Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика технологии дистанционного обучения. Виды дистанционных учебных занятий. Перспективы развития технологии дистанционного обучения.






Проф.харак-ка профессии квалифицир.рабочего (ПХ) явл-ся одним из основн.элементов гос.стандарта проф.обр-я второго феде­ральн.уровня.Она представл.собой многофункцион.до­кумент, ориентирован.как на работодателей, так и на граждан, учебн. Заведения.Наконец наиболее важным в отношении элементом гос.стандарта проф.обр-яявл-­ся федеральн. компонент содер-я проф.обуч-.Общие подходы к отбору содер-я обуч-я.Проектир-е содер-я проф.обуче­ния осущес-ся на двух уровнях: сначала на федеральном уровнена основе федеральн.компонентов образов.стандартов, а затем на ее основе – на региональном уровне, в соответствии с конечной целью обучения. Структурирование содер-я обучения на макроуровне

Структурирование отобранного содер-я обуч-я на макроуровне осущ-ся посредством блочно-модульного подхода.В общем виде содержание профессионального образования включает общеобразовательную и проф-подготовку. Общеобразоват.подготовка представл. гуманитарн и естественнонаучным блоками.Рассмотр.содер-е блоков проф. подготовки. Общетехнич.блок содерж.учебный материал.. Отраслево й блок содержит учебн.материал, раскрывающий об­щетехнич., общетехнологич.и экономич основы про­изв-ва и краткое знакомство с веду­щими трудовыми функциями других профессий отрасли,. Общепрофессиональн. блок включ. теоретич.и практи­ч.уч.материал, явл-ся основой для группы родствен.профессий, Проф.блок явл-ся основным в обучении. Это касается как объема этого блока, так и его значения. В рамках профессионального блока дается учебный материал, лежащий в основе освоения соответству­ющих видов профессиональной деятельности на требуемом уровне. Спец.блок содерж.теоретич.и практич. уч. материал, необходимый для освоения специальности, относящейся к профессии, с выходом на требуемый заказчиком уровень квалификации Разновидностью спец. блока является общеспециальный блок. Общеспециальны й блок выдел-ся в том случае, если профессия включ.разветвленную сеть специал-тей, охватывающ.широ­кое технико-технологич.поле, и значительно различ-ся по содер-ю труда.. Дополни­т.блоки. Блоки перепрофилирования позволяют на основе имеющейся про­фессии (специальности) получить новую, часто с переходом в др.сферу экономики, поэтому они важны для системы обуч.безра­ботных граждан.Блок повышенного проф. обр-я связан с двух­ступенчатой системой подготовки кадров.Эти блоки явл-я важн.при создании учебно-программной документа­ции для многоступенчатой многоуровневой подготовки. Бизнес-блоки важны в современ.условиях становл-я рыноч­ных отношений. Их изучение обеспеч. благопр. условия для вхождения людей в рынок, Блок опережающей проф.подготовки включает сведения о новейших достижениях современной техники и технологии в рамках данной профессии, значительно отлич-ся от средн.уровня по стране.Особ-тью этого блока явл-ся то, что он мо­жет служить основой для подготовки проф. мобил. рабочих и специалистов, способных освоить работу в новейшей тех­нико-технологич. среде.

 

6.Сущность пед.методов.Пед.приемы и способы как компоненты методов.Классиф-и методов обуч-я. Учебн.процесс – это единство содер-я, приемов, методов и др.орм обуч-я.Для должного функционир-я пед.процесса нужно пять групп методов воздействия на личн-ть: убежд-е; убеждения и приучения; обуч-е; стимулир-е; контроль и оценка. Методы воздействия на личн-ь оказывают комплексное воздействие на уч-я и крайне редко примен-ся вне связи друг с другом. Вот почему любая группировка методов условна, а рассмотрение каждого из них в отдельности привод-ся лишь для удобства анализа и выделения их характерных особ-тей.В связи с этим в системе методов педагогики выделим методы обуч-я и методы воспитания. Методы обучения –это способы руководства педагогом познават.деят-ю уч-я. Прием обучения – деталь метода.Метод набл-я состоит в непосредствен.и опосредован.восприятии изучаемых пед.процессов наблюдателем.Это один из наиболее простых и доступных методов, кот. легко применять при анализе урока, при изучении учебно-познавательной деятельности учащихся и ее продуктивности, а также при изучении других процессов и явлений.

