Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимодействия.






Это должно быть отражено в соответствующих документах, описыва­ющих систему управления качеством.

Синонимом аббревиатуры TQC в зарубежной литературе использова­лась и аббревиатура CWQC (Company Wide Quality Control), что в пере­воде означает «управление качеством в масштабе всей компании» [191].

Развитие TQC на Западе привело к некоторому, порой немалому, снижению внимания к статистическим методам, может быть, в силу их некоторой сложности. Однако в Японии довольно часто использовали аббревиатуру TSQC (где S – statistical – статистический), т. е. тотальное статистическое управление качеством. Этим японские инженеры и уче­ные подчеркивали важность и эффективность применения статистичес­ких методов в промышленности [191].

Особо следует отметить кружки качества, получившие большую попу­лярность в мире, особенно в Японии. Движение кружков качества в Японии было очень связано с массовым освоением статистических мето­дов. По-видимому, кружки качества – это идеальная форма для тоталь­ного применения этих методов [57, 72, 153].

Тотальное, комплексное управление качеством получило свое развитие и в Советском Союзе в конце 50-х – 60-х годах. В это время было разработано и предложено много инженерных и организационных реше­ний по системам качества, таких, как [110, 128, 129]:

• Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП)- 1955 г.;

• Горьковская КАНАРСПИ (КАчество, НАдежность, Ресурс С Пер­вого Изделия) – 1958 г.;

• Ярославская система научной организации работ по повышению моторесурса двигателей (НОРМ) – 1964 г.;

• Львовская система бездефектного труда (СБТ) – 1967 г.;

• Львовская комплексная система управления качеством продукции на базе стандартизации (КСУКП) – 1975 г. и др.

Особо следует отметить КАНАРСПИ, пожалуй, самую глубокую сис­тему. Ее автор, Талгат Фатыхович Сейфи, может по праву занимать мес­то в истории качества рядом с А. Фейгенбаумом. К сожалению, Т. Ф. Сейфи рано (в возрасте 54 лет) умер, поэтому наши современники его уже не помнят. Но за свою жизнь он успел многое, даже предусмот­рел идею сертификации систем качества. Тем не менее, относительно ко­роткий период взлета управленческой мысли в России до лучших миро­вых достижений закончился полной бюрократизацией идеи, когда заво­ды начали соревнование за количество стандартов предприятий (СТП) [129].

Трудно было ожидать другого результата в нерыночной стране, ибо ка­чество вне рынка развиваться не может. Да и лучшие советские достиже­ния относились лишь к одной стороне качества – техническому уровню.

Более подробно концепцию TQC мы рассмотрим позднее. Однако нужно иметь в виду, что для TQC характерно понимание необходимости совместной работы по улучшению качества, что TQC – дело всех работ­ников предприятия.

Тотальный менеджмент качества (TQM)

 

Трудно точно установить дату формирования концепции TQM, этот процесс шел перманентно. Например, многие идеи В. Шухарта и Э. Деминга, сформулированные в рамках статистического управления каче­ством (SQC), являются основой и TQM.

В то же время процесс формирования TQM не закончен и по сей день, о чем свидетельствуют и многочисленные публикации, например Декларация TQM, разработанная в 1997 г. исследовательской группой по качеству Союза ученых и инженеров Японии (JUSE). Эта Декларация, подробнее о которой мы расскажем ниже, подвела итог развитию и ос­мыслению TQM за последние годы, в том числе и в Японии. Мы обра­щаем внимание на дату – 1997 г. Весь мир уже около двадцати лет ис­пользует аббревиатуру TQM, имея в виду японцев, а они лишь в 1997 г. декларируют свой взгляд на это. (Удивительно, как не спеша, они оказы­ваются всегда впереди!)

Согласно проф. Дж. Джурану, после западного кризиса качества во второй половине XX в. многие компании пришли к необходимости про­изводства продукции мирового класса. Это превращалось в движение, широта распространения которого несколько не соответствовала корот­кому названию, его описывающему и появившемуся в середине 80-х го­дов, – TQM, или Total Quality Management.

