Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обличение коринфян за общение с кровосмесником (5 глава)






 

В главе 5 апостол обличает коринфских христиан за то, что в их обществе находится кровосмесник, а они остаются к этому равнодушны. Какой-то брат взял себе в жены, очевидно, мачеху после смерти отца, о чём надобно бы плакать, если бы они были духовно чутки. Но так как они были плотские, то они ещё гордились этим (5, 2). Апостол Павел производит духовный суд над кровосмесником: «сделавшего такое дело... предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (5, 3-5). [17]

Епископ Феофан изъясняет это место, говорит: «Это не в смысле, – чтобы отлучить от Церкви, вне которой область сатаны, а в том, чтобы злой дух овладел телом и измождил его. Плотский грех в плоти наказывается. Изможденная плоть ослабит узы греха и даст простор духу покаяться. Это врачевство, а не казнь». [18]

Этот кровосмесник, как плохая закваска, может испортить все тесто. Поэтому обязанность всей Церкви – блюсти свою чистоту, врачевать подобные члены. Под «старой закваской» надо понимать не только грех кровосмесника, но вообще грех и нечистоту, которые заражают тело Церкви.

Стихи 5, 9-13 выражают требование апостола не общаться ни с каким грешником, предающимся разврату и пороку и называющим себя христианином, чтобы не заразиться от него грехом. Такое требование апостола Павла говорит о необыкновенной высоте нравов древней Церкви. Тогда казалось немыслимым носить имя христианина и продолжать грешить. И действительно, явные грешники извергались от верных, стояли вне храма и плакали, ждали срока, когда вновь войдут в общество святых. А что же теперь? «Умножение грешников сделало исполнение этого требования невозможным» (Еп. Феофан).[19]

2.2. Запрещение судиться у неверных (6, 1–11)

 

Та же высота нравов христиан, их святое имя и святость жизни запрещают им обращаться в суды к неверным. И действительно, не странно ли для примирения с другом христианином избирать посредником врага, неверного? Язычника избирать судьей христианина? Стихи 6, 2-3 говорят о причине этого запрещения: «Разве вы не знаете, что святые будут судить мир?... Мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?»

«Святые», т.е. верующие христиане, осудят язычников, мир грешников и неверных ангелов, поэтому им не подобает и в настоящем веке обращаться в суды к неверным. Все толковники понимают суд не в подлинном смысле слова, потому что он принадлежит одному Богу, но в смысле осуждения свидетельством своим, как и в словах Господа:

«ниневитяне восстанут на суд с родом сим и ссудят его,.. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его»: (Мф. 12, 41-42).

Апостол обличает вообще суды и тяжбы между христианами (6, 7-8), потому что они говорят о нехристианском подходе к жизни. Судящиеся виновны оба: и обидевший, – потому что не должен обижать, и обиженный, – потому что полезнее для души стерпеть, чем судиться (6, 7). Мы часто забываем о небесном нашем отечестве, о будущем суде и воздаянии и во что бы то ни стало, стараемся отомстить за обиду. Но тогда и нам воздастся за причиненные нами обиды, а миловать будет не за что.

Апостол перечисляет целый ряд смертных грехов, [20] свойственных язычникам (6, 9-10), но от которых коринфяне избавились, уверовав во Христа и вступив в лоно Церкви. В таинстве крещения они «омылись» от греховной скверны; «освятились» приобщением благодати Духа Святого в миропомазании и через веру и жизнь по вере «оправдались» перед Богом (6, 11). Такой «оправданный» человек живет уже по прин-ципу христианской свободы: «Все мне позволительно, но не все полез-но; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною»(6, 12).

2.3. Обличение чревоугодия и блуда (6, 12–20)

 

Преподав назидание о воздержании, апостол Павел теперь учит целомудрию, т.е. непорочности и чистоте не только души, как образа Божия, но и тела, как живого храма живущего в нем Духа Святого и имеющего обетование будущего воскресения и жизни вечной. Поэтому Апостол сурово обличает грех блуда (6, 13-18), который был особенно распространен в языческом Коринфе. Кроме низости, животной природы этого греха, Апостол выставляет высшие побуждения к удалению от него: призвание христианина к общению с Богом, осознание себя членом благодатного тела Христова, т. е. Церкви: «разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?» (6, 15).[21]

Сочетание наше со Христом коренится не только в духе нашем, но и в теле, так как личность человека – это единство духовно-телесного организма. Поэтому Церковь освящает благодатью таинств, как наши души, так и тела (крещение, причащение, елеопомазание). Блуд же оскверняет и то и другое одновременно, потому что объединяет человека в новое греховное тело с блудницей и через то отторгает его от единения с Господом, лишает всякой благодатной помощи.

Кроме того, что тела наши суть члены Христовы, они еще суть и храмы Духа Святого: «Не знает ли, что тела ваши суть храмы живущего в вас Святого Духа» (6, 19; см. 3, 16).

Наш дух становится причастным Духу Божьему, освящающему и тело наше, в котором Он обитает, как в Своем храме. Христианин уже не властен над своим духом и своим телом, ибо они принадлежат Богу, как Творцу и как Спасителю: «вы не свои. Ибо вы куплены дорогою ценою» (6, 19-20); куплены бесценной Кровью Сына Божия, Ему и должны принадлежать. Христианин в этом смысле называется «рабом Божиим», Ему он служит и Его прославляет всем своим существом: «Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (6, 20).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.