Метод наблюд.имеет один недостаток – при наблюдении полно раскрыв-ся лишь внешние проявл-я, внутр.процессы остаются недоступны. Методы тестир-я трактуются как методы психолог.диагностики испытуемых.Тестир-е осущ-ся по отработан.стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивид.различий испытуемых. Опросные методы просты в своем применении и позволяют с помощью минимальных временных затрат и несложной организации получить достаточно широкий спектр данных. В практике наиболее популярны три вида опросных методов: беседа; интервьюирование; анкетирование. Метод изуч-я и обобщ-я пед.опыта основан на изуч-и и теоретич. осмыслении практич.деят-ти талантливых учителей Пед.эксперимент –это организов.пед.деят-ть учителей и уч-ся, имеющая определ.цель. Пед.мастерство – это знание предмета при умелом владении методами и приемами обучения.Классификация методов обучения (по Михалевой Л.П.)По типу деят-ти: словесные; демонстрацион; исследовательские.По степени разв-я самост-ти студентов: объяснительно-иллюстратив.; проблемн.метод; исследовательск. Выбор методов обуч- – это пед.иск-во преподавателя.Нет инструкций, но есть опыт, методики и интуиция.Методы обуч-я должны быть связаны с уч.планом и задачами обуч-я.Выбор зависит от дидактич. уч. цели, темы и т.д. Выбор связан с возрастом, курсом, уровнем подготовки.Зависит от специфики предмета. Главное – материально-технические возможности, доступность культурных, научных и исторических учреждений. Классиф-я методов воспитания (Г.И. Щукина)Методы формир-я сознания личности: рассказ, объясн-е, разъяснение, лекция, этич.беседа, увещевание, внушение пример; Методы организ-и деят-ти и формир-я опыта повед-я (упражнение): упражнение, приучение, пед.требование.; Методы стимулир-я поведения и деят-ти(мотивация): соревнование, поощрение, наказание. Рассмотр.кратко некоторые из них.Убежд-е –это разностор.воздействие на разум, чувства и волю чел-ка с целью формир-я у него желаемых качеств.В зависим.от направл-ти пед.воздействия убежд-е может выступать как доказ-во, как внушение, или как их комбинация. Главн.функция этич. беседы –привлечь самих уч-ся к оценке событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сформир-ть у них желаемое отнош-е к окр.действ-ти. Лекция – это развернутое, продолжит.изложение сущности учебной, научной, воспитательной или иной проблемы.Основа лекции–теоретич. обобщение, а конкретные факты, составляющ.основу беседы. Диспут –столкнов-е мнений с целью формир-я суждений, оценок. Это отлич.диспут от беседы и лекции и как нельзя лучше отвечает обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении.Диспут учит умению защищ.свои взгляды, убеждать в них др.людей и в то же время требует мужества отказ-ся от ложной точки зрения.Пример как метод пед.воздействия основыв-ся на стремлении воспитанников к подражанию. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут. Всматриваясь в др.людей, наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравств-ти, воспитанник глубже и нагляднее осмыслив.сущность и содер-е соц.-нравств.отношений. Особое значение имеет личный пример педагога-воспитателя. Упраж-е –это планомерно организ-ое выполнение воспитанниками различ.действий, практич.дел с целью формир-я и развития их личности. Приучение – это организ-я планомерн. выполнения определ.действий в целях формир-я хороших привычек. Стимулир-е –это побуждение, толчок к мысли, чувству, действию.Сорев-е в уч.заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главн.задача педагога –не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремл-е к первенству любой ценой. Поощрение – это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содерж-ся обществ.признание того подхода, кот.избраны и реализ-ся уч-ся.Чувство удовлетворения, кот.испытывает поощрен. воспитанник, вызыв.у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровож-ся выс.старател-ю и результатив-ю.Важн.условие пед. эффективности поощр-я –принцип-ть, объект-ть, понятность для всех, поддержка обществ. мнением, Наказание – один из старейших методов воспит-я.воспитывает чувство ответств-ти, тренирует волю, человеч.достоинство, умение сопротивл-ся соблазнам и преодолевать их". Наказание корректир.поведение воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно.Пед.треб-я к применению мер наказания следующие: нельзя наказывать за неумышл.поступки; нельзя наказывать наспех, без достаточ.оснований.Классиф-я методов обуч-я: По уровню актив-ти: Объяснител.-иллюстративн. Проблемное излож-е материалаЭвристич. Исследовательский По функциям: Метод устного излож-я Метод закрепления Метод самост. работы по усвоению Метод по применению знаний Метод проверки, оценки знаний и навыков

 

 

9.Харак-ка классно-урочн.системы обуч-я: ее признаки и история разв-я. Урок как основ.форма классно-урочной системы обучения.Особ-ти классно-урочн.формы организ-и; постоянный состав уч-ся примерно одного возраста и уровня подготовл-ти (класс); каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планир-е обуч-я); учебн.процесс осу­щ-ся в виде отдельн.взаимосвязан. частей (уроков); каждый урок посвящается только одному предмету (монизм); постоянное че­редование уроков (расписание); применяются различные виды и формы познавател деят-ти учащ-ся(вариативность деят-ти).Ключевым компонентом классно-урочн.системы организ-и обуч-я явл-ся урок. Урок -это законченный отрезок(этап, звено, элемент) учебн. процесса. Общие требования, которым должен отвечать качеств.соврем.урок:

- Использ-е нов.достижений науки, пед.практики, - Реализация на уроке в оптимальн.соотношении всех дидактич. принципов и правил.- Обеспеч-е надлежащих условий для продуктив.познават.деят-ти уч-ся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.- Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень раз­вития уч-ся- Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитат.деят-ти.- Эффективн.испол-е пед. ср-в.

- Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.-Проектирование и планирование каждого урока.-Дидактические (образовательные) требования: - четкое определ-е образов.задач каждого урока; - внедрение нов.технологий познават.деят-ти; - рационал.сочет-е разнообр.видов, форм и методов; - творч.подход к формир-ю структуры урока; - сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятель­ностью уч-ся; обеспеч-е оперативной обратной связи и управ-я; - научный расчет и мастерство проведения урока., - внимательное и чуткое отношение к учащимся, сотрудничество с учащимися.

Развивающие требования: - формир-е и разв-е у уч-ся положит. мотивов учебно-познават.деят-ти, интересов, творч. инициативы и активности- проведение учебных занятий на «опережающем» уровне; - прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном раз­витии учащихся.

Кроме перечисленных требований к уроку выделяются и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащи­мися, требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические.

 

10.Проектир-е в структуре пед.деят-ти.Особ-ти пед. проектир-я.Актуал-ть пед. проектир-я в совр. условиях. Среди основн.функций про­ектн.деяте-ти принято выделять исследовательскую, анали­тич., прогностич., преобразующую, нормирующую. Для про­ектир-я также харак-на конструктивность, т.е.нацеленность на получ-е совершенно определ.результата на основе прогностич. знания. Проектная деят-ть может быть использована в качестве: пед.ср-ва внутри соц-образоват.контекста напр., формир-я корпоративн. культуры в рамках обучающ-ся организации;

ср-ва обуч-я (воспитания), играя вспомогательную роль по отнош-ю к др.видам пед.деят-ти, на­пример выполнение учебных (дипломных, курсовых) проектов; процедуры в контексте др.деят-ти, например управ­ления образованием; формы(инновацион.)разв-я того или иного пед. объекта (системы, процесса, явления).

Виды пед.проектир-я. Выделяют природн., техничеие (инженерные) и социальные проекты. Проектирова­ние в области педагогики и образования относится к социальной сфере, а его продукт можно отнести к разряду гуманитар. про­ектов. В соврем.образ-и активно раз­вив-ся три основн. вида проектир-я, различающ-ся по объекту преобраз-я, целевой направл-ти и результату.

· социально-пед.проектир-е направлен.на из­мен-е соц. среды или решение соц.проблем пе­д. ср-вами;

· психолого-пед.проектир-е, целью кот.ста­н-ся преобр-е чел-ка и межличн.отношений в рамках образоват. процессов;

· образоват.проектир-е, ориентирован.на проек­тир-е кач-ва образ-я и инновацион.изменения об­разоват. систем и институтов.

· Социально-пед.проектир-е в основном выполн. функции пед.упорядочения социокультурн.среды, выявляя и изменяя внешн.факторы и условия, влияющ.на разв-е, воспит-е, формир-е, социализ-ю чел-ка.Результат социально-пед.проектир-я стан-ся основой для организации более эффективн. Функционир-я образователь­н.систем.

В рамках образоват..проектир-я созд-ся проекты разв-я образ-я в гос-ве в целом и в отдельн.регио­нах. Реализ-ся проекты создания образоват.учреждений. Психолого-педагог. проектир-е предполаг.построе­ние моделей процессов, связан.с преобразованием личн-ти и межличностных отношений.В центре его внимания оказыв-ся пед.процесс как таковой.Рассмотренные позиции определяют три основных варианта анализа и построения проектного контекста: 1.–просто исключить какие-­то темы, обычно последние. 2– " впихивать" по два параграфа в один урок, увеличивая долю самост.изуч-я материала дома, и(или) вводить дополн.занятия.3 путь – перестраивать содер-е предметн.материала.С нашей точки зрения, желателен именно третий путь, кот.предполаг.разработку учителем спец.средств разреш-я конкрет.проблемн.ситуации.Такую работу, в кот.учитель может опираться на собствен. представл-я о предмете и целях его преподав-я, а не на методич.рекомендации, мы называем пед.проектир-ем.. Под проблемой будем понимать несоответствие идеальных представлений (должно быть так) и реальной практики (а получается по-другому). Осознав какую-либо проблему в деятельности, учитель должен в идеальном пространстве найти способы ее разрешения, т. е. приведения реальной ситуации в соответствие с идеальными представлениями, а затем реализовать эти средства на практике. С этой точки зрения проектирование можно определить как идеальное промысливание качественных изменений в конкретной ситуации. И ключевое слово здесь – " промысливание".

