Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность межкультурной коммуникации






Рассмотренные выше теории межкультурной коммуникации позволяют констатировать, что процесс межкуль­турной коммуникации начинается с простого сознания факта ре­ально существующих культурных различий между разными людь­ми. Следовательно, главной целью их общения становится прео­доление межкультуриых различий.

Признание существования различий дает возможность осоз­нать, что у каждого человека существуют свои правила, модели мышления и поведения, отличающие людей друг от друга и результат общения (успешность — неуспешность) зависит от того, как человек воспринимает эти различия. Боязнь трудностей и неудобных ситуаций, свойственная многим людям, может стать причиной избегания межкультурных контактов. Но для специа­листа в области межкультурной коммуникации трудности высту­пают как мотивационный толчок, который помогает приобретать новые навыки общения и избегать неправильного понимания друг друга. Для достижения успешного результата общения сле­дует считать различия между людьми необходимыми: общение с точной копией себя вряд ли может доставить удовольствие, а раз­личия окружающих помогают обрести новый взгляд на наши до­стоинства и недостатки.

Наше отношение к собеседнику влияет на то, как мы интерп­ретируем сообщение. Например, если друг скажет: «Не могли бы мы начать работу над этим проектом?», мы воспримем это как простую просьбу, однако если эти же слова скажет начальник, они приобретут вид требования и вызовут желание защититься или согласиться.

В свою очередь содержание сообщений также влияет на взаи­моотношения. Так, мы настроены более дружелюбно по отноше­нию к коллеге, который делает нам комплименты, и хуже отно­симся к тому, который нас постоянно критикует. Наша оценка собеседника также влияет на оценку информации, которую мы получаем от него. Чем выше степень доверия между людьми, тем более важной считается информация, которая поступает в ходе общения.

Межкультурная коммуникация может быть описана посред­ством когнитивных, социальных и коммуникационных стилей, используемых людьми. Кто-то демонстрирует доминирующий коммуникативный стиль, кто-то — подчиненный. Одни заботли­вы и теплы, другие — холодны и бесчувственны. Некоторые стре­мятся быть авторитарными, другие предпочитают подчиняться. Кроме того, люди играют различные коммуникативные роли, на­вязывающие соответствующие коммуникативные стили.

Несомненно, результат межкультурной коммуникации во многом зависит от степени неуверенности собеседников, кото­рая возрастает, если мы не знаем, как наш собеседник относится к нам, каковы его намерения, чего следует ждать в дальнейшем. Все люди испытываютдискомфорт, задавая эти вопросы, и чтобы избавиться от него, человек выбирает оптимальный стиль пове­дения, позволяющий добиться максимума взаимопонимания при минимуме вопросов. Возможность предугадать дальнейший ход событий дает нам ощущение психологического комфорта.

Поэтому чем меньше неизвестности во взаимодействии, тем луч­ше мы себя чувствует в конкретной ситуации.

Однако любой коммуникации присуши некоторая двусмыс­ленность и неясность. В родной культуре ее уровень сокращается при помощи стандартных способов и возможностей предугады­вания. Например, для приветствия существует набор установлен­ных жестов и ритуалов, который мы понимаем и ожидаем от партнера. Если собеседники принадлежат к одной культуре, им не составит труда понять подобные действия, что заметно облег­чает процесс взаимопонимания. При общении с представителя­ми другой культуры самые простые и наиболее часто употребляе­мые жесты могут иметь разное значение, вследствие чего уровень неопределенности и двусмысленности резко возрастает, что при­водит к большему числу вариантов и моделей поведения.

Работа по сокращению уровня неопределенности состоит из трех этапов — преконтакт, начальный контакт и завершение кон­такта.

Этап преконтакта предполагает, что у собеседников скла­дывается доконтактное впечатление друг о друге. В процессе об­щения мы подсознательно переходим от ненаправленного изуче­ния обстановки к целенаправленному, осознаем, что наш парт­нер является частью коммуникативной ситуации. С этого момента мы получаем большой объем невербальной информа­ции из наблюдения за его поведением, жестами и даже внешностью. Происходит «сканирование» будущего собеседни­ка. Большинство стратегий редукции неуверенности предполага­ют извлечение информации через невербальные каналы.

На этапе начального контакта, т.е. в первые минуты вер­бального взаимодействия, формируется впечатление о собесед­нике. Существует мнение, что решение о продолжении или пре­кращении контакта мы принимаем в первые четыре минуты раз­говора, а уже в первые две минуты делаем выводы о том, нравится ли этот человек, понимает ли он меня и не трачу ли я зря время.

Завершение контакта связано с нашей потребностью в прекращении общения. При этом мы пытаемся охарактеризовать нашего собеседника согласно значимым для нас моделям. Во-первых, мы пытаемся понять его поведение и делаем вывод о мотивации его поступков: если действия собеседника нравятся нам, мы считаем, что в их основе лежит позитивная мотивация.

Системы коммуникаций в различных культурах передаются от поколения к поколению и усваиваются в процессе инкультурации. Для каждой культуры существуют единственно приемлемые стили общения. Например, в Саудовской Аравии для общения свойствен­но обилие комплиментов, знаков благодарности и внимания. Здесь никто не будет публично критиковать коллегу, иначе «критика» об­винят в грубости и неуважении. Американцы довольно неформаль­ны и переходят к сути дела сразу же, без лишних разговоров. Англи­чане обладают некой внутренней утонченностью, предпочитают взаимопонимание и контроль при общении с другими. Эти приме­ры доказывают, как важно знать и понимать межкультурный стиль общения тех людей, с которыми мы взаимодействуем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.