Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профсоюзы и независимая система оценки и сертификации профессиональных квалификаций.






 

Система оценки и сертификации профессиональных квалификаций независима, в первую очередь, от системы профессионального образования, так как является инструментом контроля его качества. Незыблемый принцип системы сертификации – кто учит, тот не принимает экзамены, это лучше сделает тот, кто принимает на работу.

Однако, совершенно независимых общественных институтов не может быть уже только потому, что они созданы кем-то и имеют конкретные цели, поставленные создателями. Система сертификации создается работодателями и имеет конкретную цель – постоянное совершенствование квалификации работников по современным совершенствующимся требованиям производства, техники, технологий и изменяющимся общественно-экономическим условиям.

Во всей цепочке института развития квалификаций, от разработки профессионального стандарта и контроля образовательных программ до оценки специалистов стоит работодатель. Так же, во всей этой цепочке главным субъектом внимания является труженик, человек труда, специалист. Именно это обстоятельство и не позволяет профессиональным союзам выйти из рассматриваемого цикла на его завершающем этапе. Именно сертификация специалиста на соответствие его требованиям профессионального стандарта показывает профсоюзам на сколько соблюдены интересы трудящегося в его праве на качественное профессиональное образование и повышение квалификации. Специалисты от профсоюзов, участвовавшие и в разработке профессиональных стандартов и в аккредитации образовательных программ на их основе, на этапе сертификации и оценки специалиста, в праве брать на себя роль независимого от работодателя эксперта. Это реально придаст экзамену более объективный характер, не позволяющий принять, при всех положительных ответах, субъективно-негативное решение в отношении сертифицируемого. Это ли не защита прав членов профсоюзов? При чем, таких прав, реализация которых позволяет работнику улучшить свое экономическое положение и поднять свой конкурентоспособный статус на рынке труда через признание приобретенной им профессиональной квалификации.

Очевидные, казалось бы, вещи, о которых можно было бы и не говорить столь много. Однако, парадокс ситуации заключается в том, что статья обращена не к идеологам национальной системы развития квалификаций от предпринимателей, не к образовательным профессиональным заведениям, а именно к профессиональным союзам. Можно лишь с недоумением констатировать тот факт, что даже изначально, при создании национальной системы развития квалификаций, во главе всей работы не оказалось места профсоюзам. Скорее, они сами себя там не захотели видеть. Министерство образования и науки Российской Федерации и Российский союз промышленников и предпринимателей договорились о совместной работе над совершенствованием системы профессионального образования, с целью повышения квалифицированности и конкурентоспособности наших трудовых ресурсов, сиречь, трудящихся масс. Даже когда работа стала активно продвигаться в регионы (Казань, Астрахань, Самара, Оренбург) ни одно профсоюзное сообщество не только не поддержало это движение, но и откровенно проигнорировало саму идею. Не исключение даже такой, казалось бы, передовой регион, как Татарстан.

Думается, что так и будет эта работа продолжена, а система сертификации и оценки профессиональных квалификаций на основе профессиональных стандартов будет построена в России. Построена она будет так, как это нужно работодателю, что не всегда может совпадать, в дальнейшем, с мнением профессиональных союзов, которое может уже никого и не интересовать. И не придется ли тогда ломать уже построенное, как это обычно случается в нашей стране? А, быть может, строить с самого начала сообща, да так, что бы потом только совершенствовать систему, отвечающую интересам всех сторон? В конце концов, ведь это делается для будущего нашей страны, для ее национальной безопасности.

(Екатеринбург.Апрель 2011 года)

«Главное направление – развитие квалификаций»

Главнейшей функцией государственных органов власти в области управления рынком труда является – поддержание баланса между предложением трудовых ресурсов и наличием рабочих мест. При этом, надо правильно понимать, что наличие рабочих мест не означает, что они свободны именно для наличествующих трудовых ресурсов.

Здесь весьма важным является обстоятельство практического соответствия качества предлагаемой рабочей силы требованиям работодателей.

Кризис последней волны показал нам истинную причину безработицы в России, которая возникла, в первую очередь, именно из-за явного несоответствия качества свободных трудовых ресурсов требованиям свободных рабочих мест почти на половину. По данным РСПП в 2009 году в среднем по России на 1000-1200 вакансий приходилось 2000 человек, не имеющих работу более 12 месяцев.