 

 

14. Общ-е как фактор воспит-я и разв-я личн-ти студента.Проф-но-пед.общение.Культура пед. общения, ее основн. компоненты.ОБЩЕНИЕ- взаимод-е двух или более людей с целью установл-я и поддержания межличностн.отнош-й, достиж-я общ. результата со­вмест.деят-ти; один из важ­н.факторов психич.и со­ц.разв-я уч-ся.Разв-е мотивов общ-я происх. в тесной связи с основн.потребностями уч-ся: потребности в новых впечатле­ниях, в активн.деят-ти.На этом основа­нии выдел-ся 3 основн.категории мотивов общ-я –познавательн., деловые и личностные. Познавательн.и де­ловые мотивы играют служебн.роль и опосредуют достиж-е более дале­ких. В психологии при анализе общения выде­л-ся его разные аспекты: «коммуни­кация» (обмен информацией), «соц. перцепция» (воспр-е и поним-е чел-ка человеком), «интеракция» (взаимодействие).Практически общ-е вы­ступает как совокупность этих компо­нентов. В пед.процессе не­допустимо ограничивать общения только од­ной функцией – информацией. Необ­ходимо использовать весь репертуар общения, т.е. реализовывать задачи и обмена ин­формацией, и организации взаимоотношений, и познания личности ребёнка, и оказания воздействия. Общение – сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности. Это - способ объединения индивидов и их развития.Общение выступает: - как средство передачи форм культуры и общественного опыта; - как форма жизнедеят-ти.Ср-ва общ-я: язык и речь.Функции общ-я: - прагматич-я; -формирующая подтверждения; - организации и поддержания межличностн. отношений; -внутриличностная. Специфика пед.общ-я опред-ся назначени­ем этой деят-ти, направлен.на реализ-ю целей раз­-я личн-ти.В процессе пед.общения осущ-ся обуч-е приемам и способам умств. деят-ти, формир-е мыслит. процессов, управ-е процессами учения, обуч-е приемам работы, постоян.поддержание за­интересов-ти уч-ся на самом уроке, мотивац.обеспеч-е уч.процесса, нормативных взаимоотнош-й с коллективом и с учителем, снятие эмоц.напряжен­ности.Т, о, пед. общение —это многопланов.процесс организ-и, установл-я и раз-я коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащи­мся, порождаемый целями и содержанием их совместн.деят-ти. Пед.общение представл.собой соц-нормативные формы взаимодействия педагогов с уч-ся.Цели, содер-ие, нравственно-психологич. уровень его осуществ-я и ценностные отнош-я, кот.должны актуа­лизир-ся, для педагога выступают как социально заданные. Продуктивность пед.деят-ти во многом пред­опред-ся уровнем овладения учителем технологией пед.общения. Основн. трудности, кот.испытывает педагог в общении с уч-я, связаны с неумением наладить контакт, управл.общением уч-я на уроке, выстраивать взаимоотнош-я.Наконец, это трудности в речевом общении и передаче собств.эмоц-ного отнош-я к уч.материалу, а также неумение управл.собств.психич.состояни­ем в общении.Влад-е учителем технологией пед.общения имеет значение и потому, что она обусловливает отно­ш-е детей к учителю, кот.они часто переносят на пред­мет, который он преподает Два аспекта пед. общения: пед.тв-во в процессе об­щения, общение в процессе пед.тв-ва. Процесс проф-но-педа.г-кого есть система коммуникат. за­дач.Коммуникативн.задача есть та же пед.задача, но переведенная на язык коммуникации.Принято различать общие и текущие коммуник. задачи.

ü В процессе решения коммуникат.задач педагог реализует две основн.цели: передать уч-ся сооб­щение или воздейств.на них, т.е. побудить к действию.

ü Выделены 4 функ­ционал. ряда коммуникативн. действий учителя: стимули­рующ, реагирующие(оценочн.и корригирующ.), контро­лирующие, организующие.

Этапы решения коммуникативной задачи:

- ори­ентирование в условиях общения; - привлечение внимания; - " зон­дирование души объекта"; - осуществление вербального общения; - организация обратной содержательной и эмоциональной связи.На этапе ориентирования в условиях общения происходит слож­ный процесс " подгонки" общего стиля общения к конкретным ус­ловиям общения (урока, Мероприятия и т.п.).

