-го лица единственного числа представлено формами А. tvū ņ i' kā rna- 'желающий тебя' и I: tvū hata- 'убитый тобой'. Местоимения 2-го лица двойственного и множественного числа представлены в этой позиции основой с долгим конечным элементом: yuvā datta- 'данный вами двоими', yusmadatta- 'данный вами'. Местоимение 3-го лица встречается в форме среднего рода: tadvaž č - 'желающий того'. Некоторые частицы и адъективные префиксы встречаются в ведийском языке только в качестве первого члена сложного слова и не употребляются самостоятельно. Из наиболее широко используемых это привативная частица a-ļ an- (соответственно вариант перед согласным и перед гласным), например: aketti' 'без света' {ketii- 'свет'), anenā s- 'безгрешный' (ē nas- 'грех'); dus- 'дурной', 'злой', например: durņ dman- 'с дурным именем' (ndman- 'имя'), duskft- 'злодей' (букв, 'зло-творящий', kŗ t- 'творящий'), dudht- 'злонамеренный' {dhi- 'намерение'); ср., однако, антонимический адъективный префикс su-, например: sunū man- 'с добрым именем', sukŗ t- 'творящий благо', sudht- 'с добрыми намерениями', который употребляется и самостоятельно: vā rdhasvā sii puru.stu.ta (VIII, 13, 25) 'Возрастай хорошо, о многовосхваляемый! '; sa- 'вместе с', 'одинаковый', например^ sā cetas- 'мудрый' (букв, 'с мудростью', citas- 'мудрость'), sā rā pa- 'имеющий одинаковый вид' (гпри- 'вид'); ср., однако, предвокальный вариант этого префикса, способный употребляться как самостоятельный префикс — наречие при глаголах. Числительное ā va-, функционируя в качестве первого члена сложного слова определенного типа, имеет форму dvi-, например: dvipā d- 'двуногий', dvijģ - 'дваждырожденный'. Как уже говорилось, имя, представляющее собой последний член сложного слова, обладает флексией, выражающей грамматические значения. Если в отдельных случаях в этой функции выступает несклоняемое слово, оно переводится в соответствующий класс изменяемых имен, например: aprā ti- 'непреодолимый' от префикса-наречия prā ti [ср. A.pl.n. vŗ trdņ y... aprattni (VII, 85, 3) 'непреодолимые препятствия'], также tuviprati- 'сильно противостоящий' или dtathā - 'отрицающий', букв, 'не (говорящий:) «Так!»' от наречия tdthā [ср. N.sg.m. dtathā s (1, 82, 1)J и др. Корневые существительные, нередко выступающие в качестве последнего члена сложного слова (здесь их парадигма засвидетельствована более полно, чем у самостоятельных корневых имен, и некоторые из них вообще не сохранились в самостоятельном употреблении), могут подвергаться редукции, например: mitā jnu- 'твердо стоящий на коленях' при jdnu- 'колено',. ŗ tvij- 'жрец', букв, 'в определенное время (ŗ tii-) жертвующий' (ij-У при корне yaj- 'жертвовать' (ср. satyaydj- 'истинно жертвующий'). Нерегулярной редукции, приводящей к изменению как тембра, так и количества гласного, могут подвергаться отдельные корни на конечный долгий гласный, например: ghŗ ta-snti- 'омытый жиром' при корне snā - 'совершать омовение', pŗ Ģ ū igu- nom.pr., букв, 'имеющий пятнистых коров' при go~ 'корова', 'бык' (наряду с pfĢ nigo- id.), bhā rigu- 'имеющий много коров' и др. Корни, оканчивающиеся на краткий гласный, выступая в качестве последнего члена сложного слова, присоединяют распространитель корня -t-, например: viž v ajĻ t - 'всепобеждающий' — корень ji- 'побеждать', somasut- 'выжимающий сому'— su- 'выжимать', ulokakft- 'создающий свободное пространство'— kŗ -'создавать' и т. п. Место ударения в сложном слове определяется двумя факторами: семантическим типом сложного слова и морфологической 12 Зак. 80 структурой входящих в его состав членов. Их взаимодействие приводит к наличию нескольких морфологических групп, характеризуемых определенным местом ударения в пределах одного семантического типа сложных слов. Члены сложного слова находятся между собой в различных семантических отношениях, аналогичных отношениям самостоятельных слов в ЭСК. Однако семантика сложного слова обычно не равна в ведийском языке семантике соответствующей ЭСК, потому что два члена сложного слова, как правило, образуют семантическое единство, обозначая класс понятий или даже одно новое понятие. Так, например, значение сложного слова vĻ ž vedevā h, выражающего некое мистическое единство ряда (но не всех!) богов, не равно значению сочетания vigve devū sah 'все