Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип многосложности прохождения сертификации.






Учитывая, что существуют профессии, от носителей которых часто зависит человеческая жизнь или от непрофессиональных действий которых может исходить угроза для общества, то системы сертификации с одновременной доступностью должны иметь очень сложную и труднопроходимую шкалу оценок и контрольно-измерительных материалов. Здесь мы можем говорить не только о людях в белых халатах. Это и атомная энергетика, и военная промышленность, и общественное питание, и органы внутренних дел. Можно перечислять многое множество профессий, но в любой отрасли жизнедеятельности человека профессионал должен иметь реальную приобретенную и объективно доказанную квалификацию. Сертификат не должен оставлять даже малейшего сомнения в профессиональной пригодности и надежности специалиста. К сожалению, практика профессионального образования последних десятилетий свела на нет престиж даже диплома о высшем образовании. И если в СССР наличие профессионального диплома свидетельствовало о профессиональной пригодности специалиста, то сегодняшние реалии часто показывают нам обратные примеры. Мы пришли к тому, что рынок дипломов уходит, а на смену ему приходит рынок сертификатов соответствия профессиональной квалификации. Назвать себя хирургом и показать корочку государственного диплома об образовании совершенно не значит, что ваш первый клиент не станет пациентом поталого-анатома. Из того, что на вас форма пилота гражданского авиалайнера, а в кармане диплом летного училища не следует, что ваш первый полет будут потом долго расшифровывать по записям «черного ящика».

К счастью, именно эти профессии всегда имели и имеют собственные системы сертификации квалификаций и серьезную практику переподготовки кадров с весьма жесткими правилами оценки и отбора. Но разве водитель трамвая или автобуса ежедневно рискует меньшим количеством жизней пассажиров, чем пилот авиалайнера?

Разве непрофессиональная деятельность повара ресторана или технологов целого пищевого комбината не ставит под угрозу жизнь граждан? А неправильно отточенная деталь одним горе специалистом, непроверенная должным образом другим разгильдяем, поставленная в механизм отечественного транспортного средства, скажем, в Тольятти, разве не приводила уже не раз к трагедиям на дорогах и человеческим жертвам?

Сертификация и оценка профессиональной квалификации, безусловно, должна быть объективной, справедливой, жесткой. Скажем, для примера, сертификация управленческих кадров по стандартам Национального Центра Сертификации Управляющих не состоит лишь из ответов на вопросы. Во-первых, вопросов больше ста(!). Во-вторых, составлены они разработчиками профессионального стандарта, т.е. профессиональными управленцами. В-третьих, кроме сертификации тестовой проверяется и анализируется его конкретная работа на рабочем месте, результаты его профессиональной управленческой деятельности и как они отразились на деятельности предприятия. Только тестовое задание можно пройти при положительных 70% ответах. Но тестовое задание на столько сложно и многогранно, что пройти определенный барьер, как показывает практика, способно не более 30% сертифицируемого персонала. Но ведь и на сертификацию допускают далеко не каждого. Здесь работает система предварительного отбора среди управленцев с определенным опытом.

Рис.5

Рис.6

К слову сказать, если бы посадить за монитор компьютера нынешних руководителей особенно государственных предприятий, то не думаю, что доля прошедших тестовые задания составила бы больше трети топ - управленцев. А ведь эти люди, как правило, имеют высшее образование и опыт.

Профессионал, если он хочет быть им всегда, должен всегда быть в процессе самосовершенствования и работы над собой. Поднимаясь от квалификации к квалификации, он должен на протяжении всей своей профессиональной деятельности набирать новые знания, умения, навыки и ему должна быть предоставлена возможность получить общественно-профессиональное признание своей квалификации. Это с одной стороны. С другой стороны, система общественно-профессионального признания, то есть система сертификации профессиональных квалификаций, будучи открытой, общедоступной и объективной, не должна быть либеральной даже на йоту.

Любой маломальский либерализм в данной системе способен привнести, в дальнейшем, опасный вирус мздоимства и коррупции. В России этот вирус более чем губителен для любой здравой идеи, а уж тем более, для рассматриваемой системы.

Исходя из этого, система сертификации работодателями поставлена в независимость от системы образования, которое способно сертификацию превратить в компанию подтверждения выданных дипломов, но уже за деньги. Качество образования, при этом, только проиграет. А работодателю, да и самому обучающемуся это теперь не нужно. Им необходимо высококачественное образование, позволяющее пройти сертификацию любой сложности и достойно занять подобающее место в реестре выбранной профессии и, соответственно, на рынке труда. И так от квалификации к квалификации на протяжении всей трудовой жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.