Основной этап решения коммуникатив.задачи —осуществ-е вербальн.общ-я.Успешность такого общ-я предл­аг. наличие у педагога хорошей вербальной памяти; умений правильно отбирать языковые ср-ва, обеспечивающ.яркую, выразительн.речь, логически строить изложение передаваемой инормации, ориентировать речь на собеседника.К ср-вам, повышающ.эффектив-ть коммуникат. взаимодействия, относят: способность достраив.и пристраив. новое к имеющейся в учебнике информации, инициатив-ть в общении, способ-ть управ­л.общением, владение жес­тами, мимикой и пантомими­кой, повыш-е и пониж.голоса или пед. целесообразное интониро­вание.. Заключительн. этап реш-я коммуникатив. задачи —организация содержательн.и эмоциональн.обратной связи.Стадии пед.общения и технология их реализации: - моделир-е предстоящ.общения в процессе подготовки к уроку или мероприятию(прогностич.этап); - организ-я непосредств.общения(начальн.периодобщения)–" коммуникат. атака"; - управл-е общения в пед.процессе.В стиле пед.общения находят выраж-е особ-ти коммуникат.возможностей педагога; Общепринятой классификацией стилей пед.обще­ния явл-ся их деление на авторитарный, демократич.и попустительский.При авторитарном стиле общ-я педагог единолично реша­ет все вопросы, касающиеся жизнедеят-ти как классн..коллектива, так и кажд.уч-ся. Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволя­ют проявлять учащимся самостоятельность и инициативу. Их оцен­ки учащихся неадекватны, основаны лишь на показателях успевае­мости. Авторитарный педагог акцентирует внимание на негативных поступках школьника, но при этом не принимает во внимание мо­тивы этих поступков. Попустительский (анархический, игнорирующ.)стиль об­щения харак-ся стремлением педагога минимал.ьно вклю­чаться в деят-ть, что объясняется снятием с себя ответствен-ти за ее результаты.Такие педагоги формально выполня­ют свои функционал.обязанности. Общими особен-ми попустительск.и авторитарн.стилей общения яв л-ся дистантные отнош-я между учителем и уч-ся, отсутствие между ними доверия, явная обособл-ть, отчужден­ность учителя. Альтернативой этим стилям общения явл-ся стиль сотруд­нич-ва участников пед.взаимодействия, чаще на­зываем.демократическим.При таком стиле общ-я педагог ориентирован на повыш-е субъектной роли уч-ся во взаи­модействии, на привлеч-е каждого к реш-ю общих дел.Ос­новн.особ-ть этого стиля—взаимоприятие и взаимоори­ентация.В рез. открытого и свободного обсуждения воз­никающих проблем учащиеся совместно с педагогом приходят к тому или иному решению. Демократич.стиль общения пе­дагога с уч-ся — единствен.реальный способ организ-и их сотруднич-ва.Для педагогов, придержив-ся этого стиля, харак-ны активно-положительн.отнош-е к уч-ся.Им свойственны глубо­кое понимание школьника, целей и мотивов его поведения. Харак-ка приведенных выше пед.стилей общ-я дана в " чистом" виде. В реальн.пед.прак­тике чаще всего имеют место " смешанные" стили общения.Достаточно результативным явл-я и стиль пед.общ-я на основе дружеского расположения, который можно рассматривать как предпосылку вышеназванного стиля. Друже­ское расположение выступает стимулом развития взаимоотноше­ний педагога с учащимися. Дружественность и увлеченность со­вместным делом объединяют эти стили между собой.Основн.причинами конфликтов в общ.явл-ся ущемление чувства собств.достоинства партнера по обще­нию.

 

