Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие культурного шока и его симптомы






Проблемам аккультурации и адаптации посвя­щено довольно большое количество научных исследований как в нашей стране, так и за рубежом. Важнейшее место среди них за­нимают исследования проблем психологической аккультурации мигрантов. При контакте с чужой культурой происходит знаком­ство с новыми художественными ценностями, социальными и материальными творениями, поступками людей, которые зави­сят от картины мира, догматов, ценностных представлений, норм и условностей, форм мышления, свойственных иной культуре. Конечно, такие встречи обогащают людей. Но нередко контакт с иной культурой ведет также к разнообразным проблемам и конф­ликтам, связанным с непониманием этой культуры.

Стрессогенное воздействие новой культуры на человека спе­циалисты называют «культурный шок». Иногда используются.сходные понятия «шок перехода», «культурная утомляемость». В той или иной степени его переживают практически все иммиг­ранты, оказывающиеся в чужой культуре. Он вызывает наруше­ние психического здоровья, более или менее выраженное психи­ческое потрясение.

Термин «культурный шок» был введен в научный оборот аме­риканским исследователем К. Обергом в i960 г., когда он отме­тил, что вхождение в новую культуру сопровождается целым ря­дом неприятных ощущений'. Сегодня считается, что опыт новой культуры является неприятным или шоковым, с одной стороны, потому что он неожидан, а, с другой стороны, потому что он мо­жет привести к негативной оценке собственной культуры.

Обычно выделяют шесть форм проявления культурного шока:

напряжение из-за усилий, прилагаемых для достижения психо­логической адаптации;

чувство потери из-за лишения друзей, своего положения, про­фессии, собственности; О чувство одиночества (отверженности) в новой культуре, кото­рое может трансформироваться в отрицание этой культуры;

нарушение ролевых ожиданий и чувства самоидентификации;

тревога, переходящая в негодование и отвращение после осоз­нания культурных различий;

чувство неполноценности из-за неспособности справиться с ситуацией.

Главной причиной культурного шока является различие культур. Каждая культура имеет множество символов и образов, а также стереотипов поведения, с помощью которых человек мо­жет автоматически действовать в разных ситуациях. Когда чело­век оказывается в условиях новой культуры, привычная система ориентации становится неадекватной, поскольку она основыва­ется на других представлениях о мире, иных нормах и ценностях, стереотипах поведения и восприятия. Обычно, находясь в усло­виях своей культуры, человек не отдает себе отчета, что в ней есть эта скрытая, внешне невидимая часть.

Американский исследователь Р. Уивер уподобляет эту ситуа­цию встрече двух айсбергов: именно «под водой», на уровне «нео­чевидного», происходит основное столкновение ценностей и менталитетов. Он утверждает, что при столкновении двух «куль­турных айсбергов» та часть культурного восприятия, которая прежде была бессознательной, выходит на уровень сознательно­го, и человек начинает с большим вниманием относиться как к своей культуре, так и к чужой[35]. Индивид осознает наличие этой скрытой системы контролирующих наше поведение норм и цен­ностей лишь тогда, когда попадает в ситуацию контакта с иной культурой. Результатом этого становится психологический, а не­редко и физический дискомфорт — культурный шок.

Состояние культурного шока имеет самое непосредственное отношение к процессу общения. Каждый человек воспринимает свою способность к коммуникации как нечто само собой разуме­ющееся и не осознает, какую роль играет эта способность в его жизни до тех пор, пока не оказывается в ситуации непонимания.

Неудачное общение, как правило, вызывает у него разочарование. и чувство душевной боли. Однако это состояние не ведет к осоз­нанию, что ее источником является собственная неспособность к адекватной коммуникации. Речь идет не только и не столько о не­знании языка, сколько об умении расшифровать культурную ин­формацию иного культурного окружения, о психологической со­вместимости с носителями иной культуры, способности понять и принять их ценности.

Диапазон симптомов культурного шока очень широк — от слабых эмоциональных расстройств до серьезных стрессов, пси­хозов, алкоголизма и самоубийств. На практике он часто выра­жается в преувеличенной заботе о чистоте посуды, белья, качест­ве воды и пищи, психосоматических расстройствах, общей тре­вожности, бессоннице, страхе. По продолжительности та или иная разновидность культурного шока может развиваться от не­скольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от индивиду­альных особенностей личности.

Разумеется, культурный шок имеет не только негативные по­следствия. Современные исследователи рассматривают его как нормальную реакцию, как часть обычного процесса адаптации к новым условиям. Более того, в ходе этого процесса личность не просто приобретает знания о новой культуре и нормах поведения в ней, но и становится более развитой культурно, хотя и испыты­вает стресс. Поэтому с начала 1990-х гг. специалисты предпочи­тают говорить не о культурном шоке, а о стрессе аккультурации.

