Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории и перспективы модернизации (Доклад за 2003 г.)






Раздел I. Обзор доклада

Всемирная модернизация прошла путь длиною около 240 лет, считая от 60-х гг. XVIII века, в Китае же этот срок — на сто лет меньше. Однако систематические теоретические исследо­вания процесса модернизации начались только в 1950-х гг. XX века. В этом докладе сделана попытка провести краткий обзор всех исследований, касающихся модернизации, проведен­ных во второй половине ХХ века, проанализировать крупные достижения Китая за послед­ние пятьдесят лет и оценить перспективы модернизации в Китае и мире в первой половине XXI столетия.

I. Исследования в области модернизации во второй половине ХХ века

В теоретических исследованиях в области модернизации второй половины 20 века можно выде­лить примерно три периода (таблица VI.1). Первый период продолжался с 1950-х по 1960-е гг., главным его итогом стала классическая теория модернизации. Второй период был связан с иссле­дованиями 1970-х и 1980-х, критически осмысливавших и дополнявших классическую теорию модернизации, а также возникновение постмодернизма и теорий постмодернизации. Третий период, относящийся к научным изысканиям 1980-х и 1990-е гг., принес новые теории — такие как теория экологической модернизации, теория рефлексивной модернизации, теория множе­ственных модернити, теория вторичной модернизации и т. д.

 

Таблица VI.1. Три волны всемирных исследований модернизации

Волна Временной отрезок Основные теории
Классические исследования 1950-1960-е гг. Классическая теория модернизации, теория зависимости, теория мир-систем
Постмодернизационные исследования 1970-1980-е гг. Постиндустриальное общество, постмодернизм, теория постмодернизации
Новые исследования 1980-е гг. - наше время Теория экологической модернизации, теория рефлексивной модернизации, теория продолжающейся модернизации, теория множественных модернити (современностей - прим. ред.), теория вторичной модернизации

Источник. He 2003 П1.

 

1. Классическая теория модернизации


Классическая теория модернизации есть теоретическая интерпретация всемирной модерниза­ции со времен промышленной революции XVIII века. Однако разные ученые понимают модер­низацию неодинаково. В целом, под этим словом понимаются существенные изменения, произо­шедшие в обществе со времен Промышленного переворота. Они включают в себя исторический процесс и его изменения — переход от традиционной экономики к современной экономике, от традиционного общества к современному обществу, от традиционной политики к современ­ной политике и от традиционной цивилизации к современной цивилизации. Модернизация касается как социальных изменений в странах-первопроходцах, так и преобразований в стра­нах, только старающихся достичь высокого уровня развития. Классическая модернизация — исторический процесс, тесно связанный с переходом от традиционного аграрного общества к современному индустриальному, а также и с тем, как отстающие в развитии страны стремятся догнать тех, кто обогнал их в развитии, за счет индустриализации. В своей книге «Новый взгляд на модернизацию» профессор Пекинского университета Ло Жунцю и отмечает, что поскольку это специфический процесс развития современного человеческого общества, вполне оправданно считать достижение высокоразвитого индустриального общества одним из главных показателей завершения модернизации И.

Классическая теория модернизации проливает свет одновременно на характерные черты и законы модернизации, а также и на ее результат — состояние модернизированности, что, как ясно из названия, является статусом и характерной чертой индустриальных стран, уже завершивших модернизацию. В 70-х годах прошлого века профессор С.П. Хантингтон из Гар­вардского университета отметил, что процесс модернизации обладает девятью главными чер­тами [3]:

(1) Модернизация — революционный процесс.

(2) Модернизация — комплексный процесс.

(3) Модернизация — систематический процесс.

(4) Модернизация — глобальный процесс.

(5) Модернизация — долгосрочный процесс.

(6) Модернизация — процесс, включающий многие стадии.

(7) Модернизация — конвергентный процесс.

(8) Модернизация — необратимый процесс.

(9) Модернизация — прогрессивный процесс.

В том, что касается переходов, модернизация дается болезненно и дорогой ценой. Однако в долгосрочной перспективе она повышает культурное и материальное счастье людей [3].

Даже несмотря на тот факт, что многие ученые придерживаются разных взглядов на модер- низированность, можно выделить некоторые общие черты. Модернизированность по-разному проявляется в разных областях, таких, как политическая демократизация, экономическая инду­стриализация, социальная урбанизация, религиозная секуляризация, концептуальная рациона­лизация, модернизм и общее среднее образование.

