Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Не о той бедности речь.






Почему в мире есть страны, где много нефти, газа, леса, угля, чернозема, а живут они плохо? А есть другие, Япония например, у которой ничего этого нет, да еще постоянные землетрясения и цунами, а уровень, качество и продолжительность жизни там — высочайшие. Наши реформы вязнут в коррупции? Но вот Финляндия и Россия: один из минимальных в мире уровней национальной коррупции и — один из наиболее высоких уровней ее, хотя они ближайшие географические соседи с одинаковыми и клима­том, и землей.

Значит, есть какое-то важное субъективное свойство, разделяющее наро­ды сильнее объективных условий. Значит, есть какой-то мощный внутренний ресурс нации, который определяет ее экономический тонус, достижительную мотивацию и все, что становится результатом этого.

Бедность бывает материальная и социальная. Если бедность материальная всем понятна и хорошо измерима, то бедность социальная по моральным или политическим соображениям тщательно обходится стороной, почти не обсуждается. Это отсутствие традиций, ценностей, навыков, поведенческих норм, которые очень сильно снижают конкурентоспособность и благополу­чие страны. Так вот: именно социальная бедность вызывает материаль­ную, а не наоборот.

Да, такое понимание этой зависимости контрастирует с материалисти­ческими верованиями большинства наших экономистов, политиков, управ­ленцев: по мере развития экономики, повышения уровня жизни как раз и меняются общая и деловая культуры.

Но вот показательный пример из нашей практики. Текстильная фабрика получала шерсть из Омской области. Там, на территории бывшего совхоза, паслись овцы нужной породы, но пастбища заросли сорняками, семена ко­торых цеплялись за овечью шерсть, и потом на фабрике их довольно дорого и трудно было извлекать. Словом, решили поискать такую же породу овец, но с менее засоренной шерстью. И нашли в Северном Казахстане совершен­но депрессивное хозяйство, тяжело страдавшее от отсутствия сбыта. Шерсть здесь была сравнительно чистой, но не из-за особых стараний овцеводов, а просто в силу природных особенностей пастбищ. Можно себе представить,


 
Гляка 9. 5Г ДНЫИ НОС

Чти, III. ПОРЧА

как возликовали директор и селяне, когда им предложили хорошие закупки. И вот на московскую фабрику стала регулярно поступать вполне качествен­ная шерсть.

Внезапно поставки прекратились. Из-за отсутствия там нормальной теле­фонизации фабрике пришлось послать гонца для выяснения причин. Найдя директора, он забросал его вопросами: «Что случилось? Почему прекратились поставки?» Тот виновато отводил глаза: «Видите ли, тут нам предложили хотя и разовую, но крупную закупку на 30% дороже. При нашей-то бедности мы, конечно, соблазнились. Но, поверьте, это больше не повторится...» Гонец покинул хозяйство. Контракт разорвали, и начавшее уже было подниматься хозяйство снова рухнуло в нищету.

Ведь у этих людей были все материальные условия для процветания — по­родистые овцы, чистые пастбища, хороший покупатель. Что же подорвало их успех? Да, отсутствие каких-то элементов деловой культуры, которые никак не менее, а иногда и более важны, чем эти материальные условия.

Один предприниматель рассказывал мне, как он хотел помочь подмосков­ной деревне, где сам родился. Там совершенно не было работы, прежнее отделение совхоза было ликвидировано. И он решил одно из производств своего бизнеса разместить в этой деревне, чтобы дать работу 16 землякам. Завез оборудование, обучил рабочих, положил им неплохую зарплату, вызвав у них прилив огромной благодарности и надежд. Производство было осно­вано на несложном химическом процессе, где требовались, однако, точность, аккуратность, строгая технологическая дисциплина. Пока предприниматель налаживал, обучал, контролировал — дело шло. И он в приподнятом настрое­нии уехал по своим основным делам. Вскоре его помощник заявил, что от­казывается от использования изготовленной в деревне продукции: идет сплошной брак. Предприниматель поехал к односельчанам и стал объяснять им, что вынужден будет закрыть и без того не очень рентабельное произ­водство, если они не обеспечат требуемое качество. Те каялись, обещали, но исправились ненадолго. В конце концов этот цех пришлось закрыть, и уво­ленные работники вернулись в ту же безысходность.

В любом конце мира можно купить радио- и электронные изделия лучших брендов РЫНрз, 51етеп5, 5опу с пометкой «сделано в Китае». Нигде нельзя купить такие же изделия с пометкой «сделано в России». Не надо утешать себя ссылками на необычайную дешевизну тамошней рабочей силы — она уже фактически приближается к нашей. Объяснение кроется в том, что за­падные инвесторы неточно называют «хорошей трудовой этикой».

Что же представляют собой эти культурные компоненты, которые опре­деляют экономическое развитие, его, так сказать, базис?

Культура любого народа многосоставна: в нее входят художественные, политические ценности и бытовые особенности. Кроме того, в культуре есть и относительно самостоятельная компонента, называемая «этос». В него входят основные ценности, убеждения и нормы.


 


О феномене ценностей уже говорилось в предыдущих разделах. Напомню, что в них выражаются представления людей о благе для себя на уровне иде­алов (абсолютных ценностей) и идеологем (ценностей прикладных).

