Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обследование состояния чтения и письма






При обследовании состояния чтения особое внимание уделяется возможности внутреннего чтения у безречевых больных с афферентной и эфферентной моторной афазиями и сенсорной и акустическо-гностической афазиями. Об­следование сохранности внутреннего чтения про себя у без­речевых больных осуществляется следующими приемами: 1) раскладыванием подписей к предметам, к сюжетным кар­тинкам и сериям картинок; 2) показом воспринятого на слух слова или предложения; 3) выполнением письменных ин­струкций: Покажите где окно, Погрозите пальцем и т. д.

У больных, жалующихся на трудности чтения при со­хранной ситуативной речи, необходимо проверить остроту зрения и оптический гнозис, наличие гемианопсии (суже­ние поля зрения, часто наблюдающееся при сенсорной афа­зии). При исследованиях возможностей чтения у больных со средней степенью тяжести речевых расстройств логопед отмечает литеральные и вербальные паралексии, элементы угадывающего чтения, персеверации и т. п.

При обследовании письма и письменной речи больным с грубой выраженностью речевого расстройства предлагает­ся написать под диктовку отдельные звуки, короткие слова (дом, ухо, окно). В тех случаях, когда больной справляется с записью легких слов, ему предлагается записать слова со стечениями согласных (хвост, друг, стол) и многосложные слова (например: комната, самолет, погоня). Если больной пишет (с ошибками) отдельные слова, ему предлагается записать под диктовку простые и сложные предложения, например: Дети идут в лес, На улице плохая погода, Путе­шествие окончилось благополучно.

При легкой степени речевого расстройства в письме боль­ных встречаются ошибки. Если больной не сделал ошибок при письме под диктовку, надо перейти к исследованию письменного называния, составления фразы или текста по сюжетным картинкам. Нарушения письменной речи при всех формах афазии являются вторичными по отношению к первично нарушенной предпосылке. В письменной речи больных с афферентной моторной афазией преимущественно наблюдаются лите­ральные парафазии при записи звуков, близких по месту и способу образования, при эфферентной афазии — пропуски гласных, перестановки и персеверации букв и слогов из предыдущих слов, при акустико-гностической — смешения звонких и глухих согласных и т. п. При грубой и средней выраженности аграфии при афферентной моторной, эффе­рентной моторной и акустико-гностической афазиях наблю­дается пропуски согласных при стечениях согласных в слоге или на стыках слогов. При грубой акустико-гностической афазии на самом раннем этапе заболевания в связи с нару­шением слухового контроля больной может писать лишние буквы в слове, повторять слоги, удлиняя, например, слово, состоящее из трех букв, до 8—12 букв. Логопед протоколи­рует письменную речь больного также в виде дроби.

И, наконец, логопед обследует у больного сохранность счетных операций, предлагая записать простые и много­значные числа, решить примеры в пределах 10, 100, 1000. Обычно тяжелым больным даются письменные примеры типа: 31 —17 (с переходом через десяток), больным предла­гается устно отнимать от 100 по семи и т. п.

Обследование речевых функций проводится деликатно, чтобы не травмировать больного, преодоление больным трудностей во время обследования поощряется. Больной должен уйти от логопеда ободренным, не переутомленным, в связи с чем первичное обследование проводится реду­цированно и речевой статус уточняется при повторных встречах.

Заключение о речевом статусе больного

После проведенного обследования логопед пишет заклю­чение о речевом статусе больного, которое составляется по следующему плану:

1) эмоционально-волевые черты боль­ного, контактность, сохранность личности, ориентирован­ность его в месте и времени, отношение к своему речевому дефекту, наличие левшества у больного и членов семьи;

2) особенности понимания ситуативной речи, выполнение одно- и многосложных инструкций, слухоречевая память, фонематический слух, отчуждение смысла слова, персевераторность в выполнении заданий, понимание логико-грамма­тических конструкций;

3) особенности экспрессивной речи: многоречивость, аспонтанность, эхолалия, персеверации, речевые эмболы, возможность общения при помощи отдельных слов или деформированных предложений, характер аграмматизма, наличие вербальных и литеральных парафа­зии, амнестические трудности, оральный или артикуляторный праксис. Возможности повторения, называния, состав­ления фразы, автоматизированная речь. Отмечается ли дис­социация между репродуктивной произвольной и ситуативной активной речью, а также наличие дизартрии?

4) особенности чтения и письма: сохранность зрительного гнозиса, узнава­ние букв, особенности чтения про себя и вслух, литеральные и вербальные парафазии, возможность выполнения пись­менных инструкций, глобальное чтение отдельных слов;

5) особенности нарушения письменной речи: запись отдель­ных букв, слов под диктовку, письменное называние предме­тов и их изображений, запись сложных слов и отдельных предложений под диктовку, письменное составление предло­жений по сюжетной картинке, характер литеральных и вер­бальных парафазии, аграмматизм в письменной речи, харак­тер других дефектов в письме больного;

6) особенности нарушения счета: возможность решения различных арифме­тических примеров, записи цифр под диктовку;

7) особен­ности гнозиса и праксиса: наличие акустической или оптической агнозии, зеркальности в письме, оральной и артикуляторной апраксии, динамической и конструктивно-пространственной апраксии, дизартрии, эхолалии.

После суммарного описания речевого статуса больного пишется заключение, в котором отмечается форма афазии, ее степень тяжести, комплексность двух форм, степень тя­жести аграфии, алексии и акалькулии, характер апраксии, наличие левшества в семье, степень активности или аспонтанности, наличие депрессивности, эффективности, слабо­душия (плаксивости) и эйфории (смешливости, расторможенности).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.