20.Сущность методич.анализа в проф.обучении. Струк-ра методич.анализа уч.материала. Сущность методич. анализа. Наибольших затрат времени в деят-ти преподав-ля тре­буют анализ, выбор и отбор содер-я учеб.материала по уч.предмету, а также переработка (дидактическая и мето­дическая) учебного материала при подготовке к уроку.Учебным материалом мы называем ту часть конкретного соц.опыта, подлежащую усвоению за единицу учебного вре­мени (урок, занятие, тема), кот.воплощена в тексте учебни­ка, речи учителя и других средствах обучения Функции методич.о анализа уч.материала: - выявл-е и преодол-е трудностей понимания и усвоения учащимися новых знаний, умений; - конструир-е деят-ти уч-ся по овладению новой системой понятий и способов деят-ти. Цель методич.анализа учеб. материала – определ.приемы, способы и формы переработки ото­бран.содер-я уч.материала, Объект методич.анализа учеб. материала - содер-е уч.информации, методы, методики и техноло­гии обуч-я. Предмет методич.анализа - приемы, методы переработки и представл-я содер-я уч.материала с учетом психологич.способностей уч-ся к пониманию учебной информации. Под методиче.анализом уч.материала технич. дисциплин следует понимать мыследеят-ть преподавателя по выявл-ю понятийного состава, структуры и логики учеб. материала и выполнению его методической переработки с учетом специфики формируемых технических понятий и психологических закономерностей познавательной деят-ти уч-ся. Продуктом методич.анализа учебного материала явл-ся дидактически переработанный и методически приспособлен. учебный материал, представл, например, в форме опорно­го конспекта, листа рабочей тетради, метаплана, алгоритма ре­шения технич. задач, инструкционной карты, теста.С трук-ра методич.анализа уч. материала Процедура и последов-ть проведения методич.анализа учеб.материала технич. дисциплин следующие: - подбор учебного материала; - структурно-логический анализ учебного материала; - методическая переработка учебного материала; - определение состава предметно-познавательных действий учащихся; - выбор средств, методов и форм обучения; - конкретизация обучающей и когнитивной целей; - рефлексия методической деятельности. Подбор учебного материала. Учебная информация (учебники по предметам, учебные пособия, технические описания, инст­рукции, научные статьи, справочная литература и т.п.) является важнейшим фактором, влияющим на проведение методического анализа. Сложности осуществления анализа содержания учебного мате­риала состоят в следующем. 1..Отсут-е учебников по многим учебным дисциплинам, вводимым в новые учебные планы (технических лицеев и коллед­жей). Это приводит к тому, что преподавателю приходится отби­рать и структурировать учебный материал из рекомендуемых учеб­ников для техникумов и вузов. Недостаточн.полнота уч. информации по отдел. темам в рекомендуемых учебниках. В такой ситуации деят-ть педагога проф.обуч-я по анализу учеб.мате­риала связана с поиском этой информации в различных техни­ч. документах. Отсутст-е единого учебника для уч. заведений начал. проф. обр-я что ставит преподавателей в ситуацию конструи­р-я содер-я урока из 3-5рекомендуемых по про­грамме учебников.Указанные специфич.черты совре­мен.научно-технич.знания проецир-ся на уч. предметы, что порождает определ.трудности в дидактич. и методич. переработке содер-я материала. Структурно-логический анализ. Под структю-логич.ана­лизом поним-ся выдел-е элементов знаний (учебных эле­ментов), их классификация, а также установление связей и отно­шений между ними. Учебный элемент — понятие, обозначающее техническое устройство, явление, физический процесс, закон и т.д. При этом способы выражения информации (формула зако­на или график зависимости) не считаются учебными элементами. Классификация учебных элементов проводится по несколь­ким основаниям. Например, выдел-ся опорные и новые понятия. К опорным относятся понятия, на основе которых фор­мируются новые знания, приемы умственной и практической деятельности учащихся К новым относятся понятия, впервые формируемые на уроке. Следующее основание для классификации—это уров­ни сформирован. понятий. Возможна четырехуровневая си­стема (по В. П.Беспалько): знакомство —воспроизв-е—уме­ние—трансформация (сокращенно: 3 —В —У—Т). Для изуч-я худ.дисциплин мож­но рекомендовать след. Опред-я. Знакомство — уровень усвоения вспомогат.понятий, кот. уч-ся должен узнавать, уметь классифиц-ть, а также знать их определения и назначение. Воспроизв-е — уровень понятий, кот.испол-я для объяснения характеристик и конструкций худ.объектов и принципов их действия (понятий, описывающих содержание, форму, образ ит.д. художественнго объекта) Умение — уровень понятий, используемых для анализа художественных явлений. Понятия, формируемые на данном уровне, используются в изучении учеб­ных дисциплин, связанных межпредметными связями. Трансформация — уровень понятий, изучаемых и применяемых для решения задач творческого характера. Методич.переработка. Это отдельн.прием или совокуп­ность приемов, применяемых для трансформации содержания учебного материала или отдельн. понятия в форму, удобную для его усвоения учащимися. Состав предметно-познават.действий. Для опред-я процедур учеб.деят-ти по усвоению худ.поня­тий выявляют содер-е и состав тех конкретных действий уче­ника, посредством которых он может быть введен в область зна­ний данной темы. Выбор методов обучения. Для осуществления выбора необходи­мо знать дидактические условия, которые объективно влияют на этот процесс. К ним относятся: Данная стр-ра харак-на для метода диалогич.излож-я. В деят-ти преподавателя и уч-ся мож­но реализовать сочетание диалогич. и показательн.мето­дов обуч-я.Структура уч.материала может иметь опосредованные связи с ранее изученными понятиями и новое понятие может быть сфор­мировано путем логических рассуждений, ведущих к требуемому выводу.. Конкретизация обучающ.и когнитивной целей. Прежде чем педагог начнет занятие, он должен ясно понимать результаты деят-ти уч-ся на уроке. Т.о. в рамках подготовки к уроку перед ним стоит задача —определ.уч.цели занятия. Учебные (когнитивные) цели описывают достигаемый резуль­тат, кот.учащийся должен располагать в конце изучения темы и который выражается в психологических новообразованиях лич­ности учащегося, новых знаниях и умениях, приемах познава­тельной деятельности.В. Блум выделил шесть когнитивных уровней: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Под обучающей целью понимается цель, которая формулиру­ется для преподавателя и описывает планируемый результат его педагогической деятельности на уроке. Рефлексия методической деятельности. Заключительной процедурой в структуре методического анализа учебного материала является рефлексия. Психологический смысл рефлексии состоит в том, что, решая мыслительные зада­чи, человек приходит к пониманию того, почему и как они реша­ются. Рефлексия есть контроль и оценка человеком собственных действий. Приемы рефлексии: уточнение, сомнение, вопрос, ут­верждение, предположение, выражение уверенности, установле­ние причинно-следственных связей, анализ результатов.Появление рефлексии означает возникновение нового са­мосознания; развитие рефлексии связывается с развитием, рас­ширением сознания.

