Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






КОМПОЗИЦИЯ 1 страница






Книга Второзакония часто называется краеугольным камнем документальной гипотезы Пятикнижия. Дата ее составления указывается как один из " проверенных результатов" библейской гиперкритики. Однако, в последние годы эта теория в ее первоначальном виде почти полностью отвергнута современными исследователями Второзакония. Поэтому ниже приводится краткий обзор критических взглядов на композицию Книги.

Классическая документальная гипотеза. Согласно теории составления Пяти­книжия, предложенной Graf-Wellhausen, четырьмя " документальными источниками" были J, E, D и Р (соответственно, " Яхвист", " Элохист", " Второзаконие" и " Священнический (жреческий) кодекс"). На восемнадцатом году царствования царя Осии Иудейского (621 г. до Р.Х.) рабочие, ремонтирующие дом Господень, обнару­жили " книгу закона". Когда она была прочтена царю, он разорвал свои одежды, при­знавая тем самым, что его народ нарушал слова этой книги; началось религиозное возрождение (4 Цар.22-23). Еще во времена Иерома (IV в.от Р.Х.) существовало мнение, что найденной книгой было Второзаконие. В 1805 г. W.M.L. de Wette использовал критический подход, чтобы показать, что Второзаконие происходит из источника, отсутствующего в первых четырех книгах Пятикнижия и, таким образом, датируется седьмым веком, т.е. позже, чем J и Е. К концу XIX века Wellhausen был убежден, что реформы Осии вдохновлялись современными религиозными деятелями, которые для успешного хода реформ сочинили " книгу закона" и закопали ее в храме. Вскоре книга была " обнаружена", и, поскольку подразумевалось, что она восходит ко временам Моисея, она явилась существенной поддержкой проводимых реформ5. Не­которые ученые были убеждены, что " книга закона" состояла из Втор. 12-26; другие -из гл.5-26.

Историк Второзакония. В соответствии с мнением большинства ученых, теория ясно указывает, что " книга закона" была написана непосредственно перед ее обнару­жением в 621 г. Однако в XX веке ученые перестали довольствоваться этой датой. Некоторые отодвигали дату Второзакония до времен Манассии или Езекии, или ранее Амоса, или даже ко временам Самуила. Другие датировали работу временем Аггея и

5 По этому поводу в отношении этой книги было использовано выражение " благочестивая ложь". См. J.Wellhausen, " Prolegomena to the History of Israel", pp.25-28.

 

 

 

 

ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

 

 

Стела Хаммурапи (около 1700 г. до P.X.J, содержащая 282 закона, которые дают интересный материал для сравнения по форме и деталям с законами Пятикнижия (напр. Втор. 19.21).

 

 

ВТОРОЗАКОНИЕ 169

Захарии даже позже6. В то же время ученые обнаруживали во Второзаконии больше сходства с 3 и 4 Книгами Царств, чем с первыми четырьмя Книгами Пятикнижия.

В результате этих разнообразных мнений большую популярность приобрел термин " автор Второзакония", и ученые стали говорить о " Четырекнижии" (Книги Бытия - Чисел) и " Второзаконной истории" (Книги Второзакония, Иисуса Навина, Судей и Царств)7. Последователи велльгаузенианской теории настаивали на том, что основной целью документа D было обоснование того, что Иерусалим является единственным местом святилища, хотя город нигде во Второзаконии и не упомина­ется. Von Rad указал на то, что эта теория противоречит приказанию соорудить жертвенник на горе Гевал (Втор.27.4-8)8. А.С. Welch и др. указывали на то, что у Второзакония много общего с Книгой Осии, и на основании этого заключали, что оно было написано не в южном, а в северном царстве9. Книга Второзакония обращена ко всему Израилю, а не Иудее, Сиону или дому Давида10. В сжатой формулировке T.Oestreicher указывается, что основной целью Книги является утверждение не Kultienheit (единство богослужения, т.е. наличие центрального святилища), а Kultreinheit (чистота богослужения)11. Некоторые ученые пришли к выводу о том, что Второзаконие явилось результатом, а не причиной реформ Осии12. Как видно, одни и те же данные уводили исследователей в почти противоположные направления.

