Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностно-деятельностн.подход к воспит-ю.Деят-ть как источник и фактор воспит-я личн-ти студента. Харак-ка проф-пед.деят-ти.






С точки зрения пед-ки, процес воспит-я-сознательно организуемое взаимод-е педагогов и воспитанников, организ-я и стимулир-е активн.деят-ти воспитуемых по овладению ими социал.и духовн.опытом, ценностями, отнош-ми.В нем отраж-ся личностно-деятельностный подход к воспит-ю.Вспомним основн.харак-ки личностно-деятельностного подхода в обуч-и и воспитании: диалогичность, деятельностно-творч.хар-р, направл-ть на поддержку индивидуал.разв-я ученика, предоставл-е необход.простр-ва свободы Главное, что дает технология мастерских, - свобода.Уч-ся свободны в выборе вида деят-ти, способов предъявления результата, в выборе партнера и места работы. Состояние комфорта для уч-ся любого уровня подготовки создает отсутствие отметок, признание окружающими любого личного вклада в совместн.работу. Этот факт во многом исключает пассивность уч-ся в работе. Часто мы считаем, что каждый ребенок рожд-ся с творч.способностями и если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся.“Но как показывает практика, - говорит психолог О. Дьяченко, - такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творч. способности”.Тв-во–это всегда воплощ-е индивид-ти, это форма самореализации личн-ти; это возможность выразить свое особое, неповторим.отнош-е к миру. Учить тв-ву” нельзя, но целенаправленно помогать тому, чтобы оно не гасло, а развивалось–необходимо. Можно и нужно создав.такие условия на уроках и во внеурочное время, благодаря котор. ученик поним., что значит быть автором худ.произв-я, приобретает опыт “бывания в авторской позиции” (М.Бахтин). Пед.деят-ть -это деят-ть взрослых членов обще-ства, проф.целью кот. явл-ся воспит-е подрастающ. поколения. Пед.деят-ть –объект иссл-я различ.отраслей пед. науки: дидактики, частн. методик, теории воспитания. Психологию педагогич. деят-ти можно определ.как отрасль психологич.знания, изучающ.психолог.законом-ти труда учителя и то, как учитель воспринимает задаваемые обществом через институты воспит-я цели и систему пед. деят-ти.Содер-е и психология пед.деят-ти определ-ся социа.факторами-местом и функциями учителя в общ-ве, требования-ми общ-ва к учителю; затем социально-психологич.факторами: социал. ожиданиями окружающих учителя людей по отнош-ю к его лично-сти и деят-ти, его собств.ожиданиями и установками в сфере его пед.деят-ти. Струк-ра пед.деят-ти. Выдел.три компонента пед.деят-ти: конструктивный; организаторский; коммуникативный.

Конструктивн.компонент. В работе учителя больш.место принадлежит конструир-ю урока, внеклассн.мероприятия, подбору уч.материала в соотв.со школьн.программами, учебниками, различны-ми методич.разработками и его переработка для излож-я уч-мся.Вся эта работа в итоге выливается в подробный конспект урока.Поиск путей активизации и интенсификации процесса обуч-я также неотъемлемая часть конструктивн.деят-ти. Организаторск. компонент. Важное место в структуре пед.деят-ти заним. Организаторск.деят-ть, составляющей единое целое с конструктивной.Все, что планирует учитель провести в течение урока, должно сочетаться с его умением организ-ть весь учебно-воспитательн.процесс.Только в этом случае ученики будут вооружаться знаниями. Организаторс. компонент включ.три направл-я: организ-я своего излож-я; организ-я своего повед-я на уроке; организ-я деят-ти детей; постоян.активизация их познават.сферы.Если учитель проявл.мастерство лишь в одном аспекте организаторск. деят-ти, например, хорошо организовал излож-е(умело подобрал уч.материал, словесную, предметную наглядность), но не привлек детей к активн. мыслительной деят-ти, то урок может носить только развлекат.хар-р, а полноцен.усвоения знаний не будет. Коммуникативный компонент. Он включ.в себя установл-е и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями.Именно отнош-е учителя к ученикам определ-ет успех его конструктивн.и организаторской деят-ти и эмоциональн.благополучие школьника в процессе обуч-ия.

Выделяют 5 типов эмоц.отнош-й учителей к уч-ся: эмоционально-положительн.активный, эмоц-но-положительн.пассивн, эмоц-но-отрицательн. активный, эмоц.-отрицательн.пассивный, неуравновешен. Оказ-ся, что взаимоотнош-я детей в классе в больш-ве случаев соответствует тому или др.эмоц.стилю, кот.харак-ся повед-е учителя.Так, у учителя эмоц-но-неуравновеш-го, кот.то подозрителен и отрицат-но настроен к ученикам, то сентиментален и поощряет учеников, класс бывает нервозным, неровным в отнош-и друг к другу. Коммуникатив.сторона пед.деят-ти проявл-ся во всем пед. процессе.Осуществл-е индивид.подхода, также определяет успех его работы.Надо помнить, что именно коммуникат. компоненты деят-ти учителя в больш-ве случаев явл-ся причиной отклонений в результатах обуч-я. 1. Информацион.функция (владение материалом и иск-вом его пода-чи); 2. Развивающ. (управ-е развитием личн-ти школьника в целом); 3. Ориентацион. (направл-ть личн-ти, ее мотивы, идеалы); 4. Мобилизацио. (активизация умств. деят-ти уч-ся, развитие их самост-ти); 5. Исследовательск. (творч. поиск в пед.процессе, умение провести эксперимент, обобщить опыт и постоянно совершенствовать свое мас-терство).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.