 

 

16.Кураторская служба.Система и задачи работы куратора (классн.руковод-я). О взаимоотнош.преподавателей со студ. В работе куратора группы складываются определ.взаимоотнош-я его с обучающимися.

Характер взаимоотношений преподавателей со студентами определ-ся основн.целями деят-ти преподавателей учреждений профобразования. Этими целями явл-ся: 1) организация и руководство процессом овладения студентами программой профессиональных знаний, умений и навыков по избранной специал-ти; 2) обеспеч-е студентов всей необходимой для осуществления первой цели информацией, наглядными пособиями и другими учебными средствами; 3) проведение уч.процесса таким образом, чтобы он способствовал максимально возможному раз­витию общих психич.и особенно умствен.способностей; 4) организация, руководст­во и проведение учебного процесса должно быть направлено на воспитание каждого студента как высоконравственной, творче­ски активной и социально зрелой личности.

Исходя из указанных целей, характер взаимоотношений преподавателей со студентами должен быть сугубо деловым, представляющим собой целенаправленное взаимодействие, на­правленное на эффективное осуществление этих целей. Эти взаимоотношения и взаимодействия должны основываться на взаимном уважении и понимании общности целей деятельности ^к преподавателями, так и студентами.

Взаимоотнош-я преподавателей со студентами ни в коем случае не должны быть фамильярными, некоторую грань в отношениях к преподавателям студенты не должны переступать, имея в виду авторитет и возраст преподавателей. В то же время и преподаватели не должны быть на «ты» со студентами и называть их или по фамилиям, или по имени и отчеству.

Куратор группы занимается ор­ганизацией, координацией и проведе­нием внеурочной воспитательной ра­боты.

Куратор совместно с другими преподавателями и родителями обеспечивает физи­ческое, нравственное развитие лично­сти обучающихся, создаёт условия для развития его интеллектуальных, твор­ческих способностей, для самоопреде­ления, самореализации, самоорганиза­ции и самореабилитации.

Куратор планирует работу, как правило, на учебную четверть (реже полугодие) в соответствии с пла­ном учебно-воспитательной работы, общественных организаций и Куратор привлекает к работе других преподавателей и воспитателей, родителей и об­щественность. Деятельность Куратора пла­нируется с учётом как непосредствен­ных воспитательных действий самого педагога, так и его организационно-педагогических и исследовательских за­дач. Куратор систематически изучает уро­вень воспитанности учащихся, разви­тия межличностных отношений в группе, анализирует влияние семьи, микро­среды и др. и на основе полученных данных выбирает формы и методы вос­питательной работы.

 

 

18.Содер-е проф.обуч-я (теоретич.и производствен.обуч-е)- определ-ся госуд.образоват.стандартом.Теоретич.основой стандартизации проф.обр-я явл-ся тео­рия обуч-я и теория группировки рабочих профессий.Гос.стандарт проф.образ-я решает функционир-е и разв-е про­ф.образ-я в России.С гос.стандартом проф.обр-я(федеральн. и национально-региональн. компоненты)связана проф.образоват.программа, явл-ся вторым документом, определяю.содер-е образ-я.Гос.образ.стандарт имеет три составляющ.: обязательный мини­мум содер-я основн.образовательн.программ, максимальный объем учебной нагрузки обучаемых и требования к уровню подготовки выпускников. Стандарт призван быть основн.инструментом уп­рав-я качеством проф.обр-я.Стандарт служит соц.гарантией членам общ-ва.Гос.стандарт служит основой для разработки проф.программ..Специфика проф.обр-я, по сравнению с об­щим образ-ем, состоит в большом разнообразии профессий и специал-тей, так как содер-е проф.обуч-я связано с быстро меняющ-ся содержа­нием труда. По этой причине при разработке гос.стандарта про­ф.обр-я(в особ-ти начального), принята двухуровневая концепция проектир-я его федеральн.компо­нента.На первом уровне(уровень федеральн.правит-ва) при­ним-ся основополаг.документы гос.стандар­та.Эти документы должны иметь долгосрочный характер.В совр.систе­ме непрерывного проф.обр-ия РФ выделяют 5 основных ступеней квалификации.

