Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Книга первая. Обще не существует, если наслаждение считать высшим бла­гом1






Обще не существует, если наслаждение считать высшим бла­гом1. Эпикур же говорит, что из всего, что создала мудрость для достижения счастливой жизни, нет ничего плодотворнее, ничего приятнее, чем дружба2, и он доказал это не только на словах, но в еще значительно большей степени своей жизнью, поведением и характером. О ее великом значении ясно гово­рят древние сказания, среди бесконечного разнообразия и множества которых от самой глубокой древности едва ли най­дутся три пары истинных друзей, начиная с Тезея и кончая ОрестомЗ. А вот Эпикур сумел собрать в одном только доме, да к тому же и тесном, целые толпы людей, связанных величай­шим единодушием, да и сейчас у эпикурейцев все обстоит точ­но так же. Но вернемся к нашему предмету; о людях же гово­рить нет необходимости.

Итак, как мне известно, проблема дружбы рассматрива­ется нашими эпикурейцами с трех точек зрения4: одни утверж­дают, что наслаждения друзей сами по себе не являются " же­ланными" в той же мере, как наши собственные; и хотя этим утверждением, как представляется некоторым, подрывается прочная основа дружбы, твердо его придерживаются и легко, как мне кажется, выходят из положения. Они говорят, что дружбу нельзя отделить от наслаждения, точно так же, как и добродетель, о чем было сказано раньше. Ведь если одиночест­во и жизнь без друзей полны страха и тревоги, сам разум по­буждает нас искать друзей, с появлением которых дух стано­вится крепче и не может уже расстаться с надеждой обрести наслаждение.

67. И как ненависть, зависть, пренебрежение не совмести­мы с наслаждением, так и дружба является не только самой верной покровительницей, но и творцом наслаждения и для друзей, и для себя. Поддерживая дружбу, люди не только полу­чают наслаждение в настоящем, но и приобретают прочную надежду на него в будущем. Ведь поскольку без дружбы мы ни­коим образом не можем обрести прочное и неизменное на­слаждение в жизни (да и сохранить самую дружбу, если не ста­нем любить друзей наших как самих себя), то и это наслажде-


О пределах блага и зла

ние рождается в дружбе, и сама дружба соединяется с наслаж­дением. Ибо и радости друзей доставляют нам такую же ра­дость, как и наши собственные, и так же мы страдаем от их огорчений, как от своих собственных.

68. Поэтому мудрец любит друга как самого себя и готов предпринять ради наслаждения друга такие же усилия, как и ради собственного5. То, что мы сказали о добродетели, а имен­но то, что она неразрывна с наслаждением, следует сказать и о дружбе. Прекрасно говорил об этом Эпикур приблизительно в таких словах: " Одно и то же соображение и убедило наш ум не страшиться бесконечного или длительного зла и заставило осознать, что самой надежной защитой в этой жизни является дружба" 6.

69. Но есть и иные эпикурейцы, хоть и напуганные слегка вашими обличениями, но все же достаточно проницательные, которые опасаются, что все понятие дружбы потеряет свою прочность, если мы станем считать дружбу желанной ради на­шего наслаждения. И они полагают, что первые шаги к сближе­нию и союзу, желание установить прочные отношения возни­кают ради наслаждения, когда же продолжающиеся отношения приводят к большей близости, тогда любовь принимает такие размеры, что даже если дружба не приносит с собой никакой пользы, друзей будут любить ради них самих7. Ведь если мы любим местности, храмы, города, гимнасии, стадионы, собак, лошадей, игры в силу привычки заниматься физическими уп­ражнениями и охотой, то насколько же легче, и с большим ос­нованием, возникает любовь при постоянном общении людей!

70. Некоторые же утверждают, что между мудрецами за­ключен некий договор - любить друзей так же, как самих се­бя8. И мы понимаем, что такое возможно, и часто видим это в действительности, и совершенно очевидно, что невозможно найти ничего более необходимого для радостной жизни, чем такого рода единение. Из всего этого можно сделать вывод: мысль о том, что наслаждение есть высшее благо, не только не препятствует дружбе, но без него вообще невозможна сама дружба.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.