Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность воспит-я и его место в целостн.структуре непрерывн.проф.образ-я.






Воспитател.процесс.Процесс воспитания – это процесс формир-я, разв-я личн-ти, вклю­чающ. в себя как целенаправлен. воздействие извне, так и самовоспит-е личн-ти. Процесс воспит-я представл. как взаимосвязанная цепь разви­в-ся воспитательн. ситуаций, каждая из кот.строится с учетом резуль­татов предыдущей. При таком понимании процесс воспит-я – это саморазви­вающаяся система, единица кот.развивающаяся воспитательн.ситуация.. Св-ва воспитат. процесса: статистичность, многомерность, иерар­хичность, самоуправляемость. В процессе воспит-я выдел-ся содержатель­н. и процессуальная стороны. Особ-ти процесса воспит-я: Целенаправл.процесс формир-я личн-ти. Воспит-е - это организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспита­телей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формир-е личн-ти, нужной и полезной общ-ву. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс Процесс воспит-я – это эффективн.взаимодействие воспитателей и воспитанников, направлен.на достиж-е задан. цели. Деят-ть воспитателя обусловлена не только объективн.законом-ми. Длительность. По сути воспитательный процесс длится всю жизнь.

1. Непрерывность.Это процесс непрерывного, систематического взаимодейст­вия воспитателей и воспитанников.

2. Комплексность. Это означает единство целей, задач, содержания, форм и ме­тодов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Это не исключает, что в какой-то момент приходится уделять большее внимание тем качествам, которые по уровню сформированности не соответствуют развитию других качеств. Комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдена целого ряда важных педагогических требований, тщательной орга­низации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.

3. Вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться. Это обусловлено действиями субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень про­фессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руково­дить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты. Двусторонний характер. Процесс воспитания идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (об­ратная связь).

Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распо­ряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

 

 

15.Содержание и направл-я воспитат.работы в системе проф.обр-я. - Принципы ценностно-смыслового равенство.равенства ребенка и взрослого обеспеч.субъективную роль уч-ся в процессе социально-пед.взаимодействия, предполагает создание равных возможностей для самоопределения и самореализации каждого члена школьного сообщества, превращает учебно-воспитательный процесс в совместное проживание, освоение и преобразование мира человеч.культуры, в котором возможно социальное творчество каждого его ученика.

· Принцип природопользования воспитания требует безопасности педагогического процесса для физического, психического и нравственного здоровья учителей, учащихся и родителей; предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся, индивидуально-личностных свойств студентов.

· Принцип культуросообразности обеспечивает опору воспитания на национальную культуру, народные традиции и обрядность.

·.Принцип творческого начала в воспитании настаивает на приоритете творческой деятельности и создании условий для творчества учителей и учащихся в педагогическом процессе.

·.Принцип индивидуально -личностной ориентации и дифференциации воспитания состоит в признании личности учащегося высшей педагогической ценностью; предполагает отбор содержания форм и методов воспитания в связи с особенностями групп воспитанников.

·.Принцип целостности в воспитании предлагает единство цели, форм и технологий воспитательной работы, взаимодействия техникума с различными учреждениями культуры, общественными организациями; создание образа жизни техникума, ритуалов, традиций, несущих в себе основные ценности техникума.

Содер-е воспит-я -это система знаний, убеждений, навыков, ка­честв.Ум­ственное, физич., трудовое, нравственное, эстетич. воспитание, и дают воз­можность достичь главн.цель воспит-я-формир-е всесторонне и гармонически развитой личн-и.В основе современ. идеологии воспитания лежат след.идеи: Реализм целей воспит-я. Реальн.цель сегодня - разностороннее разв-е чел-ка, опирающееся на его способ-ти и дарования.Ср-во достиж-я этой цели-освоение человеком базовых основ культуры. Совместная деят-ть детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравств.образцов, лучших образцов духовной культуры, культу­ры деят-сти, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая ак­тивную личную позицию школьника в воспитательном процессе. Самоопределение. Развивающее воспит-е предполаг.формир-е личн-ти -человека с твердыми убежд-ми, демократ.взглядами и жизн.позицией.Важн.элемент содер-я воспит-я- культура жизнен.самоопредел-я чел-ка. Жизненное самоопределение - понятие более широкое, чем только профессиональное и даже гражданское. Культура жизненного самоопределения характеризует че­ловека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. Именно в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, профессиональ­ное и нравственное самоопределение. Личностная направл-ть воспит-я. В центре всей воспитат.работы школы должны стоять не программы, не мероприятия, а сам ребенок, подросток, юноша - высшая цель, смысл нашей пед.заботы. Добровольность. Без собств.доброй воли воспитанников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания: ни идея развития (преодоле­ния, возвышения себя), ни идея сотрудничества. Воспитател.процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности как ребенка, так и учителя. Коллективистская направл-ть. В содержании воспитательной ра­боты предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисципли­нарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы.

