Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятия «общение» и «коммуникация»: методологический аспект






Социальное бытие человека с необходимостью предполагает взаимоотношения человека с природой, культур­ным окружением и другими людьми, с которым каждый инди­вид вступает в прямые или опосредованные контакты. Дело в том, что в своей индивидуальной жизнедеятельности человек овладевает опытом и знаниями предыдущих поколений только через общение с другими людьми и поколениями. Общение вы­ступает как взаимодействие субъектов, порождаемое потребно­стями их совместного существования. В процессе общения про­исходит взаимный обмен видами и результатами деятельности, идеями, чувствами, установками и т.п. Именно общение орга­низует социум и позволяет человеку жить и развиваться в нем, координируя свое поведение с действиями и поведением других людей. «Нет сферы человеческой деятельности, которая не мог­ла бы быть рассмотрена сквозь призму общения, не говоря уже о том, что само общение, опосредованное знаками, все более кри­сталлизуется в самостоятельную деятельность с определенной психологической структурой, с собственной стратегией реше­ния тех или иных коммуникативно-познавательных задач»'.

 

В силу своей практической значимости процесс общения привлекает внимание специалистов самых разных областей гума­нитарного знания: философии, психологии, социологии, культу­рологии, этнологии, лингвистики и др. При этом каждая наука или научное направление, изучающие те или иные аспекты об­щения, выделяет в этом процессе свой предмет изучения.

Проблемы общения, его сущность и формы проявления срав­нительно недавно стали широко исследоваться в отечественной науке. Инициаторами здесь стали психологи и лингвисты, кото­рые в 1960—1970-е гг. основной акцент в своих исследованиях сделали на раскрытии психологических и социальных характери­стик общения, семантической интерпретации коммуникативных актов, правилах и особенностях речевого поведения коммуни­кантов. При этом процесс общения рассматривался как обмен мыслями и идеями при помощи языковых знаков[22].

В 1980-е гг. различные проблемы процесса общения стали изучать представители социологической науки, которые заинте­ресовались более всего анализом социальной природы и сущно­сти общения. В социологической литературе того времени обще­ние рассматривалось как «процесс взаимосвязи и взаимодейст­вия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опы­том, способностями, а также результатами деятельности»[23]. Тогда • же появился логико-семиотический и культурологический инте­рес к процессу общения. В рамках этих научных направлений стало возможным связать коммуникативный акт с личностью участника общения, понять общение как феномен того или ино­го типа культуры.

Особенно бурный рост исследовательского интереса к проб­лемам общения наблюдался в 1990-е гг., что было вызвано бур­ным развитием современных электронных средств связи и соци­ально-политическими изменениями в мире. Тогда появились многочисленные концептуальные работы отечественных иссле­дователей по теории общения и коммуникации, в которых изла­гались системные представления о процессе общения, его формах, видах и типах[24]. Однако у исследователей пока еще нет еди­ного мнения о научном статусе теории коммуникации, ее объекте и предмете, а также ее месте в системе современного гуманитар­ного знания и вузовского образования.

В отечественной науке появился и получил широкое распро­странение термин «коммуникация», который прочно вошел в по­нятийный аппарат социально-гуманитарного знания. Появле­ние нового термина закономерно привело к возникновению проблемы соотношения понятий «коммуникация» и «общение», привлекло внимание специалистов из различных областей нау­ки. В результате продолжительных споров, дискуссий и обсужде­ний различных точек зрения сложились следующие подходы к ее разрешению.

Сущность пер во го подхода состоит в отождествлении обо­их понятий[25]. В качестве основного аргумента этой точки зрения выдвигается этимологическая и семантическая тождественность понятий «коммуникация» и «общение». Исходя из первоначаль­ного значения латинского термина «communicatio», обозначаю­щего «делать общим», «связывать», «общаться», сторонники этой точки зрения понимают его как обмен мыслями и информацией с помощью различных сигналов. В свою очередь русское слово «общение» также обозначает процесс обмена мыслями, инфор­мацией и эмоциональными переживаниями между людьми. В обоих случаях нет принципиальной разницы в содержании поня­тий «общение» и «коммуникация», поэтому они равноправны.