Современное состояние. В настоящее время среди ученых не существует единого мнения. Критическое изучение формы приводит все большее количество ученых к признанию довольно ранних элементов во Второзаконии. Предположение о том, что Книга составлена по образцу вассальных договоров второго (см.выше), а не середины первого тысячелетия, указывает на раннюю дату. Назидательный стиль убеждает некоторых современных ученых в том, что Книга основана на устном предании, вос­ходящем к самому Моисею13. Другие прослеживают предание до раннего периода монархии.

Если убрать явно поздние вставки и некоторый материал из последних глав, во Второзаконии не останется ничего, что не могло бы восходить ко времени Моисея. Значительно более вероятным представляется то, что Второзаконие оказало большое влияние на пророков, чем то, что оно было написано ими. В нем не встречается не одной из проблем, которые волновали пророков, напр, " возвышенности", служение

6 Краткий обзор этих мнений см. в KH.G.T.Manley, " The Book of the Law" (Grand Rapids:

1957), pp. 18-22. Более полное обсуждение см. в kh.C.R. North, " Pentateuchal Criticism", pp.48-83

в OTMS, или H.F.Hahn, " The Old Testament in Modern Research", pp. 1-43.

7 Согласно M.Noth, никогда не существовало " Шестикнижия" (Книги Бытия — Иисуса

Навина); " Uberlieferungsgeschichtliche Studien I", 3rd ed.. (Tubingen: 1967): 180-182.

 

 

8..

 

 

Studies in Deuteronomy" (London: 1953), p.

 

 

9 A.C.Welch, " The Code of Deuteronomy" (London: 1924).

10 См.von Rad, " Deuteronomy", p.26.

11 " Das Deuteronomische Grundgesetz ", Beitrage zur Forderung christlicher 27/4 (1923).

12 G.E.Wright " Introduction and Exegesis of Deuteronomy" IB 2: 321, в особенности,

упомянуто R.H. Kennett, F.Horst, J.Pedersen с примечаниями.

13 Wright, ibid., p.326; ср., S.R.Driver, " Deuteronomy", ICC (New York: 1895), CTp.lxi. Обзор

недавних исследований фона Второзакония см. E.R.Clements " Pentateuchal Problems", p. 117 и

далее в кн. " Tradition and Interpretation" под ред. G.W.Andersen.

 

 

170 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Ваалу или особые формы идолопоклонства. Моисей, а не пророки, жившие после него, установил великие принципы Израильской религии; они лишь развивали эти принципы и применяли их в решении духовных и нравственных проблем своих дней. В настоящий момент, результаты двух веков критических исследований, похоже, указывают на то, что, если Второзаконие и не было написано самим Моисеем, оно, по крайней мере, является преданием, которое точно представляет Моисеево изложение законов Завета с Яхве применительно к потребностям израильтян, в предверии их вторжения в Ханаан14.

БОГОСЛОВИЕ

Второзаконие является сокровищницей богословских концепций, которые оказывали влияние на религиозную мысль и жизнь израильтян, евреев и христиан. Как было показано выше, основные идеи Книги принадлежат Моисею, находящемуся под водительством Святого Духа. Эти идеи оказали большое влияние на пророков - как " ранних", которые и были ответственны за " Второзаконную историю", так и на " поздних". И это - важнейшая причина для того, чтобы попытаться понять богослов­ские идеи Второзакония - древние и преобладающие в ветхозаветной мысли.

Символ веры. Втор.6.4-5 является " Символом веры" Израиля или, используя первое слово, которое стало его еврейским названием, " Шема":

" Слушай Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими".

Израильтянам было предписано: " И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем (и душе твоей). И внушай их детям твоим... И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих" (Вт. 6. 6-9) Эти указания, следующие непосредственно за Шемой, стали частью ежедневного религиозного обряда евреев. Христос указал на ст.5 как на первую и величайшую заповедь (Мф.22.37).