Устремленность школы в жизнь - залог обновления содержания и спосо­бов воспитания, открывающего путь:

- от нивелирования личности к ее разностороннему развитию;

- от заучивания догм к познанию и преобразованию мира;

- от авторитарности и отчужденности к гуманности и сотрудничествуХорошо организованное воспитание должно подготовить человека к

главным ролям в жизни - гражданина, работника, семьянина.

 

 

19.Общая харак-ка профессии мастера проф.обуч-я.Проф.деят-ть специалиста. Структура трудового процесса.Проф. подготовка будущ.специалистов в про­ф.уч.заведениях ведется на основе производи­тельного труда. Для того чтобы профессиональные умения и на­выки учащихся соответствовали уровню современного специали­ста, в производственном обучении необходимо воспроизведение основных видов профессиональной деятельности специалистов соответствующего профиля. Произ­водственный процесс можно смоделировать, используя тренаже­ры. В то же время для формирования профессиональных умений и навыков содержание производственного обучения должно отра­жать основные виды работ и логику трудового процесса.

Под производственным процессом понимается совокупность воз­действий природных и трудовых процессов, в результате кото­рых получается необходимый продукт Структура процессатруда. Процесс труда составля­ет часть процесса производства. Сам труд как целесообразная дея­тельность является одним из моментов тру­дового процесса. Процесс труда включает кроме действий пред­мет и средства труда. Процесс труда — более ши­рокое понятие, чем сам труд. Предмет труда — это то, на что направлен труд специалиста (сырье, материалы, оборудование). Средства труда — это то, с помощью чего осуществляется тру­довой процесс (измерительные приборы, инструменты, станки и машины и т.д.). Труд специалиста — это деятельность в сфере материального и нематериального производства, преобразующая предметы труда, изменяющая их в соответствии с потребностями человека. Трудовой процесс принято расчленять на следующие части: операция, прием, действие. Более крупные части трудового процесса принято называть операциями, например мон­таж, наладку, пайку, измерение. Каждая опе­рация выполняется с помощью нескольких приемов. Прием — это часть операции, имеющая самостоятельную цель. В операции пайки самостоятельная часть — лужение — является приемом. Оконцевание жил в операции разделки кабеля является отдельным приемом.

Следующие более мелкие части трудового процесса — действие и движение. Действие — законченная совокупность движений (взять паяльник, нажать кнопку «Пуск» и т.д.). Каждое действие включает два-три движения.

Одна из особенностей содержания производствен­ного обучения состоит в том, что оно включает основы трудовой деятельности специалиста соответствующего профиля. Трудовая деятельность осваивается в процессе труда, следовательно, струк­турными элементами содержания производственного обучения являются организационные структуры трудового процесса, т.е. конкретные операции, приемы, действия

 