Механизм развития «культурного шока»

Впервые этот механизм подробно описан также К. Обергом, который утверждал, что люди проходят через опре­деленные ступени переживания культурного шока и постепенно достигают удовлетворительного уровня адаптации[36]. Сегодня для их описания предложена так называемая кривая адаптация (U-образная кривая), в которой выделяются пять этапов адапта­ции.

Первый этап называют «медовым месяцем»: большинство мигрантов, оказавшись за границей, стремятся учиться или рабо­тать, они полны энтузиазма и надежд. К тому же часто к их приез­ду готовятся, их ждут, и в первое время они получают помощь и могут иметь некоторые привилегии. Но этот период быстро про­ходит.

На втором этапе непривычные окружающая среда и куль­тура начинают оказывать свое негативное воздействие. Все боль­шее значение приобретают психологические факторы, вызван­ные непониманием со стороны местных жителей. Результатом может быть разочарование, фрустрация и даже депрессия. Ины­ми словами, наблюдаются все симптомы культурного шока. Поэ­тому в данный период мигранты пытаются убежать от реально­сти, общаясь преимущественно со своими земляками и жалуясь им на жизнь.

Третий этап — критический, так как культурный шок до­стигает максимума. Это может привести к соматическим и пси­хическим болезням. Часть мигрантов сдается и возвращается до­мой, на родину. Но большая часть находит в себе силы преодолеть культурные различия, учит язык, знакомится с местной культу­рой, обзаводится местными друзьями, от которых получает необ­ходимую поддержку.

На четвертом этапе появляется оптимистический на­строй, человек становится более уверенным в себе и удовлетво­ренным своим положением в новом обществе и культуре. При­способление и интегрирование в жизнь нового общества продви­гаются весьма успешно.

На пятом этапе достигается полная адаптация к новой культуре. Индивид и окружающая среда с этого времени взаимно соответствуют друг другу.

В зависимости от названных выше факторов процесс адапта­ции может продолжаться от нескольких месяцев до 4—5 лет.

Таким образом получается U-образная кривая развития куль­турного шока, которая характеризуется следующими ступенями: хорошо, хуже, плохо, лучше, хорошо.

Интересно, что когда успешно адаптировавшийся в чужой культуре человек возвращается на родину, он сталкивается с не­обходимостью пройти обратную адаптацию (реадаптацию) к соб­ственной культуре. Считается, что при этом он испытывает «шок возвращения». Для него предложена модель W-образной кривой реадаптации. Она своеобразно повторяет U-образную кривую:

первое время человек радуется возвращению, встречам с друзья­ми, но потом начинает замечать, что какие-то особенности род­ной культуры кажутся ему странными и непривычными, и лишь постепенно он вновь приспосабливается к жизни дома.

Названные модели не являются универсальными. Например, туристы в силу кратковременности своего пребывания в чужой стране не испытывают культурного шока и не проходят адапта­цию. Из-за особенно сильной мотивации постоянные переселен­цы также адаптируются несколько иначе, ведь им нужно полностью включиться в жизнь нового общества и изменить свою идентичность.

Факторы, влияющие на культурный шок

Степень выраженности культурного шока и про­должительности межкультурной адаптации зависит от многих факторов. Их можно разделить на две группы — внутренние (ин­дивидуальные) и внешние (групповые).

Среди внутренних факторов важнейшими являются индиви­дуальные характеристики человека — возраст, пол, черты харак­тера.

Считается, что возраст является критическим элементом адаптации к другому сообществу. Чем старше человек, тем труд­нее он адаптируется к новой культурной системе, тяжелее и доль­ше переживает культурный шок, медленнее воспринимает моде­ли новой культуры. Так, маленькие дети адаптируются быстро и успешно, но уже школьники испытывают большие затруднения, а пожилые люди практически не способны к адаптации и аккуль­турации.

Пол также влияет на процесс адаптации и продолжитель­ность культурного шока. Ранее считалось, что женщины труднее приспосабливаются к новому окружению, чем мужчины. Но это относится к женщинам из традиционных обществ, удел которых и на новом месте — занятие домашним хозяйством и ограничен­ное обшение с новыми людьми. У женщин из развитых стран не обнаруживаются различия в способностях к аккультурации по сравнению с мужчинами. Есть данные оженщинах-американках, согласно которым они лучше, чем мужчины, приспосабливаются к новым обстоятельствам. Поэтому в последнее время исследова­тели считают, что более важендля адаптации фактор образова- м и я. Чем оно выше, тем успешнее адаптация. Образование, даже без учета культурного содержания, расширяет внутренние воз­можности человека. Чем сложнее картина мира у человека, тем легче и быстрее он воспринимает новации'.