В " Символе веры" утверждается единство и единственность Яхве, Бога Израи-лева, особенно в свете отношений, установившихся у Него с Его народом. Слово, переведенное " един" является порядковым числительным - дословно " Господь, Бог наш, Господь первый". Если бы в этом месте говорилось именно о единобожии, было бы использовано другое еврейское слово - дословно " Господь, Бог наш есть единст­венный Бог" 15. В то же время, Втор.6.4 и далее исключает концепцию многобожия Израильского Бога, поскольку Он " один", а не " много". Более того, Яхве требует полной любви Своего народа. Если " Символ веры" и не утверждает единобожие как философскую концепцию, он определенно указывает, что Господь является Единст­венным Богом, Которого Израильтяне должны любить и Которому они должны служить, поскольку любовь к Нему всем сердцем, всей душей и всеми силами не

14 B.S.Childs, " Old Testament as Scripture", p.212, подчеркивает проповеднический стиль,

присущий современной форме Книги, как существенную часть объяснения закона: " Новое

толкование пытается актуализировать предания прошлого для нового поколения в такой

форме, чтобы вызвать в нем особое желание выполнять обязательства Завета.

15 В связи с тем, что слово, переведенное " един" является предикативным

прилагательным, а не атрибутивным прилагательным, перевод " единый Господь" в данном

месте отрицается.

 

 

ВТОРОЗАКОНИЕ 171

оставляет места для приверженности другому богу. Ранние Израильские взгляды иногда называются " монолатрией" (поклонением одному богу), поскольку нигде не отрицается полностью существование других богов. Однако как монотеизм, так и монолатрия являются философскими концепциями, а Израильтяне, похоже, не были философами. Они не рассуждали о Боге. Они знали Его из опыта своего общения с Ним. Он вывел их из Египта и требовал от них полной преданности. Их вера была результатом опыта, а не логическим выводом.

Бог, который действует. Концепция Яхве, Который вступает во взаимодействие с избранными, встречается во Второзаконии не впервые. Она является существенной частью рассказов о сотворении мира, потопе и, конечно, об Авраамовом завете; она была мощным образом проиллюстрирована сначала, когда Яхве сломил упорство фараона в нежелании отпустить Израильтян, а затем и усилия его армии вернуть бежавших рабов.

Однако во Второзаконии исторические деяния Яхве становятся основной частью воззрений этой Книги, в частности, ввиду связи с требованиями, выдвигаемыми Яхве Израильтянам, как в момент вступления в землю обетованную, так и после него. Моисей напоминает им о том, " что сделал Господь с Ваал-Фегором" (Втор.4.3), и это должно было определить их будущее поведение в земле обетованной (ст.5). " Есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его? " (ст.7). О событиях, породивших такую веру, следовало рассказывать " сынам твоим и сынам сынов твоих" (ст.9).

Доктрина невидимости Бога и заповедь против сотворения каких бы то ни было изображений Бога - обе взяты из опыта у горы Хорив (ст. 15-16). " Дабы ты, взглянув на небо увидел солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонялся им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом". Далее Моисей продолжает эту мысль: " А вас взял Господь и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела..." (ст. 19-20). Солнце, луна и звезды повелением Божиим принадлежат всем, но избавление из Египта было деянием, направленным во благо исключительно Израиля, деянием, целью которого было сделать израильтян народом Божиим.

Если Израиль забудет это и то, к чему это его обязывает, Господь покарает Свой народ, выдворив его из земли обетованной и рассеяв среди других народов. С другой стороны, если Израиль возвратится к Яхве и будет повиноваться Его гласу, Он будет милостив и не забудет завета, заключенного с их отцами (ст.25-31).

" Ибо спроси у времен прежних, бывших прежде тебя, с того дня, в который со­творил Бог человека на земле, и от края неба и до края неба: бывало ли что-нибудь такое, как сие великое дело, или слыхано ли подобное сему? Слышал ли какой народ глас Бога, говорящего из среды огня, и остался жив, как слышал ты? Или покушался ли какой Бог пойти, взять себе народ из среды другого народа казнями, знамениями и чудесами, и войной, и рукой крепкою, и мышцею высокою, и великими ужасами, как сделал для вас Господь, Бог ваш, в Египте пред глазами твоими? Тебе дано видеть это, чтобы ты знал, что только Господь, Бог твой, есть Бог, и нет еще кроме Его" (ст.32-35).