В фундаментальной книге «История менеджмента качества» [178] на­чало формирования концепции TQM относится к 80-м годам. Концеп­ция представлена как направление, ориентированное на применение подходов качества на всех уровнях компании и ко всем ее функциям.

В отношении определения TQM нет согласованного мнения. Однако наиболее распространенное определение, приводимое в международном стандарте ИСО 8402-94, звучит следующим образом:

«TQM – подход к руководству организацией, нацеленный на каче­ство, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долговременного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества».

 

Кроме того, TQM трактуют как критерии различных премий по каче­ству:

• Европейской награды качества (The European Quality Award), осно­ванной в 1992 г. Европейской организацией менеджмента качества (EFQM);

• Американской национальной наградой им. М. Болдриджа (MBNQA), основанной в 1987 г.;

• Японской премии им. Э. Деминга (Deming Prize), основанной в

Японии в 1951 г.

Таким образом, TQM основывается на принципах тотального управ­ления качеством TQC, дополненных формированием:

• политики компании, ее миссии, ценностей, руководящих принципов;

• системы планирования качества;

• системы обеспечения качества;

системы непрерывного улучшения качества.

Принципы универсального управления качеством (UQM)

 

В 70–80-е годы стало развиваться представление о необходимости расширения понятия продукта, включающего:

• овеществленный продукт, или готовую продукцию;

• интеллектуальный продукт;

• продукт переработки;

• услугу.

Это позволило положить начало развитию универсальных подходов к менеджменту качества. В результате определенного процесса появились стандарты в области управления качеством. Сначала они носили специальный характер и применялись в военных отраслях промышленности, но затем область их использования постепенно расширялась, охватывая сугубо гражданские отрасли и постепенно завоевывая национальные тер­ритории и международное пространство. Применение стандартов носило универсальный характер, причем смысл этой универсальности двоякий: с одной стороны, они достаточно универсальны для предприятий раз­личных отраслей, форм и специализаций, с другой – они универсальны для различных стран, с разным государственным устройством и даже ве­роисповеданием.

Опубликованный в 1987 г. Международной организацией по стандар­тизации (International Organization for Standardization – ISO) комплекс международных стандартов на системы качества включал следующие ос­новные стандарты:

• ИСО 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспече­нию качества»;

• ИСО 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и об­служивании»;

• ИСО 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;

• ИСО 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»;

• ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы каче­ства. Руководящие указания»;

• терминологический стандарт ИСО 8402, а также ряд других доку­ментов [60].

В 1994 г. вышла вторая версия этих стандартов, которая расширила в основном стандарт ИСО 9004-1, -2, -3, -4, уделив в нем большее внима­ние вопросам менеджмента качества интеллектуальных продуктов, а затем продуктам переработки и услугам [58–60].

В 2000 г. должна выйти новая версия стандартов ИСО серии 9000, с одной стороны, существенно упрощающая систему документов, а с другой – приближающая ее к TQM.

Универсальный менеджмент качества (Universal Quality Management – LJQM) является частью TQM, находясь в постоянном развитии, о чем свидетельствуют темпы изменения стандартов ИСО серии 9000. В частности, версия 2000 г. довольно сильно отличается от версии 1994 г. Кро­ле того, выходят в свет различные отраслевые концепции, например, стандарт QS-9000, регламентирующий требования к системам качества поставщиков автомобильной промышленности США; Технические условия ИСО/ТУ 16949, устанавливающие требования к системам качества поставщиков автомобильной промышленности, но уже на мировом уровне.

Примерами отраслевых подходов, но достаточно универсального толка являются также правила GMP (Good Manufacture Practice – эффективная производственная деятельность) для фармацевтической промышленности. Правила GMP приняты во всем мире [204].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.