боги', слово hdryaĢ va- 'имеющий рыжих коней' не обозначает любого обладателя таких коней, а только Индру, постоянным эпитетом которого оно является. В силу этого сложные слова ведийского поэтического языка консервативны в своей семантике, и новые слова не образуются свободно, как это стало возможным в последующие эпохи развития языка. Исходя из семантики сложных слов, выделяют два больших класса в зависимости от того, существенно ли для их структуры соотношение внутренних элементов (класс I) или оно не существенно, а релевантным является внешнее соотношение с другими словами (класс II). Класс I представлен тремя основными типами сложных слов. 1. Двандва (dvandva- букв, 'пара'*) — сочетание двух членов, находящихся в отношении сочинительной связи (ср. ЭСК 24, с. 390). В центре этого типа находятся сочетания имен двух божеств или мифологических персонажей, трактуемых как нечто единое. В таких двандва каждый из членов имеет окончание двойственного числа и самостоятельное ударение, например: mitrū vdruņ ā - 'Митра-Варуна', dyģ v ā p№thi v ¥ 'Небо-и-Земля', indrā visņ ā 'Индра-Вишну', usū sandktā 'Ушас-и-Ночь', agntsō -таи 'Агни-Сома' и др. Эта разновидность двандва лучше всего представлена в РВ. Обычно такие слова встречаются в форме N.-A.-V. В редких случаях косвенных падежей первый член сохраняет неизменяемым -й-, а второй принимает соответствующую флексию, например, mltrū vā ruņ ā bhyā m. Форма G.du. di-vdspŗ thivyos (11, 2, 3), в которой склоняются оба члена, является исключением. Если члены таких сложных слов имеют разный грамматический род, то все слово приобретает род последнего члена, например: dydvā pŗ thivi... mskabhite ajdre (VI, 70, l) 'Небо-и-Земля... укреплены (f.du.) порознь, нестареющие (f.du.)'; ср. также интересное согласование с этим словом в женском * По индийской традиции, тип сложных слов обозначается одним из примеров, принадлежащих к нему. роде существительного в ЭСК 22: dyģ vаp№thiv¥ datraņ dm dd~ hipatnl (AB, V, 24, 3) 'Небо-и-Земля — две владычицы дарителей'. Из вед известны отдельные случаи эллиптичного употребления, при котором первый член в двойственном числе представляет всё слово двандва, например: mitrā (1, 14, 3) 'Митра-и-Варуна'. В самхитах после РВ усиливается тенденция к утрате первым членом самостоятельного ударения, начало этого засвидетельствовано еще в РВ, например: indrā gnt 'о Индра-Агни! ', somapā sdbhyam 'Сомой-и-Пушаном', ŗ ksamū bhyū m 'гимном-и-напевом' и др. Таким образом, если в слове двандва имеется одно ударение, то оно, как правило, бывает на последнем члене. Рассмотренная группа сложных слов двандва имеет флексию двойственного числа. После РВ возрастает число таких слов, у которых первый член представлен чистой основой, например: uksavagaū. 'бык-и-корова', prastotŗ pratihartŗ bhyā m 'прастотару-и-пратихартару' (двум разрядам жрецов) и др. Двандва редко бывают во множественном числе; это возможно в том случае, когда хотя бы один из членов обозначает множество, например: ajā vdyas 'Козы-и-овцы' (РВ, X). Слова двандва со значением собирательности могут иметь флексию единственного числа среднего рода, например: istā -pā rtd- 'пожертвованное-и-исполненное' (РВ, X), кедадтадга-(кВ) 'волосы-и-борода'. Таких слов немного. Существует небольшое число слов двандва, члены которых являются прилагательными, например: nī lalohitd- (РВ, X) 'сине-красный', tā mradhā mrd- (AB) 'темно-красный', p r iyā p r iyč - (АВ) 'приятный-и-неприятный' и др. Прилагательные двандва, выражающие оттенки цветов, по соотношению значений составляющих их членов скорее следует отнести к сложноподчиненному типу, чем к сложносочиненному. По принципу двандва регулярно образуются также числительные, обозначающие числа от 1 до 9 включительно в пределах десятков, начиная со второго. Это особая группа сочинительных сложных слов, выделяющихся не только семантически, но и формально: ударение у них бывает всегда на первом члене. Числительное «два» в составе сложных числительных имеет особую форму с долгим -а — dvu-, а не dvi-, как в других типах сложных слов; видимо, по аналогии с этой формой удлиняется гласный и в числительном «один» в слове «одиннадцать»— ekā -. Вот некоторые примеры: ē kadaga —11 ('один-и-десять'), dvadaga —-12 ('два-и-десять'), cč t иs t r i±ž а t —34 ('четыре-и-тридцать'), ekā gata — 101 ('один-и-сто'), cdtuhsahas-га — 1004 ('четыре-и-тысяча') и др. Гораздо реже по этому способу образуются двандва, в которых в роли единиц от 1 до 9 выступают десятки, например, triiņ gacchata- — 130 ('трид-цать-и-сто'). 