Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обогащение этоса






Итак, этос — первопричина состояния любого социума, межцивилизацион-ных и внутрицивилизационных различий. Он имеет решающее значение для конкурентоспособности любой страны. Поэтому именно его развитие долж­но стать предметом внимания и воздействий. Здесь есть неопознанный еще ресурс модернизации страны.

Как же развивается этос? Прежде всего, он меняется сам. Его спонтанная эволюция происходит под воздействием обновляющихся внешних усло­вий — глобальных, европейских, страновых. Новые вызовы нашей конкурен­тоспособности со стороны мирового хай-тека, достижений в качестве жиз­ни — все это вопросы к нашей самоидентификации: на каком цивилизаци-онном поле мы хотели бы жить?

Взаимные сравнения — мощнейший мотиватор, источник конструктив­ного напряжения внутри общества. Европейски ориентированные группы все больше понимают связь между экономическим успехом и типом, состоя­нием своего этоса. Влияние мировых факторов успеха на экономику, уровень жизни наглядно показывают эту зависимость. Кроме того, прямое переме­щение к нам предпринимательства зарубежного и выход за рубеж предпри­нимательства российского — все это факторы эволюции посредством этос-ного заимствования.

Далее, отмеченная уже неоднородность этоса все больше приводит к от­рыву, авангардному продвижению отдельных его частей на ценностном и особенно на нормативном уровнях. Даже в самых инерционных секторах отклонения от традиционных норм учащаются вплоть до превращения по­следних в предрассудок. Рациональная интерпретация некоторых норм при­дает им противоположную ценность (так произошло, например, со спекуля­цией). Эффективность, целесообразность как доминирующие идеологемы растворяют прочность таких стереотипов, как презрение к торговле или нескромность самовыдвижения.

Наконец, естественное и неизбежное сопоставление ценностей и норм с потребностями — а последним нет конца — стихийно приводит к ревизии и даже массовой саморефлексии этоса как в хозяйственной, политической, так и в бытовой сфере.

Так что этос вполне способен развиваться самопроизвольно.

Однако если мы считаем необходимым сознательное, направленное пре­образование его, то надо предложить средства для этого. Какие, например? Прежде всего нужны идеологемы цивилизационного уровня. Коль скоро нет сейчас у нас идеологического лидерства на властном уровне, то распределен-



Час и, III. ПОРЧА


Гл.шаЧ. ЫДНЫИ)! ()(



 


ный субъект таких воздействий, о котором упоминалось выше, должен фор­мировать и настойчиво распространять, сеять такие идеологемы в массовом сознании. По-моему, самыми актуальными среди них для современной Рос­сии являются: законность, качество труда (управленческого, творческого и исполнительского) и взаимная обязательность (прежде всего в деловых от­ношениях). Такие идеологемы могут стать авангардными на ближайшую перспективу. Они стоят того, чтобы их культивировать в СМИ, в искусстве, в образовании, в семейном и общественном воспитании. Да, это идеологи­ческая работа. С советских времен это понятие дискредитировано, и ему пора вернуть подлинный смысл.

Распространение подобных идеологем должно вылиться в формирование Образа желаемого будущего России, ее У1510И, как обобщенной цели для нынешнего исторического периода. Сейчас могут быть два варианта постро­ения такого Образа. Принятие за него стран Западной Европы, и фактически это происходит, что неизбежно для догоняющей модернизации. Другой ва­риант — проектирование своего собственного будущего с принятием пре­имуществ некоторых европейских цивилизационных достижений при мак­симальном избегании характерных для них бед и тупиков. Вряд ли в светском мировоззрении реализуемы другие Образы. Такой Образ может обладать огромной духоподъемной силой для нации, если его выдвижение поднимет­ся на волне сильного лидерства — политического, нравственного, цивилиза-ционного. Интересен в этом смысле пример Мустафы Кемаля (Ататюрка), сумевшего подвигнуть клерикально-феодальную Турцию на глубочайшие преобразования за исторически краткое время (сравним с недавно умершим Туркменбаши, который развернул свою страну в обратном направлении). Но в современной России нет субъекта такого лидерства. Зато есть другие субъектные возможности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.