Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предупреждение различных патологических симптомов






Убольных с афазией на определенных этапах спонтан­ного восстановления речи могут появляться те или иные патологические симптомы нарушенной речевой функции. К ним прежде всего относятся аграмматизм типа «теле­графного стиля», который может наблюдаться при эфферент­ной и реже при афферентной моторной афазии, разнообраз­ные литеральные и вербальные парафазии, наблюдающиеся в основном при сенсорной афазии, и аграфия.

При спонтанном восстановлении речи многие из этих симптомов преодолеваются с трудом, даже спустя 6—10 ме­сяцев после инсульта. Однако возможно создать такие усло­вия, в которых эти патологические речевые симптомы либо не возникают, либо позже проявляются в меньшей степени. Для предупреждения аграмматизма и параграмматизма типа «телеграфного стиля» у больных с моторной афази­ей используется не только самый ранний этап восстановле­ния, когда активная развернутая речь больного еще отсутствует, но и непосредственно следующий за ним период восстановления коммуникативной функции речи. В целом предупреждение «телеграфного стиля» на раннем этапе длится от 2 до 4 месяцев работы. Для преодоления этого вида аграмматизма уже на этапе овладения слоговой струк­турой слова стимулируется употребление в ответах на вопро­сы глагольная лексика. Так как синтаксической категорией высказывания является предложение, больной на раннем этапе восстановления ставится в условия использования высокочастотных в разговорной речи клишеобразных выска­зываний, отличающихся элементарной, но высокопредика­тивной синтаксической структурой. Это прежде всего слова да, нет, на(те), дай(те). Не стимулируя названия предмет­ных картинок, логопед просит больного дать или попросить тот или иной предмет или картинку. В работе по стимулиро­ванию этих слов целесообразно использовать как предметныe, так и сюжетные картинки из различных лото, построен­ных по разным классификационным признакам («Лото на четырех языках», лото с классификацией предметов по признакам: продукты, одежда, мебель и т. д., лото «Транс­порт», «Животные», «Овощи»). Рисунки, входящие в эти лото, больной находит по различно формулируемым заданиям: дайте нож; дайте то, чем режут; дайте острый предмет! дайте соломенную шляпу, кочанную капусту, то, на чем лежат и сидят, чайную ложку, из чего едят, чем едят и т. д., на что больной отвечает словом «нате».

В шутливой, игровой форме прорабатываются слова да, нет, тут, там. Например, логопед утверждает, что на картин­ке кошка, тогда как в действительности на ней изображен дом. Больной в таких случаях спорит с логопедом, утверждает истину. Местоимения вводятся вместе с модальными глаголами буду, хочу, могу (в будущем времени). Делается это потому, что они обладают большой побудительной и мотивационной значимостью, связаны с оречевлением потребностей больного.

С помощью этих глаголов больной должен сообщить о том, чем он занимался в течение дня. Сначала варианты сообщений составляет логопед, затем события дня уточняются в процессе беседы, и логопед стимулирует высказывание больного с помощью наводящих вопросов, позже больной самостоятельно — устно и письменно — рассказывает о прошедшем дне: «Я ел, пил, спал, читал, писал, говорил», «Я встал, умылся, оделся, пошел есть (кушать), позавтракал, пошел заниматься, потом пошел гулять, обедать» и т. д.

Тогда же в речь больного вводятся наречия и местоимения в косвенных падежах: сегодня, вчера, мне холодно или тепло и т. п.

Глаголы, как правило, требуют употребления какого-либо определенного словосочетания. Существительные же |наоборот, могут обрастать различным числом глаголов в самых разных их формах. Эти грамматические особенности глагола и существительного логопед использует в дальнейшей работе по предупреждению аграмматизма.

В заключительном периоде ведется работа с больными по усвоению дополнений с предлогами во всех косвенных падежах.

Предупреждение аграмматизма, характерного для больных с «височными» афазиями, также начинается на раннем этапе после инсульта. В основе этого предупреждения лежит восстановление возможности называния, т. е. более свободного нахождения больными звукового образа слова, в работе логопед опирается не на сюжетные, а на предметные картинки.

Из различных лото логопед отбирает картинки разных классификационных групп, например: мяч и виноград, стол: и автобус (машина), заяц и велосипед и т. д. Ко всем| предметным картинкам он пишет соответствующие слова.Первоначально больные ориентируются при выборе рисунка лишь на длину слова и семантическую независимость этих слов. Постепенно расширяя круг включаемых для акусти­ческого опознания слов, логопед предлагает картинки-на­звания одной семантической группы: столдиванкресло, т. е. слова очень далекие по звуковой структуре; постепенно круг этих слов расширяется, и больному предлагают выбрать из большого числа предметных картинок те, которые относятся к мебели.

Так же проводится акустическое распознавание слов других семантических групп, при этом определяются свой­ства, качества предметов, их назначение и т. п. Больным предлагается дифференцировать предметные картинки по другим семантическим признакам, например, посуду связать с буфетом, белье с гардеробом, инструмент с соответствую­щим ему ящиком, диких животных с лесом к т. д., т. е. вос­станавливать прочное зрительное представление, соотне­сенность множества предметов с каким-либо общим для них признаком. Наконец, проводится работа по нахож­дению изображений предметов по их частным признакам.

Подобная работа не только закрепляет предметную отнесенность слова, но и приучает больных к краткости речевого выражения, концентрирует их внимание на родо­вой и числовой принадлежности предмета, подчеркнутой флексиями прилагательных.

Использование различных вариантов обыгрывания от­дельных свойств предмета приводит к более уверенному, непарафизическому нахождению слов. Так же строится работа и по расширению глагольного запаса слов, связи одного глагола с разными существительными, уточняется различие разных видов передвижения. Логопед обращает внимание больного на то, что один и тот же глагол может употребляться в разных значениях.

Предупреждение вербальных парафазий и характерного для больных с сенсорной афазией аграмматизма осущест­вляется на раннем этапе восстановления без использования письменных упражнений на заполнение флексий, предлогов и т. п., так как письменная речь больных расстроена и опирается в основном на сохранное чувство языка и оптическое опознание признаков предмета.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.