12* К сложным словам типа двандва близко стоят повторы флективной формы с ударением на первом слове. В индийской грамматической традиции они считаются сложными словами птге-dita- (букв, 'повторенный'). Повторяются имена существительные, прилагательные, местоимения в единственном числе, наречия, наречия-префиксы, глаголы. Повторы имеют разделительное или усилительное значение, например: Jdnman-janman 'из поколения в поколение', gŗ he-gŗ he 'в каждом доме', ē ka-eko 'каждый', sdtah-satah (pratimanam) '(образец) для каждого существа', (esam) vdratņ varam (AB) 'каждого лучшего (из них)', maksū -maksā 'как можно скорее' и др. 2. Татпуруша {tatpurusa- букв, 'его человек'='слуга')— сочетание двух членов, находящихся в отношении подчинительной связи. В зависимости от характера семантического соотношения членов и их морфологического выражения древнеиндийские грамматики выделяли из этого класса подкласс кармад-харая (karmadliū raya-), который будет рассмотрен особо. а) Собственно татпуруша — это подкласс сложноподчиненных слов, в которых составляющие их члены находятся в отношении падежного управления (ср. ЭСК 1 — 12, с. 384 ел.). В словах татпуруша управляющим является второй член, а управляемым — первый. Морфологически оба члена бывают выражены именами: существительными, прилагательными, причастиями; первый член может быть представлен иногда местоимением. Обычно один из двух членов обязательно бывает существительным. Все сложное слово целиком может относиться или к классу существительных, или к классу прилагательных. У большей части татпуруша ударение падает на последний член. Наличие ударения на первом члене зависит от морфологической структуры одного из членов (см. ниже). Однако в целом в этом типе сложных слов колебания в отношении места ударения встречаются нередко. В центре типа татпуруша находится группа сложных слов, у которых оба члена являются существительными. Если второй член оканчивается на тематический гласный, то ударение обычно падает на второй член, причем отчетливо выражена тенденция постановки ударения на последнем слоге сложного слова. Таким образом в ряде случаев здесь имеет место перенос ударения, по сравнению с самостоятельным словом. Вот некоторые примеры татпуруша этой группы: sā ktavū kd- 'произнесение гимна', devamā nd- 'жилище богов' (ср. mā na-), ksetrajesd- 'завоевание земли', brahmakilbisd- 'преступление против брахманов' (ср. ^//^isa-), vaĢ ā bhogd- 'использование коровы' (ср. bhoga-) и др. В отдельных словах иногда встречается флексия первого члена, например: yatamkard- 'усмиритель', букв, 'делающий усмирение' (A.sg.) и др. Наибольшие акцентные отклонения среди этих татпуруша представляют сложные слова, оканчивающиеся на -рай- 'госпо- дин', 'повелитель', ср. формы с ударением на первом члене: gō patl- 'господин коров', vdsupati- 'господин имущества', prajū pati- nom.pr. бога (букв, 'повелитель потомства') наряду с apsarā pati- (AB) 'повелитель Апсарас' и др. В ряде слов перед -рай- встречается флексия G.sg., и тогда слово имеет двойное ударение: bŗ haspdti- m.nom.pr. бога, vdnas-pdtl- 'большое лесное дерево' (букв, 'господин деревьев'), rdt-haspdti- 'повелитель колесницы' и др. С двойным ударением засвидетельствованы отдельные слова татпуруша и иной структуры, например, собственные имена ndrā gamsa-, tdnū ndpā t-, Ģ ū nafiĢ e pa-. У небольшой группы татпуруша второй член является прилагательным. Обычно они имеют ударение на первом члене, например: yajnddhlra- 'искусный в жертвоприношении', jā tū -sthira- 'крепкий от рождения', dū nucltra- 'мерцающий в росе', ta'iUĢ ubhra- 'сверкающий телом' и др. Если вторым членом является nom.act. с суффиксом -ti-, то ударение падает на первый член: большей частью на первый его слог, иногда на второй, например: somapī ti- 'питье сомы', 'напиток из сомы', haviskŗ ii- 'приготовление жертвенного возлияния', ksstrasā ti- 'добывание земли', va'iddhiti- 'кладка дров' и др. Ударение на последнем члене сложного слова может встретиться в случае утраты