Второй подход основывается на разделении понятий «коммуникация» и «общение». Согласно этой точке зрения, «об­щение» и «коммуникация» — пересекающиеся, но несинонимич­ные понятия. Различие между коммуникацией и общением за­ключается по меньшей мере в двух отношениях. Во-первых, «об­щение имеет и практический, материальный, и духовный, информационный, и практически-духовный характер, тогда как коммуникация является чисто информационным процессом — передачей тех или иных сообщений. Во-вторых, они различаются по характеру самой связи вступающих во взаимодействие систем. Коммуникация есть субъектно-объектная связь, где субъект пе­редает некую информацию (знания, идеи, деловые сообщения и т.д.), а объект выступает в качестве пассивного получателя ин­формации, который должен ее принять, понять, усвоить и в соот­ветствии с этим поступать. Таким образом, коммуникация явля­ется однонаправленным процессом: информация передается только в одну сторону. Общение, напротив, представляет собой субъект-субъектную связь, при которой «нет отправителя и полу­чателя сообщений — есть собеседники, соучастники общего дела»[26]. В общении информация циркулирует между партнерами, поскольку они равно активны, следовательно, процесс общения в отличие от коммуникации носит двунаправленный характер. Коммуникация — монологична, общение — диалогично.

Близкую позицию занимает известный социальный психолог Г.М. Андреева. По ее мнению, общение — категория более широ­кая, чем коммуникация, она предлагает выделять в структуре об­щения три взаимосвязанные стороны:

коммуникативную, т.е. собственно коммуникацию, которая за­ключается в обмене информацией между общающимися инди­видами;

интерактивную, заключающуюся в организации взаимодейст­вия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями; О перцептивную, представляющую собой процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания[27].

В рамках второго подхода особую точку зрения сформулиро­вал А. В. Соколов[28]. Его позиция заключается в том, что общение — одна из форм коммуникационной деятельности. Основу выделе­ния этих форм составляют целевые установки партнеров по ком­муникации, в соответствии с которыми возникают три варианта отношений участников коммуникации:

субъект-субъектное отношение в виде диалога равноправных партнеров. Такая форма коммуникации и есть собственно об­щение;

субъектно-объектное отношение, свойственное коммуникаци­онной деятельности в форме управления, когда коммуникатор рассматривает реципиента как объект коммуникативного воз­действия, как средство достижения своих целей;

объект-субъектное отношение, свойственное коммуникатив­ной деятельности в форме подражания, когда реципиент целе­направленно выбирает коммуникатора в качестве образца для подражания, а последний может даже не осознавать своего уча­стия в коммуникационном акте.

Типичным способом реализации коммуникативного обще­ния является диалогдвух собеседников, а способом управления и подражания — монолог в устном, письменном и поведенческом виде. Вполне очевидно, что в данном случае коммуникация рас­сматривается как понятие, более широкое, чем общение.

Наконец, третий подход к проблеме соотношения обще­ния и коммуникации основан на понятии информационного об­мена. Этой точки зрения придерживаются те ученые, которые считают, что общение не исчерпывает все информационные про­цессы в обществе. Данные процессы охватывают весь обществен­ный организм, пронизывают все социальные подсистемы, при­сутствуют в любом фрагменте общественной жизни. Причем вер­бальные (словесные) средства составляют лишь небольшую часть информационного обмена в обществе, а большая часть обмена информацией осуществляется в невербальных формах — с по­мощью невербальных сигналов, вещей, предметов и материаль­ных носителей культуры. Последние позволяют передавать ин­формацию и в пространстве, и во времени. Именно поэтому «об­щение» обозначает только те процессы обмена информацией, которые представляют собой специфическую человеческую дея­тельность, направленную на установление и поддержание взаи­мосвязи и взаимодействия между людьми. Таким образом, поня­тие «коммуникация» является более общим по отношению к по­нятию «общение».