22. Методич.деят-ть педагога проф.обуч-я. Формы учебно-методич.работы педагога: занятие, участие в работе педсоветов, конференциях, семинарах.Одно из требований, кот. определяет выбор методов и методич.приемов обуч-я, их разнообразие.Различн.мтоды треб.ключ-яв процесс усвоения различ.рганов чувств: слуха(объяснение, беседа), зрения, осязания мускул.мышц.По-разному влияют методы обуч-я на разв-е внимания, самост-ти/Под методом обуч-я поним-ся не способ совмест.деят-ти педагога и обуч-ся, а подход к процессу обуч-я. Примером такого толков-я сущности метода обуч-я может служить производствен.обуч-е, т.е.формир-е проф.ЗУН уч-ся в спец.заведениях и производствен.обуч-е будущих квалифицир.рабочих путем ученичества на произв-ве.Однако и в теории, и на практике осуществл-я уч.процесса методом обуч-я счит-ся «способ» совместн.деят-ти педагога и обуч-ся.Наибольш.применение в пед.практике получ.методы обуч-я, классифицируемые по источникам инфо.Такими источниками явл-я слово, чувствен.образ и практич.деят-ть.По данному основанию выдел.3 их группы: словесные, наглядно-демонстрацион.и практич.Репродуктивные методы обуч-я (объяснительно-иллюстративн.и репродуктивн.)обеспечив.ускорен.и прочное усвоение уч.информации, быстроту формир-я практич.умений. С их помощью учащиеся усваивают знания и способы деятельности в готовом виде.Они ведут к формальн. усвоению знаний, механич.формир-ю умений.Одними репродуктивн.методами невозможно успешно развивать и такие кач-ва личн-ти, как инициативность, творч.подход к делу, самост-ть.Поисковые методы(частично-поисковый, исследовательс, проблемн.излож-е)предполаг.целенаправлен.включ-е уч-ся в решение познават.задач различн.сложности, в процессе кот.они активно усваивают новые знания и способы деят-ти.Они способств.более осмысленному и самост-му формир-ю практич. умений.Однако и эти методы не могут быть единственно применимыми в практике уч.процесса.Дело в том, что примен-е поисковых методов требует значительно больш.затрат времени на изуч-е уч.материала по сравн-ю с репродуктивн, а также необходим.запаса знаний уч-ся и их спец.подготовки к поисковой деят-ти, а также выс.уровня пед.мастерства преподав-ля.
В практич. работе поисковые и репродуктивн.методы обычно примен-ся в зависимости от реал.условий уч.процесса.В те же годы была предлож.классиф-я методов, выделяемых в зависим.от основн.дидактич.задач, реализуемых на данном этапе обуч-я: 1)методы организ-и и осущ-я учебно-познават.и учебно-производст.деят-ти; 2)методы стимулир-я и мотивации уч.деят-ти уч-ся; 3)методы самоконтроля и контроля за эффективностью уч.деят-ти уч-ся.Каждая из этих групп методов включ.подгруппы и отдельные методы, которые являются инструментом процесса обучения.Так, группа методов организ-и и осуществ-е учебно-познават.деят-ти уч-ся включ.словесные, наглядные и практич.методы, реализуемые индуктивно или дедуктивно под руков.преподавателя.В теор.проблемн.обуч-я предложены методы обуч-я, в основу кот.заложен уровень «проблемности»уч. процесса и содер-я изучаем.уч. материала: монологич, показательный(рассуждающий), диалогич, эвристический, исследоват-ий. Поскольку методы обуч-я-это приемы и способы осущ-я уч.процесса, т.е.преподавания и учения, кажд.метод обуч-я следует рассматр.с 2 сторон-деят-ти педагога и деят-ти уч-ся.В те же годы была предлож.классиф-я методов, выделяемых в зависим.от основн. дидактич.задач, реализуемых на дан.этапе обуч-я: 1)методы организ-и и осущ-я учебно-познават.и учебно-производств.деят-ти; 2)методы стимулир-я и мотивации уч.деят-ти уч-ся; 3)методы самоконтроля и контроля за эффектив.уч.деят-ти уч-ся.Каждая из этих групп методов включ.подгруппы и отдельн.методы, кот.явл-ся инструментом процесса обуч-я.Т.о.«метод обуч-я»-понятие многоаспектное. Наличие различ.классификаций не означ. противопоставл-я методов обуч-я друг другу и не явл-ся основанием для применения какого-либо из них. Каждый метод реализ-ся совместно с др.методами и с их помощью. Так, в системе репродукт.и поисковых методов словесные, наглядные и практич.методы выступают как методич.приемы, как основн.иструменты деят-ти педагогов и уч-ся. В уч.процессе наиболее важным явл-я не отнесение методов к той или иной классифик-и, а глубокое знание преподавателем условий эффектив.применения, владения умениями пользов-с ими для руков-ва познавател.и учебно-производствен.дят-тью уч-ся. С понятием «метод обуч-я» тесно связано и др.понятие-«прием обуч-я», или методич.прием. Под методич.приемами обычно понимают детали метода, это составные части познават.работы, кот.происх.в уч.процессе.В процессе обуч-я как методы, так и приемы переплет-ся; сочет-я методов и методич.приемов разнообразны, они завис.от места метода в учебном процессе, характера изучаемого материала. Один и тот же вид работы зачастую выступает то как метод, то как прием. Например, в процессе устного изложения демонстрация наглядных пособий является обычно методическим приемом наряду с такими, как подготовка учащихся к восприятию изучаемого материала, попутная постановка вопросов к учащимся. В тех случаях, когда наглядное пособие - основной источник информации, демонстрация его является методом, а словесное сопровождение - методическим приемом. В ряде случаев методический прием включает даже несколько самостоятельных методов.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.