Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ветхозаветный канон 14 страница






2 Тщательное исследование см. R. Abba, " Priests and Levites" IDB 3: 876-889. Согласно

классической теории Wellhausen, различие между священниками и левитами возникло после

Пленения, а весь культ, описанный в Левите, является построением возникшего после Плене­

ния иудаизма. Однако Abba показывает, что Священнический кодекс возник не только до

Пленения, но и до книги Второзакония, и, таким образом, имеет гораздо большую ценность,

чем предполагалось ранее. Дальнейшую оценку взглядов Wellhausen см. D.A. Hubbard " Priests

and Levites", 1BD, стр.1266-1273.

3 Слово " kohen" (" священник") втречается 730 раз; " lewi" (" левит") - 40 раз; а множест­

венное число (" левиты") - 250 раз. Часто слово " левиты" используется для определение

колена, без упоминания о его назначении.

 

 

142 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

теократию — каждый человек был священником, а Яхве был царем. Однако такой идеал был мало применим на практике, а потому введен был принцип представи­тельства. Первенец каждой семьи должен представлять всю семью (Исх.13.2, 12-15). Но Яхве назначил левитов для служения вместо первенцев: " Вот, Я взял левитов из сынов Израилевых вместо всех первенцев, разверзающих ложесна из сынов Израиле-вых" (Числ.3.12).

Следовательно, взгляд на книгу Левит как на " настольную книгу священнослужи­телей" — имея в виду официальных должностных лиц культа - представляется определенной недооценкой библейского учения; эта книга предназначена для всего народа4.

Содержание. Иногда утверждается, что Книга Левит дает закон, имея в виду обрядовые законы Израиля. За таким утверждением обычно следует рассмотрение содержания как обычного свода законов, без попытки понять значение древнееврей­ского слова " tora". Оно означает " указание, дисциплина" (в значении не только наказания, но и обучения). В этом значении оно используется для обозначения роди­тельских назиданий (Притч.1.8; 3.1). Принципы, выведенные из научных наблюдений, могут называться " законами". В этом смысле " закон" может обозначать принципы, которые управляют жизнью избранного Яхве народа. В Ветхом Завете " закон" включает " уставы", " суждения", " заповеди" и " понимания" 5. Поэтому перевод " tora" как " закон" не является ошибочным. Однако значительно полезнее рассматривать Левит как книгу указаний народу-священнику и его представителям. Эти указания касаются культовых обрядов и ритуалов - тех действий и отношений, которых должен придерживаться народ Яхве для того, чтобы оставаться в неразрывном общении с Ним.

Центральная тема книги Левита может быть выражена словами " qodes" (" святость") и " qados" (" святой") (см. Лев. 19.2). Эта основная тема святости ставит два вопроса. Во-первых, как изъять грех, чтобы народ стал святым? Во-вторых, как народ мог поддерживать святость, необходимую для общения со Святым Богом? Первый вопрос в основном рассматривается в Лев. 1-16, а второй - в заключительной части книги.

БИБЛЕЙСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СВЯТОСТИ

Основное значение. Первоначально " qados" означало просто " выделенный", особенно для религиозных целей. Участок земли, здание, мебель в святилище, даже лошадь могли быть " святыми", т.е. выделенными для религиозного или культового использования. Возможно у израильтянина, подходящего к скинии, или у перво­священника, входящего в Святое Святых, и возникало чувство благоговейного трепета. Однако это ощущение внушающей страх силы, которой обладают священные вещи, не должно смешиваться с нравственными или этическими качествами. Определенные люди были " святыми" - выделенными для религиозных

4 Обзор роли Израиля как " царства священников", см. A. Lacocque " " But as for me"

(Atlanta: 1979).

5 Чтобы иметь некоторое представление о том, как израильтяне рассматривали " закон

Господа", см. Пс.118.

 

 

ЛЕВИТ 143

целей; это могли быть как священники, служащие Яхве, так и храмовые проститутки ханаанского Ваала6.

В нижеприведенном рисунке все, что находится внутри круга, т.е. выделено в ряду, может рассматриваться как " святое" или " священное". Все, что находится вне круга является не священным. Обратите внимание на (Лев. 10.10), где дословно по­велевается: " Вы должны отличать священное от не священного и нечистое от чистого,...". То, что с культовой точки зрения является " чистым", приемлемо для служения Яхве, а то, что " нечисто" - неприемлемо. Следовательно, профанацией является использование святого предмета или понятия (пример имени Божиего) в мирских целях.

Несвященный Священный Несвященный

Производное (или библейское) значение. Библейская концепция святости не ограничивается отделением. Постоянно повторяется слова " Свят Господь" или " Я (т.е. Яхве) есть Святой". Это означает, как уже было сказано, что Он отделен. Он является духом, а человечество материально. Он невидим, а человечество видимо. Однако более важным является то, что Бог отделен от греха и греховного человече­ства. Согласно библейскому Писанию, Бог сотворил Адама для общения с Собой, но грех разрушил это единение, и Адам и Ева были изгнаны из Рая. Символически Бог остался на месте, а человеческое семейство было изгнано оттуда из-за своего греха. Нравственное совершенство Яхве, следовательно, является частью библейской концепции о Его Святости, и Его требование о том, чтобы народ завета был святым, было всегда тесно связано с законом. Таким образом, слово " святость" получило еще одно производное библейское значение морального совершенства7.

ЖЕРТВЫ И ПРИНОШЕНИЯ

Приношения. Согласно (Лев.7.37), пять видов приношений было включено в закон, который был открыт Господом Моисею на горе Синай. Один из них, " жертва мирная", разделяется на три подвида, поэтому всего насчитывается семь видом при­ношений. Поскольку все они, кроме " приношения хлебного", включали жертвенное убийство животного, они, в основном, называются " жертвами". Еврейское слово, означающее " приношения", в этом месте используется в значении " представление" или " вещи, которые приносятся". (См. таблицу)8.

6 Это может показаться шокирующим, но " qedesim" (" выделенные мужчины") были

культовыми блудниками (3 Цар.15.12), a " qedesot" (" выделенные женщины") - храмовыми

блудницами (Ос.4.14; ср.Быт.38.21 и далее).

7 Хотя, согласно некоторым - филологическим методам, это и неверно, но оно является

единственным возможным способом для установления правильного библейского определения.

Слово следует понимать в том значении, которое придавалось ему теми, кто это слово исполь­

зовал. Любая дисциплина, будь то медицина или математика, юриспруденция или лингвистика,

имеет определенные слова, имеющие специфическое для данной области значение. Библейские

исследователи часто пренебрегают этим фактом.

8 Рекомендуется внимательное прочтение библейского текста, сопровождаемое изучением

таблицы.

 

 

144 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

НАЗВАНИЕ ЖЕРТВЫ ЦЕЛЬ ВИД ЖЕРТВЫ

 

 

ola

Всесожжение или сжигаемая жертва 1.3-17 6.8-13






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.