Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарии. 1 Критическое изложение философии Эпикура имеет трехчаст- ную структуру: сначала Цицерон рассматривает физику (17-21)






Глава VI

1 Критическое изложение философии Эпикура имеет трехчаст-
ную структуру: сначала Цицерон рассматривает физику (17-21), за­
тем логику (22) и наконец этику (23-25). Это разделение философии
на три части было принято в эллинистическую эпоху в стоической и
академической школах. Подробнее см. примеч. 1 к гл. IV пятой книги.

2 Распространенный упрек Эпикуру. Ср.: Цицерон " О природе богов" I 73 и 120; Плутарх " Против Колота" 3, 1108e-f; Диоген Лаэр-ций X 3-4.

3 Атомисты объясняли делимость тел наличием в них пусто­ты - брешей, через которые может происходить распад (см.: Лу­рье СЯ. Демокрит. Л., 1970. Фр. 146; далее - Лурье). Из этой связи дели­мости с пустотой следует утверждение о существовании атомов, т. е. неделимых тел: тела и пустота не могут смешаться друг с другом абсо­лютно, поэтому процесс деления тела обязательно приводит к час­тичкам, в которых не содержится никакой пустоты, которые абсо­лютно плотны и потому неделимы. Наиболее полно этот аргумент приводит Лукреций (I 503 ел.). О плотности атомов у Демокрита - см. Лурье фр. 176, 214, 215, 217, 219; у Эпикура - " Письмо Геродоту" 41.

4 См. Лурье фр. 361. Мнение Эпикура о низе и верхе в бесконеч­ном пространстве см. в примеч. 9-

5 Ближайшая параллель этому месту - Плутарх " Против Коло­та" 8, 1110f-l 111а (частично = Лурье фр. 179): " Субстанции, беспре­дельные по числу, неделимые и не имеющие различий, кроме того, не воздействующие на других и не поддающиеся воздействию, носятся, рассеянные в пустоте. Когда же они приближаются друг к другу или наскакивают или зацепляются друг за друга, то из этих сборищ ато­мов одно кажется водой, другое - огнем, третье - растением, четвер­тое - человеком, но на самом деле все является лишь атомами, кото­рые он называет iSeai, и ничем другим". Плутарх имеет в виду мысль Демокрита о том, что следует различать первичные свойства (величи­ну и форму), присущие атомам и реально существующие, и вторич­ные свойства, такие как цвет, запах, вкус и т. п., которые не существу­ют на самом деле, но являются лишь произвольными и субъективны­ми конструкциями наших органов чувств, накладываемыми на то, что в действительности является лишь совокупностью атомов и пустоты. См. также Лурье фр. 440 и 441. Эпикур, хотя также отрицал существо­вание вторичных свойств на уровне атомов и наделял ими только со-


Книга первая

Ставные ощущаемые тела, тем не менее признавал реальность этих свойств (см. " Письмо Геродоту" 68 ел.). В разбираемом месте Цицерон либо сознательно соединяет эти две точки зрения - Эпикура (" то, что существует") и Демокрита (" то, что мы видим"), либо же неправильно передает мысль Демокрита, отождествляя реально существующее и видимое вместо того, чтобы противопоставить их друг другу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.