Анализ представленных точек зрения позволяет сделать обоб-.щающий вывод, согласно которому процесс общения представ­ляет собой сложную систему взаимодействия людей, включаю­щую в себя такие элементы, как содержание, функции, манеру и стиль.

Содержание общения выражается в передаче от человека к че­ловеку информации, в восприятии, взаимооценке, взаимодейст­вии и взаимовлиянии партнеров по общению. В соответствии с содержанием общения выделяются четыре основные его функ­ции:

инструментальная (управление и передача информации, необ­ходимой для деятельности);

интегративная (объединение людей в процессе общения);

самовыражения (взаимопонимание людей);

трансляционная (передача различных способов деятельности, оценок и т.д.).

В зависимости от содержания и соответствующей функции процесс общения выражается в той или иной манере общения. Манера общения определяется: тоном общения (спокойный, властный, вкрадчивый, взволнованный и т.д.); дистанцией об­щения (интимная, личная, социальная, публичная). Сочетание этих факторов порождает разнообразие манер общения, среди которых наиболее распространены уважительная, пренебрежи­тельная, шутливая, серьезная, доброжелательная, недоброжела­тельная. Наконец, содержание, функции и манеры общения реа­лизуются с помощью стиля общения, который определяет эмоциональную атмосферу взаимодействия партнеров. К наибо­лее известным стилям общения относят дружеский, дистанцион­ный, подавляющий, популистский, заигрывающий, требователь­ный, деловой и др.

Исходя из отмеченных признаков, форм и стилей обще­ние можно определить как процесс взаимодействия партнеров, в ходе которого формируются и развиваются различные виды отно­шений между ними, каждого партнера к самому себе и к совместной деятельности.

Если сравнивать понятия «общение» и «коммуникация», то следует обратить внимание на то, что процесс коммуникации так­же обязательно включает в себя передачу различного рода сообще­ний и информации и обмен ими, но не сводится только к такому его пониманию. Понимание коммуникации как процесса обмена информацией не объясняет специфики феномена коммуникатив­ной деятельности в области человеческого взаимодействия. В этом случае в коммуникации теряется элемент взаимопонимания, ко­торое является основной ее особенностью. Как справедливо отме­чает немецкий социологХ. Райманн, «...под коммуникацией сле­дует понимать не само сообщение или передачу сообщения, а в первую очередь взаимное понимание»1. Безрезультатная переда­ча какого-либо смысла представляет собой только попытку ком­муникации, но не саму коммуникацию. Поэтому вслед за Рай- манном мы будем интерпретировать коммуникацию прежде всего как взаимопонимание. Процесс, во время которого реали­зуется стремление к взаимопониманию, будем называть комму­никативным процессом. В этом контексте «коммуницировать» соответственно будет означать «делать понятным для партнера по общению то, что ты хочешь передать», понимать друг друга, а не просто сообщать или состоять во взаимосвязи.

Исходя из представленных подходов и точек зрения, комму­никация — это социально обусловленный процесс обмена информа­цией различного характера и содержания, передаваемой при помощи различных средств и имеющий своей целью достижение взаимопони­мания.

Таким образом, «общение» и «коммуникация» — частично совпадающие, но не тождественные понятия, имеющие как об­щие, так и отличительные признаки. Общими для них являются соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличи­тельные признаки выражаются в различных объемах и содержа­нии этих понятий (узком и широком). Мы будем исходить из по­нимания коммуникации как процесса обмена мыслями, идеями, представлениями, эмоциональными переживаниями и инфор­мацией, направленного на достижение взаимопонимания и воз­действия друг на друга партнеров по коммуникации. Общение - это процесс обмена познавательной и оценочной информацией, имеющий своей целью удовлетворение потребности человека в контакте с другими людьми.

 

' Reimann Н. Kommunikationssysteme. Umrisse einer Soziologie der Vermittlungs- und Mitteilungsprozesse. Tubingen, 1968. S.75.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.