В своем последнем обращении Моисей объявляет: " вы видели все, что сделал Господь пред глазами вашими в земле Египетской... но до сего дня не дал вам Господь Бог сердца, чтобы разуметь, очей, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать"

 

 

172 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

(Втор.29.2-4). Снова упоминается, что Господь вел их в пустыне и заботился об их нуждах. Моисей говорит, что это было сделано, " дабы соделать тебя сегодня Его народом, и Ему быть тебе Богом, как Он говорил тебе и как клялся отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову" (ст. 13).

Избрание Израиля. Концепция о том, что Яхве избрал Израиль Себе в удел, на­зывается " богоизбранностью". Она основана на призвании Авраама (Быт.12.1-3; 15.1-6), где Божественное обещание направлено на " семя", или потомков Авраама. Эта идея выдвигается на передний план во время призвания Моисея (Исх.3.6). Она содержится в откровении Синайского законодательства (Исх.ср.20.2-20) и в системе жертвоприношений, описанной в Кн.Левит (ср.Лев.18.1-5, 24-30). Упоминание об этом обещании содержится в рассказе об отправлении соглядатаев в Ханаан (Числ.13.2) и об отчете меньшинства (Числ.14.8). Но ярче всего эта идея выражена во Второзаконии, где она является мотивирующей.

Для описания доктрины избрания в Ветхом Завете чаще всего используется глагол " выбирать". Он встречается довольно часто во Второзаконии16. Однако мысль об избрании - что Бог избрал Израиль быть Его уделом - выражается и множеством других способов и часто подразумевается там, где она выражена не столь явно (ср.Втор.4.32-35). Следует помнить, что Божественное избрание Израиля было осуществлено посредством воссоздания его в качестве нового народа. Это Божественное избрание не было произвольным, как если бы Бог выбрал уже существующий народ, пренебрегая другими. Его новый искупительный акт потребовал нового народа; отсюда Его призвание Авраама, образование нового народа из его семейства и последующие события в его истории.

" Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего" — говорит Моисей; " тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле" (Втор.7.6). Этот выбор был сделан не благодаря численному преимуществу Израиля (ст.7), но " потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которой Он клялся отцам вашим..." (ст.8). В связи со своим избранием Израиль должен был уничтожить народы земли Ханаанской, " семь народов, которые сильнее и многочисленнее тебя" (ст.1). Израиль не должен был вступать с ними в какие-либо соглашения или проявлять к ним пощаду. Между Израилем и народами этой земли не должно было быть брачного родства, т.к. это могло отклонить Израильтян от Яхве к служению другим богам (ст.3-4). В первую очередь они должны были разрушать религиозные символы Ханаанских народов (ст.5). Эти требования могут показаться жестокими. Если Яхве был в равной степени Богом всех народов, и все люди были Его детьми, то эти слова могут вызвать возражения. Однако их следует трактовать в надлежащем контексте на фоне Богоизбрания. Яхве избрал Израиль, и Он является Богом Израиля. Перед другими народами у Него нет каких-либо обязательств, кроме тех, которые предусмотрены Его заветом с Израилем. Эта основная мысль об избрании стоит за теми местами Нового Завета, в которых говорится об исключительности, напр, о разнице, разделяющей последователей Христа и " мир" (ср.Ин.1.12; 8.42; 15.18-19; 1 Ин.2.15).

Но у концепции Богоизбранности есть и другая сторона. Выбор Богом Авраама и его потомков имел определенную цель - " и благословятся в тебе все племена земные"

16 Евр." Ь< я/шг" встречается во Второзаконии 30 раз; по 20 раз в Кн.Исайи и 1-2 Цар. и 15 раз - в 3-4 Цар.