В связи с эти учеными был выделен некий универсальный на­бор личностных характеристик, которыми должен обладать чело­век, готовящийся к жизни в чужой стране с чужой культурой: профессиональная компетентность, высокая самооценка, общи­тельность, экстравертность, открытость для разных взглядов, ин­терес к окружающим людям, склонность к сотрудничеству, тер­пимость к неопределенности, внутренний самоконтроль, сме­лость и настойчивость, эмпатия[37]. Правда, реальная жизненная практика показывает, что наличие этих качеств не всегда гаран­тирует успех. Если ценности чужой культуры слишком сильно отличаются от названных свойств личности, т.е. культурная ди­станция слишком велика, адаптация будет протекать весьма сложно.

К внутренним факторам адаптации и преодоления культур­ного шока относятся также обстоятельства жизненного опыта че­ловека. Здесь важнее всего мотивы к адаптации. Самая силь­ная мотивация — обычно у эмигрантов, которые стремятся пере­ехать на постоянное место жительства в другую страну и хотят поскорее стать полноправными членами новой культуры. Высо­кая мотивация присутствует и у студентов, которые получают об­разование за границей и тоже стремятся адаптироваться быстрее и полнее, чтобы достичь своей цели. Намного хуже обстоит дело у вынужденных переселенцев и беженцев, которые не хотели по­кидать своей родины и не желают привыкать к новым условиям жизни. От мотивации мигрантов зависит, насколько полно они знакомятся с языком, историей и культурой той страны, куда они едут. Наличие этих знаний, безусловно, облегчает адаптацию.

Если человек уже имеет опыт пребывания в инокультурной среде, то этот опыт способствует более быстрой адаптации. Адап­тации помогает и наличие друзей среди местных жителей, кото­рые помогают быстрее овладеть необходимой для жизни инфор­мацией. Контакты с бывшими соотечественниками, также живу­щими в этой стране обеспечивают поддержку (социальную, эмоциональную, иногда даже финансовую), но есть опасность замкнуться в узком круге общения, что только усилит чувство от­чуждения. Поэтому многие службы, связанные с эмигрантами, пытаются ограничить их проживание в гомогенных националь­ных группах, так как полагают, что это мешает быстрой адапта­ции и даже может стать причиной этнических предубеждений.

К внешним факторам, влияющим на адаптацию и культурный шок, относятся:

культурная дистанция — степень различий между родной куль­турой и той, к которой адаптируется человек. Важно отметить, что на адаптацию влияет даже не сама культурная дистанция, а представление человека о ней, его ощущение культурной дис­танции, которое зависит от множества факторов: наличия или отсутствия войн или конфликтов как в настоящем, так и в прош­лом, знание чужого языка и культуры и т.п. Субъективно куль­турная дистанция может восприниматься как более далекая или более близкая, чем она есть на самом деле. В обоих случаях куль­турный шок продлится, а адаптация будет затруднена;

особенности культуры, к которой принадлежат мигранты. Так, хуже адаптируются представители культур, в которых очень важ­но понятие «лица» и где боятся его потерять; они очень болез­ненно воспринимают неизбежные в процессе адаптации ошиб­ки и незнание. С трудом адаптируются представители «великих держав», которые обычно считают, что приспосабливаться должны не они, а другие;

О условия страны пребывания, т.е. насколько доброжелательны местные жители к приезжим, готовы ли помочь им, общаться с ними. Гораздо легче адаптироваться в плюралистическом об­ществе, чем в тоталитарном или ортодоксальном, и в обще­ствах, где политика культурного плюрализма провозглашена на государственном уровне, как, например, в Канаде или Швеции. Нельзя не назвать такие факторы, как экономическая и полити­ческая стабильность в принимающей стране, уровень преступ­ности, от которого зависит безопасность мигрантов, возмож­ность общаться с представителями другой культуры (что реаль­но, если есть общая работа, увлечения или иные совместные занятия, позиция СМИ, которые создают общий эмоциональ­ный настрой и общественное мнение по отношению к другим этническим и культурным группам.

Культурный шок — сложное и болезненное для человека со­стояние. Но он свидетельствует о том, что происходит личност­ный рост, ломка существующих стереотипов, для чего требуется огромная затрата физических и психологических ресурсов чело­века. В результате формируется новая картина мира, основан­ная на принятии и понимании культурного многообразия, сни­мается дихотомия мы — они, появляется устойчивость перед но­выми испытаниями, терпимость к новому и необычному. Главный итог — способность жить в постоянно меняющемся мире, в котором все меньшее значение имеют границы между странами и все более важными становятся непосредственные контакты между людьми.

§ 2.5. Модель освоения «чужой» культуры М. Беннета1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.