Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть II. Когда мы говорим о качестве профессионального образования, то должны согласиться с тем, чтокритерии и сама система оценки этого качества






Когда мы говорим о качестве профессионального образования, то должны согласиться с тем, что критерии и сама система оценки этого качества, несомненно, должны быть независимы от самой системы образования. Качество любого производства идентифицируется с качеством произведенной продукции, которую определяет потребитель. На рынке образовательных услуг «продукцией» является специалист, получивший те или иные знания и умения, а, возможно, и навыки в процессе обучения в образовательном учреждении по программе основного или дополнительного образования. Потребителями на этом рынке являются, как сами обучающиеся, так и работодатели. При этом, выпускники качество полученного образования реально смогут определить лишь при непосредственном устройстве на рабочее место согласно полученной профессии. Но что может поделать молодой специалист, когда работодатель выявляет несоответствие его знаний и умений требованиям профессии и квалификации? Ему ничего не остается, если он желает работать по профессии, как самостоятельно на практике доводить свои навыки до необходимого уровня. В данной ситуации несет материальные и моральные потери не только сам неквалифицированный специалист, но и непосредственно работодатель, вынужденный затрачивать время и средства на доведение работника до квалификационных требований и не получающий необходимую производительность от новоявленного сотрудника.

Очевидно, что работодатель, поставивший перед учебным заведением технический регламент подготовки специалистов согласно принятого профессионального стандарта, не просто имеет право, но и обязан установить собственную систему контроля качества выпускников, как по основному, так и по дополнительному образованию.

Существующая практика включения в экзаменационные комиссии представителей работодателей носит лишь формальный и совершенно бездейственный характер. Иначе, как профанацией такую практику назвать нельзя, так как учат у нас до сих пор по правилам, далеким от требований работодателей, а система оценки результатов обучения выстроена самими учебными заведениями, когда полностью оплаченный счет за курс обучения является более обязательным условием, нежели уровень освоенных знаний и умений.

Международная практика показывает нам пути решения задачи по объективному оцениванию и контролю качества подготовки профессионалов. Вся инициатива и ответственность здесь может и должна находиться в руках исключительно работодателей, как единственно организованного и совершенно независимого потребителя продукции рынка образовательных услуг. Через систему профессиональной сертификации на соответствие профессиональным квалификациям, так или иначе, сегодня проходит вся трудящаяся Северная Америка и Объединенная Европа. На смену рынку дипломов учебных заведений пришел рынок сертификатов соответствия профессиональным стандартам. Сертификацию же проводят исключительно работодатели, независимые от учебных заведений и их программ, но, при этом, отлично разбирающиеся в компетенциях и умеющие объективно оценить квалификацию сертифицируемого специалиста, ведь завтра этот специалист займет свое рабочее место на предприятии работодателя «Тот, кто учит, тот не принимает экзамены. Это лучше сделает тот, кто принимает на работу»- главный принцип объективной и правдивой сертификации.

Когда руководитель предприятия выбирает поставщика сырья для своей продукции, он, в первую очередь, смотрит на качество, для определения которого существует множество технологий и процессов. Система сертификации профессиональных квалификаций здесь и является тем самым процессом определения качества выпускников, как основного, так и дополнительного профессионального образования. Сертифицируя специалиста, эксперты от работодателей дают оценку не только испытуемому, но и непосредственно самому учебному заведению, качеству его учебных программ и профессионализму преподавательского состава. Такой экзамен для профессионального учебного заведения помогает реально определить его место на рынке образовательных услуг и обязывает более тщательно подходить не только к организации учебного процесса, но и к отбору абитуриентов. Не секрет, что в условиях «подушевого» бюджетного финансирования начальных и средних профессиональных учебных заведений многие из них превратились в обычные перевалочные пункты, когда подростковая молодежь, не желающая и неспособная учиться в высших учебных заведениях, охотно идет туда, где легче всего получить диплом. Именно диплом, а не знания, умения и навыки. В таких условиях в заведения НПО и СПО среди общего вала абитуриентов идет немалый поток неспособных к получению знаний молодых людей. И хотя корни этой проблемы заложены еще в школе, но ответственности за качество специалистов с профессиональных учебных заведений снимать нельзя. Зачем переводить государственные средства впустую на студентов, не способных осваивать профессиональные знания? В итоге, НПО и СПО являются поставщиками самой неквалифицированной рабочей силы на биржу труда.

Система сертификации профессиональных квалификаций на основе профессиональных стандартов здесь, как мы понимаем, является действенным инструментом исправления сложившейся ситуации. Учить должно так, как это нужно производству, экономике, работодателю. Учить должно тем специальностям, которые нужны производству, экономике, работодателю. А так как экономика, производство, технологии в эпоху постиндустриального общества интенсивно совершенствуются и активно генерируют новые знания и информацию, то учить должно в течение всей профессиональной жизни, создавая эффективные условия для постоянного пополнения знаний, приобретения новых умений и совершенствования имеющихся навыков.

Для того, что бы российское общество смогло безболезненно и без потерь влиться в международный рынок труда и занять на нем конкурентоспособное место необходимо сделать следующее.

1. Внедрить глобальную систему профессиональной стандартизации и создать Национальную рамку профессиональных квалификаций, вместо устаревшего и бездейственного ЕТКС.

2. Образовать институт независимых экспертов по оценке и сертификации профессиональных квалификаций в отраслях.

3. Организовать в высших учебных заведениях профессиональную подготовку специалистов по разработке профессиональных стандартов, с включением новой профессии в Национальную рамку квалификаций.

4. Разработать и установить единую национальную систему сертификации профессиональных квалификаций по территориально-отраслевому принципу.

5. Перепрофилировать преподавание в профессиональных учебных заведениях всех уровней исключительно на основе компетенций и профессиональных стандартов.

6. Усилить мотивацию трудовых ресурсов на приобретение профессиональных квалификаций, согласно принятым в Национальной рамке квалификаций профессиональным стандартам.

Мы живем в стране, где административно-государственная системная мотивация была, остается и будет оставаться всегда. Кнут – самый действенный аргумент, для того, что бы добежать до пряника. Поэтому, даже внедряя в жизнь систему добровольной сертификации профессиональных квалификаций, будет необходимо прямое участие Президентской власти, как тот самый «кнут» для чиновников, препятствующих процессу. Таких будет много, особенно из системы управления профессиональным образованием.

Добровольность же трудящихся можно интерпретировать, как выбор между рабочим местом и местом на бирже труда, между высокой зарплатой по высшей квалификации и жалованием за неквалифицированный труд. Человеку должен быть дан выбор его уровня жизни, который он сделает сам, т. е. по доброй воле.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.