Это не только недостающая квалификация безработных, это еще и отсутствие достаточного количества носителей нужных экономике профессий. Таким образом, мы имеем неквалифицированный ресурс с не нужными профессиями. По сути, нас уже давно душит квалификационная петля, когда стране и экономике нужны новые квалификации профессий, а готовить их негде и некому. И если идти по логике поиска источника такого дисбаланса, то он уже лежит не поверхности – это профессиональное образование. Именно там дают профессии гражданам нашей страны. Именно там «куется» или, наоборот, «стряпается» трудовой потенциал страны, то есть формируется непосредственно рынок труда.

При этом, одним только выпуском молодых специалистов роль профессионального образования не может ограничиваться. Система повышения квалификаций, переподготовки и дополнительной подготовки - это функции системы профессионального образования, когда оно уже не только формирует рынок труда, а участвует в его совершенствовании. При этом, здесь образование должно не только прививать новые навыки для новой квалификации, оно должно быть способно дать новые знания для новой работы в новой экономике.

Задача, на мой взгляд, государственных органов управления в сфере труда и занятости заниматься совершенствованием этого самого профессионального образования, как источника рынка труда и его качественного регулятора. Система же профессиональной стандартизации и сертификации профессиональных квалификаций здесь является главным инструментом управления качеством профессионального образования.

Эта система отвечает требованиям экономики, производства, технологий и, что самое важное, самих работодателей.

Система сертификации, сопровождая человека всю трудовую жизнь, является постоянным индикатором качества не только самого специалиста, но и качества профессионального образования, которое обеспечивает кадрами данную отрасль. Имея выстроенную систему развития квалификаций, мы имеем открытую карту рынка труда, как по профессиям, так и по квалификациям. Таким образом, в нашем распоряжении и количественные и качественные параметры состояния рынка, что позволяет правильно ориентировать развитие профессиональных квалификаций и подготовку новых специальностей в системе профессионального образования.

Рис.1

Сегодня, работа министерств и ведомств, занятых рынком труда и занятостью, больше похожа на лечение последствий болезни, когда понятно, что более радикальные методы лечения направлены на устранение причин. Так вот, профессиональная стандартизация, разработка учебных модулей на основе компетенций и профессиональных стандартов, сертификация профессиональных квалификаций работодателями – и есть тот самый радикальный препарат устранения главной причины дисбаланса на рынке труда – несоответствия предложения профессионального образования спросу работодателей.

 

Рис.2

 

Говоря о системе сертификации квалификаций на основе профессиональной стандартизации нужно понимать, что это направление не может развиваться само по себе из недр министерства труда, занятости и социальной защиты или аналогичных ведомств и департаментов, так как оно должно быть само финансирующимся, то есть иметь конкретный хозяйствующий субъект. Складывающаяся практика показывает различные варианты правовых форм: частных, частно - государственных, общественно-государственных, общественных и чисто государственных. Все они имеют право на существование при условии выполнении ими единых правил сертификации, разработанных и установленных объединениями работодателей и государственными органами регулирования рынка труда.

Профессиональное же образование здесь выступает, как исполнитель общественно-государственного заказа на выпуск профессионалов из своих стен. Иными словами, подрядчик, нанятый работодателем для поставки специалистов в соответствии с техническим заданием в форме профессионального стандарта.

От сюда и роль государства в системе сертификации профессиональных квалификаций – регулирование взаимоотношений между работодателями и профессиональными учебными заведениями на рынке подготовки национальных трудовых ресурсов.

Роль государства, как регулятора или, скажем, модератора между рынком труда и рынком профессионально-образовательных услуг, в условиях особенностей развития постиндустриального развития и формирования общества, основанного на знаниях, возрастает качественно.

Особенностью экономики, базирующейся на знаниях, является обучающееся общество. Ответственность за стратегию и формат обучения такого общества солидарная, разделенная между государством, работодателями и самим гражданским обществом. Но главную концептуальную линию можно обозначить, как обучение в течение всей жизни. В развитых постиндустриальных странах давно пришли к пониманию объективной реальности и признанию трех типов обучения в течении всей жизни.

Эксперт Европейского Фонда Образования д.п.н. Олейникова О.Н. дает им следующее определение:

«- формальное обучение, представляемое учебными заведениями ил обучающими структурами, структурированное с точки зрения целей обучения и продолжительности обучения, и завершающееся присвоением свидетельства об образовании;

- спонтанное обучение, осуществляемое в ходе повседневной жизнедеятельности человека, связанной с его работой, жизнью в семье или проведением досуга и не структурированное с точки зрения целей, продолжительности обучения и помощи в обучении;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.