В действительности классическая теория модернизации не является единой; это, скорее, собрание различных идей, связанных с модернизацией (рисунок VI.1). Если проводить клас­сификацию согласно аспектам изучения, классическая теория модернизации делится на шесть ветвей: теория социальной модернизации, теория экономической модернизации, теория поли­тической модернизации, теория индивидуальной модернизации, теория культурной модерни­зации и сравнительная теория модернизации. Эти теории объясняют основные черты и законы модернизации в различных областях. Если классифицировать по методам и характеристикам изучения, классическую теорию модернизации можно разделить на шесть школ: школу струк­турного функционализма, школу процессов, школу поведения, школу экспериментов, школу синтеза (историческую) и школу футуризма. Эти школы отражают понимание и анализ модер­низации с разных точек зрения. Шесть ветвей и школ классифицируются по определенным понятиям, и все имеют собственных представителей в научной среде. В классической теории модернизации основными объектами исследования являются страны, в то время как теория зависимостей и теория мир-систем в целом фокусируются на международных отношениях. Обе последние являются одним из видов критики и одновременно важными дополнениями к клас­сической теории модернизации.


 

2. Теория постмодернизации

Теория постмодернизации попала в поле зрения людей в 70-х годах прошлого века и привлекла большое внимание развитых индустриальных стран. В то время как классическая теория модер­низации описывает наш индустриализованный мир, теория постмодернизации рассматривает последующее развитие. Теория постмодернизации не является полностью теоретической систе­мой. Скорее, это собрание идей, зародившихся в результате исследований постмодернизирован- ного общества, постмодернизма и постмодернизации.

Американский ученый Д. Белл описывает постиндустриальное общество с пяти точек зре­ния [4]. (1) Экономический аспект: переход от экономики, ориентированной на производство, к экономике, ориентированной на предоставление услуг. (2) Распределение по профессиональ­ному признаку: профессиональный и технологический персонал являются наиболее важным классом. (3) Принцип центральной оси: теоретические знания занимают центральную позицию и служат источником социальных инноваций и формирования политики. (4) Направленность на будущее: контроль над технологическим развитием. (5) Принятие решений: создание новых «технологий мышления».

В то время как постиндустриальное общество представляет собой экономический и соци­альный портрет теории постмодернизации, постмодернизм отражает существенные культурные различия между постмодернизмом и классической модернизацией. Книга «Состояние постмо­дерна», опубликованная французским ученым Жаном-Франсуа Лиотаром в 1979 г. [5], послужила отправной точкой постмодернистских исследований. Постмодернизм основан на рефлексии и критике проблем и ограничений модернизма, состояния модернити и движения, связанного с модернизацией.

Рисунок VI.1. Структура классической теории модернизации [1]

Согласно теории постмодернизации, переход от традиционного общества к современному (от аграрного к индустриальному) является модернизацией, а переход от общества модерна к постмодерному обществу (от индустриального к постиндустриальному) — постмодерниза­цией. Переход от модернизации к постмодернизации также включает в себя большое количе­ство значительных изменений в области политики, экономики, вопросах пола, семьи и религи­озных концепциях. Если главной целью модернизации является экономический рост, то главной целью постмодернизации является максимальное увеличение уровня личного счастья индиви­дов. В областях специализации, секуляризации и индивидуализации постмодернизация служит продолжением модернизации. Как сказал немецкий ученый У. Бек, постмодернизация является «вторым Просвещением» [6].

3. Новые теории модернизации

В 1980-х и 1990-х гг. волна исследований модернизации несколько спала, но при этом они вызы­вали большое количество новых идей. Например, немецкий ученый профессор Дж. Хубер построил теорию экологической модернизации (1985), профессор У. Бек создал теорию реф­лексивной модернизации [8] (1986), а Хэ Чуаньци, профессор из Китайской академии наук, соз­дал теорию вторичной модернизации 19—111 (1998).

Согласно Хуберу [12], теория экологической модернизации служит поддержкой использо­вания человеческой мудрости при координировании развития экономики и экологии. Теория экологической модернизации обладает следующими основными положениями. (1) Она рассма­тривает современную науку и технику в качестве главных механизмов экологических преобразо­ваний, но в то же время делает большой акцент на важности при этих изменениях экономических и рыночных сил. (2) Для работы с ресурсами и рисками, следует создать отдельное экологическое управление, которое бы стояло выше различных конфликтов интересов и разрешало бы противо­речия, возникающие между экономическим развитием и экологией с выгодой для обеих сторон. (3) Экологические вызовы следует воспринимать одновременно как кризисы и как возможности, а снижение загрязнений окружающей среды — как инструмент повышения экономической кон­курентоспособности. (4) Экологическая политика должна быть продумана на несколько шагов вперед, с учетом соответствующих принципов и долгосрочных перспектив структурных изме­нений в сфере потребления и производства. (5) Теория экологической модернизации учитывает принцип промышленной экологии, отстаивая возможность создания основанной на участии стратегии в области окружающей среды и формирования экологического общества.