значения nom.act., например: devaheii- 'дротик богов'. Изредка встречаются формы с флексией первого члена, например: agvamisti- 'желающий коней'. Второй член слов татпуруша может быть выражен отглагольным прилагательным. Самую распространенную группу представляют корневые имена со значением прилагательного nom.ag. Ударение в этой группе татпуруша падает на конечное корневое слово, например: abjd- 'рожденный в водах', grā maņ i- 'ведущий общину', ghŗ tapū - 'очищающий масло', vigvajit- 'всепобеждающий', vŗ trahd'i- 'убивающий Вритру', 'убийца Вритры', aiŗ tadvis- 'ненавидящий ложь' и многие другие. Среди этих основ встречаются отдельные тематизированные формы, например: goghnd- 'убивающий корову' (корень han-), rathesthd- 'стоящий на колеснице' (корень sthū -). Это весьма употребительная группа слов татпуруша. Среди этих слов встречаются и такие, в которых первый член имеет флексию, например: adhvaresthū - 'находящийся на жертвоприношении' (флексия L.sg.), apsuksit- 'живущий в водах' (флексия L.pl.), dhiyarņ dhū - 'внимательный', букв, 'кладущий мысль' (флексия A.sg., двойное ударение) и др. В качестве второго члена нередко встречаются отглагольные имена с суффиксом -апа- и ударением на корневом гласном, например: indramū dana- 'радующий Индру', karņ agō bhana- 'ушное украшение', dvesoydvana- (MC) 'отвращающий враждебность' и др. Такого же места ударения требуют менее употре- бительные отглагольные суффиксы -vati- и -man-, например: kratuprdvan- 'наполняющий сознание', talpaž ¥ v an - 'лежащий в постели', svā duksddman- 'раздающий сладости' и др. Отглагольные прилагательные с суффиксом -in-, выступая в качестве второго члена сложного слова татпуруша, имеют ударение на суффиксе, например: brahmacarin- 'странствующий как брахман', many u š ā v Ļ n- 'в гневе выжимающий сому', bā hu-Ģ ardhin- 'дерзкий на руки' и др. Второй член слов татпуруша может быть представлен именем, равным глагольной основе в презенсе. Первый член при этом нередко имеет флексию A.sg. Ударение всегда бывает на последнем слоге, например: agnimindhd- 'зажигатель огня' (= жрец), valatņ rujd- 'проламывающий пещеру', vigvaminvd- 'всепронизывающий', vū caminkhayd- 'поднимающий голос' и др. Весьма распространены слова татпуруша, у которых второй член является причастием совершенного вида на -ta-. Эта группа сложных слов характеризуется ударением на первом члене, например: indrapī ta- 'выпитый Индрой', parjunyajinvita- 'оживленный Парджаньей', vū japrasū ta- 'побужденный к награде', Ģ yendjā ta- 'мчащийся, как сокол' и др.; ср., однако, такие отдельные слова с ударением на суффиксе причастия, как kavi-castd- 'воспетый поэтом', /? г^гг)/г'^а- 'найденный отцами' и некоторые другие. В целом тип татпуруша объединяет большое число групп слов разной морфологической структуры, в которых засвидетельствовано немало случаев акцентных отклонений от нормы. Следует также отметить, что в индийской грамматической традиции принято классифицировать слова татпуруша в соответствии с тем, значению какого падежа эквивалентно семантическое соотношение его членов. Однако во многих случаях семантическое соотношение двух членов татпуруша бывает столь общим, что допускает интерпретацию с помощью нескольких ЭСК одновременно, например: abjū - 'рожденный из вод' (ЭСК 4), 'рожденный в водах' (ЭСК 6), 'рожденный водами' (ЭСК 2) и т. п. б) Кармадхарая (karmadhā raya-) — это подкласс сложноподчиненных слов, в которых составляющие их чле'ны находятся в отношении типа согласования или примыкания. Определяющим членом обычно является последний, хотя известны и исключения. В центре подкласса кармадхарая находится группа слов, у которых первый член выражен прилагательным, а второй — существительным (ср. ЭСК 20, с. 389). Ударение у слов этой группы следует обычной модели татпуруша, т. е. стоит на последнем слоге второго члена (если данная общая тенденция не перекрывается каким-либо частным правилом, моделирующим небольшую группу слов). Эта группа слов в языке ведийской поэзии совсем малочисленна, притом что весь подкласс кармад- харая тоже малоупотребителен. Вот некоторые примеры: mahā grā md- 'большая толпа', mahā dhand- 'большая добыча', uruksiti- 'просторное место для жилья', puruņ ithd- 'многоголосое пение', pū rvū hnd- 'первая половина