Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарии. жайших учеников Эпикура (Диоген Лаэрций X 24; Плутарх О невоз­можности жить приятно, если следовать Эпикуру 5,1089f; 16,1098b; 22






жайших учеников Эпикура (Диоген Лаэрций X 24; Плутарх " О невоз­можности жить приятно, если следовать Эпикуру" 5, 1089f; 16, 1098b; 22, 1103а; " Против Колота" 6, 1109f; Сенека " Письма" XVin 9). Тради­ционный упрек Эпикуру в пренебрежении науками см. также в I 25.

15 Об образованности Демокрита ср. Диоген Лаэрций IX 37.

^Ср. Цицерон " Академические исследования" II 82. Цицерон приписывает Эпикуру слова Гераклита, см. фр. В 3 Diels-Kranz.

^ Ср. Эпикур " Письмо Геродоту" 91; Лукреций V 564-591; Клео-мед " О круговом движении небесных тел" II 1. По мнению Цицерона (" Академические исследования" II 82), Эпикур пришел к этому аб­сурдному выводу из-за того, что слишком доверял ощущениям: наши глаза не могут нас обманывать, поскольку все ощущения истинны. Однако такая интерпретация рождается из неправильной трактовки тезиса Эпикура об истинности ощущений (см. § 22 и примеч. 4 к гл. VII). На самом деле Эпикур прекрасно понимал, что солнце - это удаленный предмет и что его зрительный образ может быть искажен­ным. Следовательно, величина солнца как любая " неявная" (в терми­нах Эпикура) вещь нуждается в выведении посредством умозаключе­ния из очевидных фактов. В данном случае, судя по сообщению Лук­реция, Эпикур прибегает к индуктивному умозаключению " по подо­бию" (см. примеч. 6 к гл. IX). Он рассматривает огни, наблюдаемые вблизи, и обращает внимание на то, что с изменением расстояния ви­димые размеры таких огней практически не меняются. Это представ­ление затем распространяется на подобные объекты, которые уже недоступны близкому восприятию - на небесные светила: их види­мая величина оказывается, таким образом, приблизительно равной их действительной величине.

*8 Ср. Цицерон " Письма к близким" XV, 16, 1, " Академические ис­следования" II 125, " О природе богов" I 107. Демокрит и Эпикур счи­тали, что зрение вызывают попадающие в глаза " образы" - потоки атомов с поверхности созерцаемого предмета (Демокрит - см. Лурье фр. 469; Эпикур - " Письмо Геродоту" 46 ел.). С помощью этой же тео­рии " образов" Эпикур объяснял и мышление (понимая под ним не ло­гические процедуры, а наглядные мысленные представления, возни­кающие в воображении, памяти и сновидениях): некоторые " образы", состоящие из особенно тонких атомов, проникают непосредственно в ум, минуя органы чувств, и создают в нем представления, подобные зрительным (см. Лукреций IV 722-822). Ср. похожее объяснение сно-


Книга первая

Видений у Демокрита - Лурье, фр. 472. Возможно, полное отождеств­ление концепций Демокрита и Эпикура, которое мы встречаем у Ци­церона, произошло под влиянием критической антиэпикурейской идеи о вторичности Эпикура по отношению к Демокриту.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.