 

 

ВТОРОЗАКОНИЕ ]73

(Быт. 12.3). Ревность Божия об Израиле не является следствием Его равнодушия к другим народам; наоборот, она основана на заботе о том, чтобы Израиль передал истину другим народам. Если Израиль не будет заботиться о том, чтобы сохранить истину, которую открыл им Яхве Своими словами и поступками, эта истина никогда не дойдет до остального мира. Поэтому, во Второзаконии делается ударение на то, что Израильтяне по прибытии в Ханаан должны строго соблюдать указания Божий. Это является причиной закона о " едином жертвеннике" (Втор. 12.1-14). Этот запрет касался того, чтобы Израиль не совершал служения в местах, где народы, которыми они овладеют, служили своим богам (ст.2). " К месту, какое изберет Господь, Бог ваш,... обращайтесь" (ст.5). Это место, где бы оно ни было - у Гевала, в Сихеме и, наконец, в Иерусалиме, - должно было быть единственным местом служения тех, кого Яхве избрал быть Его народом. Только таким образом могла вера оставаться незараженной ханаанскими верованиями и сохранить ясное свидетельство для всех народов.

Цель избрания - свидетельство всем народам, которые должны были благо­словиться, благодаря избранию Израиля - не указывается во Второзаконии. Основ­ным мотивом Моисея было предупреждение Израильтян об опасностях, связанных со смешением их веры, с потерей истины, открытой им, которые подстерегали их после вступления в землю обетованную17.

Взаимоотношения завета. Взаимоотношения, которые явились результатом избрания Богом Израиля, называются " взаимоотношениями Завета". Слово " завет" встречается в Ветхом Завете довольно часто18. Несмотря на то, что Завет иногда описывается как " соглашение" или " контракт", библейский Завет значит несколько иное. В контракте содержится формула quid pro quo (" что-то взамен чего-то"): " за ценность, которую я получаю, я согласен заплатить..." Если какая-либо из сторон не выполняет условий, другая освобождается от своих обязательств. Даже договор вассальности не является тем же самым, что и библейский завет, хотя он представля­ется более близкой параллелью. В нем повелитель, покорив вассальный народ, имеет право на определенные обязательства по отношению к себе. В свою очередь, он обещает предоставить определенные выгоды. Библейский завет, напротив, не возни­кает ни вследствие quid pro quo, ни вследствие завоевания. Он происходит из любви: " потому, что любит вас Господь..." (Втор.7.8). Поэтому, хотя народ и не выполнил своих обязательств — что и произошло в период странствования по пустыне, — Бог не разрывает завет (4.31).

Для пророков взаимоотношения Завета являются знаменательными; они стано­вятся краеугольным камнем возлагаемой ими надежды. Эта надежда состояла их трех основных элементов: образование народа избранного Богом Себе в удел; наследова­ние ими земли, которую Он поклялся дать патриархам и их потомкам; и установление престола, который Он обещал Давиду и его потомкам. Каждое их этих обещаний входило в завет, тот ли, который Бог заключил с Авраамом и подтвердил Исааку, Иакову, Иосифу и Моисею, или тот, который Он заключил с Давидом (2 Цар.7).

17 По поводу концепции избрания, см. H.H.Rowley, " The Boblical Doctrine of Election",

2nd. ed. (Naperville: 1965), p.210.

18 Древнееврейское слово " bent" встречается в Ветхом Завете 285 раз, включая 26 раз во

Второзаконии, 24 раза в Кн.Бытия, по 23 раза в Книгах Иисуса Навина и 3-4 Царств, 20 раз в

Псалтири, 19 раз в Кн.Иеремии и 17 раз в Кн.Иезекииля.

 

 

174 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Поскольку Господь является Богом, Который держит Свои обещания, пророки знали, что в конце концов Он освободит Свой народ, восстановит их на земле обетованной и поставит царя на престол. Элементы этой надежды присутствуют уже во Второ­законии, т.к. по своим убеждениям, Моисей поистине является первоначальным пророком (ср.9.26-29; 17.14-20; 18.15-18).

