Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О пределах блага и зла. VII. 22. А во второй части философии, трактующей о ис­следовании и рассуждении, которая называется логикой1






VII. 22. А во второй части философии, трактующей о ис­следовании и рассуждении, которая называется логикой1, ваш любимец, как мне кажется, совершенно безоружен и беспомо­щен; он отказывается от определений, ничего не говорит ни о разделении, ни о расчленении, ни о том, каким образом стро­ятся силлогизмы и делаются заключения. Не говорит он и о том, каким образом следует разрешать хитросплетенные со­физмы, освобождаться от двусмысленности2: основу суждений о сущем он видит в чувственном восприятии^, полагая, что ес­ли чувства однажды примут нечто ложное за истинное, то это будет означать исчезновение всякого критерия истинности и ложности4.

235. Особенно настаивает он на том, что, по его утвержде­нию, сама природа одобряет и принимает6, то есть на том, что есть наслаждение (voluptas) и страдание. Именно к этому он сводит все, к чему мы стремимся и чего избегаем7. И хотя эти мысли принадлежат Аристиппу, и киренаики отстаивают их и удачнее, и свободнее8, я все же полагаю, что нет ничего недо­стойнее человека, чем подобные утверждения. Ведь природа создала нас для чего-то более великого, как мне по крайней мере кажется^. Может быть, я и ошибаюсь, но я совершенно убежден, что тот самый Торкват, который первым удостоился этого прозвища, сорвал с врага ожерелье10 не для того, чтобы получить какое-либо телесное наслаждение11, и не ради на­слаждения в свое третье консульство сражался с латинянами при Везерисе12. Когда же казнил он собственного сына^, он, полагаю, лишил себя многих удовольствий, поставив право го­сударства и интересы его могущества превыше установленной самой природою отцовской любви.

24. Или неужели кажется тебе, что помышлял о своих на­слаждениях Тит Торкват14, тот самый, что был консулом вмес­те с Гнеем Октавием, когда проявил такую суровость к своему сыну (отданному им на усыновление Дециму Силану), прика­зав ему явиться на свой суд, поскольку македонские послы об­виняли его в том, что будучи у них претором, он брал взятки. Выслушав обе стороны, Торкват заявил, что, по-видимому, его


Книга первая

сын, получив власть, оказался не таким, какими были его пред­ки, и запретил являться ему на глаза. Но оставим все эти тяго­ты, опасности и даже страдания, на которые всякий добропо­рядочный гражданин готов идти ради родины и близких, не только не стремясь к какому-либо наслаждению, но и вообще пренебрегая им, предпочитая скорее претерпеть любые муки, нежели хоть в чем-то не исполнить своего долга. Обратимся лучше к тому, что не в меньшей степени свидетельствует о том же самом, хотя и может показаться не слишком серьезным.

25. Скажи мне, Торкват, какое наслаждение приносят тебе и нашему Т^иарию науки, изучение истории и познание ве­щей, чтение поэтов, прекрасное знание множества стихов? 15 И не говори мне, пожалуйста: " Ведь это само по себе доставляет мне наслаждение, равно как и то, о чем мы говорили, доставля­ло наслаждение Торкватам". Никогда ни Эпикур, ни Метродор, ни кто-либо из тех, кто что-то понимает и изучил все это (ва­ше учение), не защищается подобным образом. Часто спраши­вают, почему эпикурейцы столь многочисленны? Дело в том, что, помимо других причин, большинство особенно привлека­ет утверждение, что правильное (recta) и достойное (hones-tum) само по себе приносит радость, то есть наслаждение. Эти замечательные люди не понимают, что если бы дело обстояло именно так, то это бы означало полное разрушение учения. Ведь если бы мы допустили, что даже если все это не связано с телесным наслаждением, и все же приятно само по себе, вне зависимости от чего бы то ни было, то и добродетель, и позна­ние были бы желанны сами по себе, чего он, однако, вовсе не допускает.

26. Именно это я и не принимаю у Эпикура. Что же касает­ся всего остального, то мне бы хотелось, чтобы он сам был бо­лее образованным (ведь он не слишком хорошо владеет теми науками, знание которых дает человеку право называться об­разованным, что, конечно, ты и сам понимаешь), либо не от­вращал других от их изучения16. Впрочем, тебя-то, как я вижу, он отнюдь не отвратил".







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.