Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Обратная связь в процессе общения. Техники активного слушания. Стратегия оптимального самоутверждения.






    Предотвратить и восполнить потери информации при общении помогают механизмы обратной связи. Это диалоговое общение, предполагающее использование техник активного слушания и говорения.

    Умение слушать других - один из основных навыков при разрешении конфликтов.

    Слушание - активный процесс, требующий усилий и сосредоточенности на предмете беседы. Достигнуть этого помогают техники активного слушания:

    · - безмолвное слушание

    · - простое повторение

    · - уточнение, прояснение, перефразирование

    · - обратная связь, отражение чувств

    · - подведение итогов (резюмирование).

    Формулируя " Я” - послание", необходимо придерживаться следующих основных правил:

    · - отказаться от субъективных оценок;

    · - спрятать эмоции;

    · - представить предмет (событие, ситуацию и т. д.) как сугубо собственную проблему.

    В конфликтологической литературе предлагаются некоторые варианты “я” - высказываний, доказавших свою эффективность, например:

    1. Когда вы поднимаете на меня голос (событие);

    2. Я чувствую себя оскорбленным (реакция);

    3. Мне хотелось бы иметь возможность обсуждать спорные вопросы в нормальной обстановке (предпочитаемый исход).

    Общение само по себе может выступать как источник конфликтов ввиду:

    1. Разрушения физической среды функционирования процесса общения. Основными параметрами описания которой являются:

    - территориальность (физическое пространство) Незнакомое или наоборот знакомое место, освещенность помещения, уровень шума, обстановка и множество других факторов могут стимулировать или затруднять общение (в некоторых случаях оно просто невозможно);

    - личное пространство - это субъективно и ситуативно устанавливаемая граница " собственной" территории, нарушение которой может создавать напряжение в общении, либо сделать его вообще невозможным;

    - пространственное расположение участников общения;

    2. Психическое состояние сторон процесса общения и " барьеры общения": неврозы, страдания, гнев, отвращение и брезгливость, презрение, страх, стыд и вина;

    3. Неправильное " прочтение" т. н. невербальных символов общения

    4. Неудовлетворенность потребностей: познания, эмоционального контакта (сопереживание).

    При столкновении с болезненными эмоциями у людей можно прибегнуть к навыкам активного восприятия, поддерживая их стремление к достижению ими чувства значимости и индивидуальности:

    · - контролируя свои эмоции, постараться быть объективным, попросить учащегося обосновать свои претензии, дать ему “выпустить пар”;

    · - не приписывать ученику своё понимание его позиции, перейти на я-высказывания, например не “вы меня обманываете”, а “я чувствую себя обманутым”;

    · - не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие “компенсирующие” действия не могут их исправить);

    · - не отвечать на агрессию агрессией (это принизит и Ваше достоинство), не затрагивать его личности, а давать оценку только его действиям (но и не давать общую оценку по конкретному поводу);

    · - не бояться извиниться, если чувствуешь, что виноват (к извинению способны только уверенные в себе педагоги);

    · - независимо от результатов разрешения противоречия необходимо постараться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожаление по поводу возникших трудностей, выразить свое расположение к ученику).






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.