Не следует однако полагать, что эти взаимоотношения не накладывали на Израиль никаких обязательств. Закон, данный на Синае, который Моисей в назида­тельном тоне повторяет, состоит из обязательств, вытекающих из отношений Завета. Здесь важно понять тонкое различие между контрактом и Заветом. Если бы взаимо­отношения между Яхве и Израилем были сформулированы в виде современного контракта, Яхве должен был бы выполнять Свои обещания только при условии соблюдения Израилем своих обязательств. Во взаимоотношениях Завета Яхве при­держивается Своих обещаний из-за Своей любви и потому, что Он является Богом. Он может покарать Израиль за неповиновение - даже целое поколение за его упорное неверие, - однако Его Завет остается в силе, благодаря самой Его природе.

В свою очередь, Израиль обязан придерживаться заветных требований не потому, чтобы не быть в долгу у Яхве, но лишь потому, что он является Его народом, и как таковой, должен соответствующим образом вести себя. Моисей обращается к осново­полагающему принципу, изложенному в Кн.Левит - " Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш" (Лев. 19.2), повторяя закон:

" Все заповеди, которые, которые я заповедую вам сегодня, старайтесь исполнять, дабы вы были живы и размножились, и пошли и завладели землею, которую с клятвой обещал Господь отцам вашим. И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет... И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего. Итак храни заповеди Господа, Бога твоего, ходя путями Его и боясь Его... " (Втор.8.1-6).

Концепция греха. Основа библейской концепции о грехе изложена в рассказе о грехопадении (Быт.З) и проиллюстрирована в последующих главах, достигая кульминации в рассказе о потопе (Быт.4-9). В Кн. Чисел грех Израиля проиллюстри­рован ропотом и восстанием. Во Второзаконии он рассматривается на фоне заветных взаимоотношений.

Искупительное действо, посредством которого Господь вывел Израильтян из Египта, упоминается в связи с заповедями (Втор.6.20-25). Обязанность Израильтян придерживаться и выполнять Его законы основана на том, что Он избрал их Себе во владение (Втор.7.6). Таким образом, вступив в землю обетованную, они должны были помнить это и соблюдать Его заповеди (Втор.8.1-10). Однако им грозила опасность забыть эти взаимоотношения и обратиться к другим богам (ст. 11-18), из-за чего они без сомнения должны были погибнуть (ст. 19). Любовь к Богу и соблюдение Его заповедей идут рука об руку, а благословение в земле обетованной должно после­довать за подобным послушанием (ст.8-12). Предположительно, непослушание должно было привести к отказу в благословении.

Таким образом, страшнейшим грехом является обращение к другим богам. Во Второзаконии изложено множество законов и указаний, но редко упоминаются нака­зания за их нарушение. Наоборот, обещается благословение за соблюдение этих законов:

 

 

ВТОРОЗАКОНИЕ 175

" И если вы будете слушать законы сии, и хранить и исполнять их, то Господь, Бог твой, будет хранить завет и милость к тебе, как Он клялся отцам твоим, и воз­любит тебя, и благословит тебя, и размножит тебя, и благословит плод чрева твоего и плод земли твоей,... раждаемое от крупного скота твоего и от стада овец твоих, на той земле, которую Он клялся отцам твоим дать тебе" (Втор.7.12-13).

Однако, когда упоминается о вероотступничестве или идолослужении, прибавляется угроза наказания:

" Да не будет между вами мужчины или женщины, или рода или колена, которых сердце уклонилось бы ныне от Господа, Бога нашего, чтобы ходить служить богам тех народов... Не простит Господь такому, но тот час возгорится гнев Господа ярость Его на такого человека, и падет на него все проклятие Завета сего, - написанное в сей книге, и изгладит Господь имя его из поднебесной" (Втор.29.18-20).

Грех идолопоклонства был таким серьезным, что израильтянину было пред­писано убить брата, сына, дочь, жену или друга, если они будут склонять его к служе­нию другим богам: " не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его; но убей его;.... Побей его камнями до смерти; ибо он покушался отвратить тебя от Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской..." (Втор. 13.6-10). Если население какого-либо города попытается увести Израильтян от Яхве, город и все, что в нем находится должно быть уничто­жено (Втор. 13.15-16).