Убеждения отражают ценности в деятельности: как следует поступать, как относиться к конкретным фактам и ситуациям?

Нормы же — фактические регуляторы нашего поведения на повседневном уровне и в конкретных средах: как именно в этой среде принято посту­пать?

Об их соотношении надо сказать следующее: ценности и убеждения че­ловек может скрывать в себе, а вот следование господствующим нормам поведения он вынужден проявлять, даже наглядно демонстрировать окружа­ющим. Отсюда и возникает то самое раздвоение, а то и растроение личности: верить можно в одно, оценивать реальную ситуацию иначе, а поступать как принято. Впрочем, как правило, они взаимообусловливают друг друга, не­совместимость их приводит к заболеваниям личности.

В непосредственном проявлении мы можем видеть только нормы.

Нормы — это те стандарты, стереотипы поведения, которые практически регулируют деятельность людей. Они привычны для каждой среды. Нор­мы — это ценности, воплощенные в отношениях, в действиях, в конкретной среде, в конкретных условиях.

Отсталый деловой этос — это не только барьер для экономического рос­та и развития, но и главный репутационный минус для страны. Окружающие народы вырабатывают свое отношение к нам, наблюдая за нашими товара­ми, поведением, работой и общением между собой.

Есть такие ценности, убеждения и нормы, которые являются стартовой основой хозяйственного развития, без которых экономическое процвета­ние невозможно. Прежде всего это:

— отношение к качеству труда и продуктам его;

— взаимная обязательность в деловых отношениях.

Без этого минимума (который для нас пока — максимум) недостижимо ничто из того, к чему мы все так стремимся и из-за чего мы так завидуем некоторым другим народам. Взгляд на этос лишь как на следствие, а не при­чину экономического прогресса есть не только профессиональное, но и нравственное заблуждение. Ибо здесь главная причина нашей отсталости.

Еще одна важная особенность этоса: из других культур вполне можно заимствовать технологии, технику, архитектуру и т.п. Этос заимствовать



Часть III. ПОРЧА


1/ЫН.1Ч. ЫДНЫИ)! ()(



 


труднее всего, хотя им-то готовы с нами делиться и немцы, и японцы, а те­перь и китайцы. Но этос ставит и серьезные ограничения на использование материальных носителей чужой деловой культуры: импортное оборудование выходит из строя при неряшливом обращении с ним.

Вот, говорят, что в Москве автомобильные пробки — из-за быстрого рос­та числа машин. Но в Лондоне в восемь раз больше автомобилей, и улицы намного уже, а пробок — меньше. Разница в том, как водители относятся к дорожным правилам и друг к другу.

Да, этос меняется. Но его конкретное состояние нельзя не учитывать при оценке инвестиционных проектов и особенно рисков. Состязание в высших технологиях в мировой экономике может быть проиграно нами именно из-за этосных ограничений!

Неслучайно в наследство от Советского Союза мы получили технологиче­ские прорывы только в тех отраслях, которые так или иначе были связаны с войной, — в полном соответствии с милитаристской идеологией той страны.

Происхождение конкретного этоса — труднейшая загадка для социоло­гии, культурологии, этнографии. Попытки объяснять его специфику при­родными, климатическими, географическими причинами оказались неубе­дительными. Ничего не проясняет и религиозно-церковный фактор. Право­славие или лютеранство народы избирали уже на основе сложившегося этоса. Вполне возможно, что поиски подобных корней приведут к биологии, к хромосомам, и тогда проблема качества этоса окажется еще более тяжелой, даже опасной.

Думаю, что не стоит углубляться до уровня неуправляемых факторов, до тех причин, на которые мы воздействовать все равно не сможем. Давайте иметь дело с управляемой, или воспитуемой, частью этоса.

Так или иначе, главные усилия реформаторов экономики, государства, управления, сознания должны быть направлены именно на этот нематери­альный объект, без изменения которого невозможны столь страстно желае­мые и пугающие реформы.

О чьих усилиях идет речь? Конечно, направленное развитие этоса, т. е. преодоление социальной бедности требует целеустремленной активности лидеров общественного мнения, всей духовной и культурной аристократии. Но главным субъектом таких усилий в российских условиях бывает власть. Хотя именно власть на протяжении всей нашей истории портила этос, решая за его счет многие материальные или политические задачи.

В телесериале «Россия молодая» был такой эпизод: Петр I решил построить в Архангельске новую флотилию. Он хорошо обучился в Голландии и Англии технологии создания кораблей, умел отличать разного качества материалы и очень ценил своих инженеров. Но когда ему потребовалась многочисленная рабочая сила для этого предприятия, не стал вспоминать, как его учителя ее отбирали, мотивировали, устраивали, договаривались с ней. Петр послал своих преображенцев в близлежащие деревни и поселки. Те насильно вычис-


тили оттуда взрослое мужское население, оставив погибать обезглавленные семьи. Огромные массы этих невинных каторжан гибли на строительстве кораблей, на их место приводили новых таким же образом. Флот был постро­ен. Величественный и несокрушимый. Но в народе еще глубже укоренилось убеждение, что государство — враг, близкий и беспощадный, от которого надо прятать себя, свое имущество и свою совесть.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.