Согласно Беку 1131, современный мир находится в состоянии перехода от индустриального общества к обществу рисков. Общество риска представляет такую фазу развития современного социума, когда социальные, политические, экономические и личные риски становятся все менее предотвратимыми и не контролируются механизмами, созданными в индустриальном обществе. Переход от индустриального общества к обществу рисков называется рефлексивной модерниза­цией. Теория рефлексивной модернизации включает следующие основные положения. (1) Все­мирная модернизация состоит из двух периодов — простая (ортодоксальная) модернизация, и рефлексивная. (2) Простая модернизация осуществляется для создания современного инду­стриального общества, а рефлексивная — как средство противодействия ему. Индустриальное общество является результатом общей модернизации, в то время как общество рисков является результатом рефлексивной модернизации. (3) В новую эру один тип модернизации полностью устраняет другой, что и называется рефлексивной модернизацией. Последняя модернизирует общую модернизацию. (4) Переход от одной социальной эры к другой может быть осуществлен с помощью неполитических мер, не проработанных заранее и принятых в результате обсужде­ния. (5) Модернити индустриального общества — это общая модернити, а модернити общества рисков — это рефлексивная модернити. Общая модернити является первичной, а рефлексив­ная — вторичной.

4. Теория вторичной модернизации

Теория вторичной модернизации — это одновременно теория общей модернизации и теория развития цивилизации. Она обладает следующими основными положениями М.

(1) Понятие модернизации связано с существенными изменениями, произошедшими в обществе со времен Промышленной революции XVIII века. Она охватывает сам исторический процесс и его изменения — переход от традиционной к современной экономике, от традицион­ного к современному обществу, от традиционной к современной политике и от традиционной культуры к современной ее форме. Модернизация касается международного соревновательного процесса, в ходе которого различные страны стремятся наверстать упущенное, достичь и удер­жать уровень развития, соответствующий высоким мировым стандартам.

(2) Всемирная модернизация — длительный исторический процесс. Его ход с XVIII и до конца XXI века, можно условно разделить на два периода. Под первичной модернизацией понимается переход от аграрных к индустриальным — эре, экономике, обществу и цивилиза­ции. Под вторичной — переход от индустриальных эры, экономики, общества и цивилизации к эре, экономике, обществу и цивилизации знаний. Цивилизация знаний тесно связана с обще­ством знаний. Вторичная модернизация не является конечной точкой развития человечества, в дальнейшем будут происходить и другие преобразования.

(3) Две модернизации тесно связаны друг с другом. В одном и том же регионе или госу­дарстве первичная модернизация закладывает материальные и социальные основы вторичной. Во многих аспектах вторичная модернизация является противоречащей и нивелирующей пер­вичную, но во многих других — развивает начатое ей и продолжает ее. Во многих отношениях вторичная модернизация является развитием инновационных идей. Координируемое развитие двух модернизаций называется интегрированной модернизацией. Обе они регулярно взаимодей­ствуют друг с другом в разных странах и регионах.

(4) Две модернизации подчиняются разным законам и обладают различными чертами. Основ­ными характеристиками первичной модернизации являются индустриализация, урбанизация, демократизация, институционализация, концентрация, социальное благополучие, мобильность, специализация, дифференциация и интеграция, рационализация, секуляризация, средства мас­совой информации, общее начальное образование и т. п. Основными характеристиками вторич­ной модернизации — интенсификация знаний, сетевое взаимодействие, информатизация, гло­бализация, децентрализация, инновации, индивидуализация, диверсификация, экологизация, демократия, рациональность, общее высшее образование, и т. п. В ходе проведения первичной модернизации главной целью является развитие экономики с целью удовлетворения материаль­ных потребностей граждан и обеспечения экономической безопасности. В ходе проведения вто­ричной модернизации основной упор делается на повышение качества жизни с целью удовлет­ворения потребности людей в счастье и самовыражении. Качество материальной жизни может сводиться к чему-либо одному, но духовная и культурная жизнь должны быть разнообразны.

(5) В разных странах и регионах две модернизации начинаются и заканчиваются в разные моменты времени. Развитые страны давно завершили первичную модернизацию и приложили максимум усилий к достижению вторичной. Развивающиеся страны начали первичную модер­низацию в разное время, и не имеют четких сроков ее окончания. Однако в связи с растущей потребностью во вторичной модернизации, они, по сути, не имеют иного выбора, как прово­дить и первичную, и вторичную одновременно. В этой ситуации рациональнее будет идти по пути интегрированной модернизации, поскольку она является координируемым процессом одновременного проведения обеих.

С позиции теории вторичной модернизации первичная является по сути классической, тогда как вторичная — новой и незавершенной. В некотором смысле, если постмодернизация служит отражением перехода от первичной к вторичной модернизации, то теория постмодер­низации таким же образом отражает концептуальный переход от классической к теории вто­ричной модернизации. Теории экологической и рефлексивной модернизации можно рассма­тривать как разные концептуальные интерпретации вторичной модернизации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.