Несмотря на человеколюбивый характер многих законов, изложенных во (Втор. 15-26), наказание за идолослужение было чрезвычайно суровым. Единствен­ным объяснением, которое может быть выведено из Второзакония или любой другой части Библии, является суть взаимоотношений Завета. Как правило, Библия не пред­писывает народу Божиему убивать иноверцев. Исключением является покорение Израильтянами Ханаана. Как показано в Книгах Иисуса Навина и Судей, природа завета и назначение земли обетованной требовали того, чтобы в ней не оставалось хананеев. Древние были мало знакомы с той веротерпимостью, которая выработана современным плюралистическим обществом. Как и современные племена, ближне­восточные народы в древности имели единообразную культуру и религиозные веро­вания, которые должны были разделяться всеми, кто проживал на данной территории. Самобытность наилучшим образом сохранялась нетерпимостью к другим культурам. Как указано в Книгах Царств и представлено как фон в посланиях пророков, невыполнение приказания Яхве уничтожить хананеев привело к повальному идолопоклонству Израильтян и, в конце концов, к разрушению царства и уводу их из земли обетованной в плен.

Как и брачный договор, взаимоотношения между Яхве и Его народом были заветом взаимной любви и доверия. Как и прелюбодеяния, вероотступничество своим презрением любви разрушает связь, нарушает доверие и делает человека не­достойным исключительного и всепоглощающего обязательства. Взаимоотношения Завета невозможны в условиях, подробно описанных пророками. Человек, который отворачивается от Яхве, предупреждается о роковых последствия этого шага. Тот же, кто пытается склонить к идолослужению другого, является худшим грешником; он достоин смерти.

Здесь приложима концепция постепенного откровения (см.выше стр.11). В то время, когда Израильская нация только утверждалась в Ханаане, нужен был один вид

 

 

176 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

закона. Повсеместное идолопоклонство в то время могло полностью уничтожить средства передачи искупительного откровения Божия будущим поколениям. Спустя несколько столетий повсеместное идолослужение привело народ к поражению и гибели, и лишь благодаря милости Божией часть его спаслась. В свете откровения, поведанного через Иисуса Христа и апостолов, этот закон заменяется более мягким.

Бог в истории. Концепция о том, что Бог действительно вошел в историю, явля­ется уникальной библейской доктриной, отсутствующей в таком виде в литературе любой другой религии. Она проповедуется на протяжении всей Библии. Однако во Второзаконии она выражается уникальным образом, оказывая огромное влияние на последующие писания и порождая мысль о " второзаконной истории".

Приводить главы и стихи нет необходимости, поскольку вся книга является из­ложением деяний Божиих во благо Своего народа. Это рассказ о том, как Бог вывел Израильтян из Египта, дал им законодательство на Синае, терпеливо переносил про­явления их неверия в пустыне и привел их к берегу реки Иордан. Это последователь­ность событий, по-видимому, наилучшим образом изложена во Втор. гл.6-12, отдель­ные отрывки из которых были процитированы выше.

Глава 5 содержит повторное перечисление Десяти Заповедей (Десятословие; впервые оно приводится в Исх.20.1-17). В последующих главах раскрывается их смысл. В рассказе переплетены будущие обязанности Израиля после вступления в Ханаан и прошлый опыт, когда Израиль воочию видел могущественные деяния Яхве и слышал Его слова. Это взаимодействие прошлого и будущего возбуждает " пророческий" взгляд на историю, в котором прошлое не только дает уроки на будущее, но даже становится источником движений, которые влияют на будущее. Когда Бог действовал в прошлом - например, во времена Авраама, - Он не только говорил или делал нечто, что может быть уроком для дня сегодняшнего или дать надежду на будущее, но Он также открывал частицу Своих будущих действий, по­средством которых Он осуществляет Свой искупительный замысел. Так понимали историю Божественных действий Моисей, пророки и новозаветные писатели.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.