Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В) сертификация специалиста на соответствие квалификационным нормам профессионального стандарта.






Систему развития квалификаций, безусловно, составляют иработодатели, и профессиональные учебные заведения, но главным субъектом системы развития профессиональных квалификаций является непосредственно сам работник. Этот же человек становится связующим звеном в отношениях между работодателем и системой профессионального образования, которое готовит из него специалиста. Трудящийся человек, в этой связке, основной элемент, как для работодателя, так и для системы профессиональной подготовки. Он имеет право, как на качественное образование, так и на адекватное признание его профессиональной квалификации по имеющимся знаниям, умениям и навыкам. Защиту этих законных прав в цивилизованном обществе берут на себя, безусловно, профессиональные союзы.

Профессиональные стандарты, как фундаментный блок системы развития профессиональных квалификаций, могут носить в себе разную жесткость требований. Все зависит от работодателя-заказчика. И далеко не всегда, особенно в инфляционных условиях экономического кризиса и безработицы, работодатель готов соблюдать какие либо физиологические, психологические, морально-нравственные и экономические нормы в своих требованиях к работникам. Получение скорой прибыли при максимальной загруженности рабочей силы и минимальных затратах на ее содержание и восстановление - это отличительная особенность «потогонной системы» в странах с развивающейся экономикой первоначального накопления капитала. Россия в этом списке занимает совсем не последнее место.

Должны ли профессиональные союзы, если они существуют, включаться в защиту прав трудящихся в этих условиях? Безусловно, да. Но на каком этапе это должно произойти? Не будет ли поздно начинать борьбу, когда фактически все правила труда установлены и права трудящегося уже нарушены? Куда сложнее тормозить набравший скорость поезд, ушедший по неправильному пути, чем изначально его поставить на правильную платформу.

Несомненно, профессиональные союзы должны включаться в работу уже на первой стадии разработки самого профессионального стандарта, когда еще только происходит описание функциональной карты профессии. В самом стандарте могут и должны быть заложены взвешенные, объективные нормативы и требования, которые бы не уменьшали производительность труда, но и не позволяли бы работодателю гнать последние капли пота в погоне за повышенной нормой прибыли за счет трудовых затрат. Профессиональный стандарт должен быть объективным с человеческой и оптимальным с производственной точек зрения. Требования и пожелания работодателя в профессиональном стандарте должны не противоречить, а соответствовать допускаемым физическим, психологическим, моральным и экономическим человеческим установкам. Жесткое соблюдение этих условий невозможно без представителей самих трудящихся. Мы говорим о профессиональных союзах, хотя, они могут носить и другие названия, быть разными по форме, но содержание их должно быть направлено исключительно на защиту интересов человека труда.

Непосредственное и активное участие профсоюзов в разработке, согласовании и утверждении профессиональных стандартов всех уровней, не только целесообразно, но и должно являться одним из приоритетных направлений их работы в условиях постиндустриального общества и инновационной экономики. По моему глубокому убеждению, инициатива разработки профессиональных стандартов, как института нормирования трудовых затрат, должна исходить в первую очередь от профессиональных союзов. Тем более важно, что бы в рядах профсоюзов были представлены подготовленные специалисты-отраслевики, умеющие разрабатывать профессиональные стандарты и способные адекватно проводить непосредственную сертификацию кандидатов на очередную квалификацию профессионального стандарта.

 

  1. Профессиональные союзы и профессиональное образование.

Даже если бы не существовало множества различных международных и отечественных нормативных материалов и документов по поводу права человека на образование, человечество, безусловно, продолжало бы получать знания, как потребляет с момента своего возникновения воду и воздух. Другое дело, какие эти знания и чем они нам могут быть полезны в нашей повседневной жизни. Знания могут носить духовные, эстетические, обще-развивающие посылы.

Однако, наиболее важны для человека знания, способные материализоваться в конкретные блага для его благополучного существования. Знания, которые помогают человеку не только добывать повседневно хлеб насущный, но и развиваться в течении всей своей жизни, как неделимая часть сообщества людей. Мы говорим о знании труда, о знании профессии, о профессиональных знаниях, умениях и навыках, которые нам призвано давать профессиональное образование от самого первоначального до наиболее высшего уровня.

Когда мы говорим о рынке труда и его составляющих, то нужно для себя отчетливо уяснить, что этот рынок начинается не на бирже труда или у проходной предприятия, а уже в системе профессионального образования, как минимум. Именно здесь формируются трудовые ресурсы от рабочих и подмастерьев до инженеров и управляющих. Именно на этой стадии народное хозяйство формирует будущий облик рынка труда по его качественным и количественным параметрам. Отсутствие должного контроля над качеством профессионального образования приводит, как уже показывает отечественная практика последних двух десятилетий, к дисбалансу на рынке труда, когда предложение поступающей рабочей силы не соответствует спросу народного хозяйств. Дисбаланс не только в количественных пропорциях, но, что самое печальное, в ничтожных знаниях, слабых умениях и отсутствующих навыках, то есть в качественных показателях.

Безработица, вызванная последним мировым экономическим кризисом, в России имела совершенно иное происхождение, нежели на Западе. Если там она была связана с традиционным сокращением производств, то здесь количество вакантных мест, предлагаемых работодателями, на половину равнялось количеству безработных. Имей мы отлаженную систему быстрой переподготовки нужным специальностям по требованиям работодателей, статья бюджета на содержание безработных была бы в два раза дешевле. А, если бы наша система профессионального образования изначально готовила,

по большей степени, специалистов нужных экономике профессий, то безработица последнего кризиса вообще не выходила бы за естественные нормативы. Перекос в развитии профессионального образования последних двадцати лет привел не только к чрезмерному обилию и без того никому не нужных экономистов, юристов и бухгалтеров. Он отвел весьма значительный контингент абитуриентов от системы начального и среднего профессионального образования. Страна в итоге потеряла приток рабочего класса, работников агропромышленного комплекса, технических и инженерных кадров, специалистов с «думающими руками» в двух поколениях, как минимум. А в связи с отрицательным балансом демографии и катастрофически низкой рождаемостью начала 90-х в ближайшее десять-пятнадцать лет положение не улучшится. Низкое же качество подготовки в системе профессионального образования только усугубит положение до катастрофического, когда неконкурентоспособная на внешнем и внутреннем рынках труда масса трудоспособного населения начнет проедать бюджет, создаваемый «гастарбайтерами». На весах времени национальная безопасность страны и будущее поколения, рожденного сейчас.

Защищая интересы трудящихся, профессиональные союзы не вправе забывать, что за каждым членом профсоюза, за каждым работником стоит семья и дети, в первую очередь. Защищая права члена профсоюза, они защищают права членов их семей, в том числе и право на достойное профессиональное образование, не только качественное, но и действительно необходимое для страны, ее экономики, для безбедного и уверенного будущего ее гражданина.

Ответ на вопрос: «Должны ли профсоюзы отстаивать интересы человека труда и его права, как гражданина, на качественное профессиональное образование?» не может быть неоднозначным. Главное здесь - инструмент воздействия на это образование, поворачивающее его лицом к интересам будущего специалиста и его работодателя.

Профессиональный стандарт, созданный, в том числе, и специалистами от профессионального союза, является техническим заданием для образовательного учреждения. Система же выходного контроля выпускников, осуществляемая работодателями, является, одновременно, системой контроля учебного заведения на предмет того, как оно с этим техническим заданием справилось. Это называется независимой системой сертификации профессиональных квалификаций, где место для профсоюзов, безусловно, должно быть.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.