дня', букв, 'ранний день' (тематизированная форма от dhan- 'день') и др. Изолированный случай представляет собой слово pitā mahd- (AB) 'прадед', в котором прилагательное находится в постпозиции к существительному. Изредка в качестве первого члена употребляется причастие (ср. ЭСК 21, с. 389), например, ajnā tayaksmd- 'неизвестная болезнь' или 'тайная болезнь'; чаще — местоименные прилагательные, например: itarajand- (MC) 'другие существа' { ='демоны'), vigvdmanusa- 'все человечество', sarvavedasd- 'полная отдача имущества' [ = название жертвоприношения — ср. атематическое vē das- (MC) 'имущество'] и др. Слова кармадхарая, в которых первый член является числительным, у индийских грамматиков называется двигу (dvigu- *две коровы'). Вот некоторые примеры: saptarsi- 'семь мудрецов' (= 'семь звезд Большой Медведицы'), рапсаjand- 'пять родов', tridivd- 'третье небо', ekarū j- 'единственный царь' и др. Небольшую группу слов кармадхарая представляют собой слова, оба члена которых являются существительными, причем одно определяет другое как приложение (ср. ЭСК 22, с. 390). Вот некоторые примеры: p urи š а v yā ghrč - (ВС) 'человек-тигр', vŗ sū kapi- 'самец-обезьяна' (пот.рг.), mitrā rā jā nā (varuņ ā) (V, 62, 3) 'о цари — Митра (и Варуна)! '— пример, в котором переплетаются кармадхарая и двандва, и др. Еще одну группу среди кармадхарая составляют слова, у которых не только первый, но и второй член является прилагательным или причастием. Первый член приобретает в таких словах характер адвербиального определения, например: риги-stutd- 'многовосхваляемый', puruĢ candrd- 'очень блестящий', uruvydc- 'далеко простирающийся', prathamajd 'перворожденный' и др. В отдельных случаях первый член может иметь окончание A.sg. адвербиального характера, например, satydm-ugra- (PB) 'поистине ужасный'. Следует отметить, что, выступая в качестве первого члена сложного слова, некоторые прилагательные более или менее регулярно меняют место ударения: vlgva- 'весь', sdrva- 'целый' в сложных словах обычно становятся окситонированными — v iž v č -(менее последовательно), sarvd-. Акцентных колебаний в этих группах слов засвидетельствовано немало. Наиболее обширную группу среди кармадхарая представляют собой слова, у которых второй член выражен именем прилагательным или — реже — существительным, а первый принадлежит к классу неизменяемых слов: префиксов-наречий, наречий, частиц, адъективных префиксов. Первый член определяет второй, и их семантическую связь можно трактовать как отношение примыкания в пределах яруса II (ср. ЭСК 15, с. 387) в случае первого члена — наречия или как управления или примыкания в пределах яруса I в случае первого члена — префикса-наречия. Здесь требуются особые пояснения. Значительная часть слов кармадхарая этой структуры, строго говоря, вообще не являются сложными словами, и их относят сюда лишь в соответствии с индийской грамматической традицией. Описывать их следовало бы в разделе, посвященном словообразованию. Речь идет прежде всего о тех элементах, которые не встречаются в самостоятельном употреблении, а именно префиксы a-ļ an- 'не', 'без'; dus- 'плохой', 'злой', 'плохо', 'трудно'; sa- 'с', 'общий' (тонический вариант этого слова sdm- может употребляться самостоятельно). Глагольные ггрефиксы-наречия в ведийском языке употребляются не только в составе глагольных форм, но и отдельно от них, что дает основания рассматривать их сочетания с именами как сложение двух самостоятельных слов. Однако часто нельзя бывает доказать, имеет ли место в данном случае сложение: наречие-префикс+(корень+ суффикс), т. е. словосложение,, или (наречие-префикс + корень) + суффикс, т. е. словообразование. Например, в РВ есть слово pramā da- 'опьянение', но слово *mada- не засвидетельствовано, в то время как есть рга + глагольный корень mad-; есть vimocana- 'освободитель', но нет *тосапа-, в то время как существует vi + глагольный корень тис- и т. п. Наконец, сочетание префиксов-наречий с личными формами глагола рассматривается традиционно как глагольное словообразование, в то время как аналогичный тип сочетания с именем относят к словосложению. Таким образом, если, отдавая дань традиции, рассматривать перечисленные выше группы слов как сложные слова, то это, по выражению Рену, «ложные» сложные слова.
|