Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История развития концепций менеджмента качества в Японии






 

Мы решили посвятить истории развития принципов менеджмента в Японии специальный раздел, так как именно Япония первой преобрази­ла свою послевоенную экономику на основе качества. Сейчас под влиянием натиска японцев весь мир вынужден меняться, приспосабливаясь к концепциям качества. Раздел написан по материалам, любезно пре дос­тавленным автору японским ученым проф. Хирое Цубаки.

Мы совместно с проф. X. Цубаки несколько лет ведем российско-японский проект по менеджменту качества, в рамках которого проф. X. Цубаки трижды приезжал в Россию, в Нижний Новгород, где блес­тяще выступал на семинарах и читал превосходные лекции на различ­ных предприятиях региона. На основе этих выступлений и лекций ав­тор вместе с М. Е. Серовым подготовил брошюру, иллюстрирующую историю японского менеджмента качества [19], часть которой использо­вана в настоящем разделе. Основная информация представлена в виде рисунков и таблиц. Основные исторические события, характеризующие развитие принципов менеджмента качества в Японии, показаны на рис. 1.1.4.

Обратим внимание на то, что только в 1997 г. вышла в свет «Деклара­ция основных принципов TQM», характеризующая окончание перехода от TQC к TQM. Это подчеркивает, с какой тщательностью японские спе­циалисты прослеживают процессы развития менеджмента качества в сво­ей стране. В частности, автор был очень удивлен столь поздним появле­нием Декларации TQM в Японии, так как уже многие годы публикуется огромное число материалов по TQM, и Япония рассматривается в них как родина TQM. Однако тщательность японского стиля работ прояви­лась и здесь. Японцы поспевают не спеша, без суеты. Только в 1991 г. они приняли стандарты ИСО семейства 9000. Заметим, Советский Союз это сделал в 1988 г. Почти десять лет японские специалисты работали над тем, чтобы интегрировать концепцию стандартов ИСО 9000 в японскую культуру менеджмента качества, с тем чтобы, с одной стороны, подчи­ниться процессам глобализации мировых экономических процессов, а с другой – не повредить своей экономике.

В 50-е годы акцент в управлении качеством, благодаря влиянию док­тора Э. Деминга, был сделан на статистический выборочный контроль, как на первый необходимый шаг в освоении статистического управления качеством (SQC). Уже в 60-е годы происходит перемещение акцента ра­бот по качеству с инспекций и выборочного контроля на статистическое управление процессами (SPC).

В 70-е годы развивается концепция улучшения качества, в рамках ко­торой разрабатывается техника решения проблем с помощью семи про­стых (японских) статистических методов, развитых в 60-е годы. Однако в целом интерес к SQC падает в связи с распространением TQC.

В 80-е годы применение SQC распространяется на сферу проектиро­вания (методы Г. Тагути), а кроме того, в конце 80-х начинается возврат к использованию статистического управления качеством в компании Toyota (ренессанс SQC).

В 90-е годы, которые характеризуются переносом акцента на стадию планирования качества, широкое применение получают так называемые «7 инструментов TQM для планирования» (Р7).

На рис. 1.1.5 представлены этапы развития методов статистического управления качеством.

Остановимся более подробно на некоторых этапных моментах эволю­ции методов управления качеством в Японии. Вернемся в 50-е годы – эру инспекции и статистического выборочного контроля. Несмотря на широкое применение инспекций качества и использование выборочного контроля качества готовой продукции, уже в то время стали закладывать­ся предпосылки их полного исключения из производственного цикла (рис. 1.1.6).

60-е годы характеризуются интенсивным использованием семи инст­рументов контроля качества (07), а также развитием идей и концепций японского стиля управления качеством. Первое поколение ученых и спе­циалистов Японии в области качества, в основном ученики Э. Деминга и Дж. Джурана, формируют первую стадию собственного стиля управления (рис. 1.1.7). Она ориентирована на качество выпускаемой продукции и критерием качества является ее соответствие техническим требованиям.

Однако главными элементами первой стадии становятся принципы управления качеством в масштабе всей компании (СWQС), обучение и другие приемы, показанные на рис. 1.1.8.

В эти же годы с целью поддержки эффективной работы кружков ка­чества разрабатываются процедуры и методы решения проблем качества, затрагивающие как общие, так и специфические проблемы качества. Большую роль в этом процессе сыграл проф. Н. Кано (N.Каnо).

В 70-е годы на сцену выходит второе поколение японских ученых и специалистов – ученики учеников Э. Деминга. Они формулируют япон­скую концепцию тотального управления качеством для новой эры (рис. 1.1.9).

Традиционные методы статистического управления качеством стано­вятся малоэффективными в силу необходимости перехода к принципи­ально иным уровням несоответствий, для измерения которых начинают применять меру в виде количества дефектных изделий на миллион (РРМ). Основные черты и инструменты японского стиля ТОС показаны на рис. 1.1.10.

 

К 1987 г. заканчивается вторая стадия разработки японского стиля в управлении качеством (рис. 1.1.11).

В 90-е годы в Японию начинают проникать стандарты ИСО 9000. Первая реакция по отношению к ним – отрицательная, защитная. Среди причин конфликта японских подходов и стандартов ИСО 9000 можно выделить следующие:

• требования международных стандартов ИСО серии 9000 относи­тельно внешнего обеспечения качества продукции неприемлемы для Японии ввиду их слабости с точки зрения декларируемого уровня качества; поэтому японские предприятия руководствуются японски­ми стандартами, выпущенными Д5А (1991), где установлены более жесткие требования к качеству продукции;

• существует несоответствие между непрерывным улучшением дея­тельности предприятия и обеспечением качества для соответствия требованиям стандарта; в этом смысле стандарты ИСО 9000 подры­вают конкурентоспособность Японии.

К середине 90-х заканчивается переход от ТQС к ТQМ. Третье по­коление японских ученых и специалистов преодолевает конфликт японского стиля с концепцией стандартов ИСО 9000. Это поколение оказывается способным признать в массовом распространении стандар­тов ИСО 9000 глобальное явление, важность которого трудно переоце­нить.

Кратко изменение концепции от ТQС к ТQМ отражает рис. 1.1.12.

В 1997 г. была опубликована Декларация ТQМ, разработанная иссле­довательской группой по качеству Японского союза ученых и инжене­ров. Группу возглавлял профессор Токийского университета г-н И. Изука (Y. Izuka). Главным поворотным моментом стало признание того фак­та, что цель ТQМ – достижение требуемого качества менеджмента в организации. Декларацию ТQМ мы рассмотрим подробнее в разд. 1.2.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.