1.предполагает основн.общее об­р-е в сочетании с ускор.проф.подготовкой, получаемой в различных формах.

2.ступень – основн.общее образ-е и проф.обр-е по профессиям соответс.группы в учрежде.начал.проф.обр-я.

3.тупень харак-ся сочетанием средн.общего обра­з-ия и проф.образ-я в учрежд.начал.проф.образования на двух-трехгодичных отделениях.4.ступень предпол.среднее общее обр-е и проф.обр-е в продвинутых уч.заведени­ях, таких, как проф.лицеи

5.ступень соответ.различ.уровням высш..обр-я...Следующ. по знач-ю элементом гос.стандарта проф.обр-и явл-я модель учеб. плана.Модель уч.плана–это документ, отражающ.основ. структурные компоненты содер-я начал.проф.образ-я.Модельсодержит инфор-ю о квалификац.структуре и формах подготовки рабочих и служащих в проф.учеб.заведениях, о курсах и предметах, составляющих это обучение. В модели указывается ориентировочное количество часов, отводимое на пред­метные циклы, консультации, экзамены, резерв времени в зависимо­сти от срока обучения и достигаемой ступени квалификации.По своему статусу содержание учебного плана подразделяется на обязательное обучение, дополняемое на региональном (местном) уров­не предметами из перечня предметов по выбору – в рамках учебной недели, и факультативное обучение – за рамками учебной недели.Обязательное обуч-е включ.2 направл-я подготовки: общеобразовател.и профес-ную. Каждое направ-е подготовки включ. общепринятые компоненты: цик­лы, курсы, предметы. Наконец наиболее важн.в практическом отнош-и элементом гос.стандарта проф.образ-я явл-ся федеральн.компонент содер-я проф.обуче­ния. Общие подходы к отбору содер- обуч-я. Проектир-е содер-я проф-обуч-я осущ-ся на двух уровнях: сначала на федерал. уровнена основе федерал.компонентов образ.стандартов, а затем на ее основе – на региональном уровне, в соответствии с конечной целью обучения. Структурир-е содер-я обуч-я на макроуровне.С труктурир-е отобран.содер-я обучения на макроуровне осущ-ся посредством блочно-модульн.подхода.В общем виде содер-е проф.обр-я включ.общеобразовател. и проф.подготовку. Общеобразоват. подготовка представлена гуманитарным и естественнонаучным блоками.Рассмотрим содержание блоков проф.подготовки. Общетехнический блок содержит учебный материал, отражающий научные основы техники и технологии межотраслевого назначения, характерный для группы отраслей (подотраслей, производств). Матери­ал может быть профилирован по конкретной отрасли (подотрасли, про­изводству, виду деятельности), к которой относится профессия, глав­ным образом, в части выполнения практических заданий.Общепрофессиональный блок включает теоретический и практи­чучебный материал, являющийся интеграционной основой для группы родственных профессий, выделенных в рамках отрасли (про­изводства) или на межотраслевом уровне.Профессиональный блок является основным в обучении. Это касается как объема этого блока, так и его значения. В рамках профессионального блока дается учебный материал, лежащий в основе освоения соответству­ющих видов профессиональной деятельности на требуемом уровне.Специальный блок содержит теоретический и практический учеб­ный материал, необходимый для освоения специальности, относящейся к профессии, с выходом на требуемый заказчиком уровень квалификации или на среднийнь квалификации в соответствии с типовыми квалификацион.характеристиками Минтруда РФ (когда подготовка ведется не для конкретного потребителя, а для рынка труда в целом). Разновидностью специального блока является общеспециальный блок. Общеспециальный блок выделяется в том случае, если профессия включает разветвленную сеть специальностей, охватывающих широ­кое технико-технологическое поле, и значительно различающихся по содержанию труда.

 

 

21.Методич.конструир-е предметно-знаковых систем. Конструир-е спецификации уч.элементов и графа уч.информации. Этапы разработки опорного конспекта. Знаковые системы обуч-я. В процессе обуч-я педагог наряду с учебниками использ. разнообр.дидактич. материал (диафильмы инструкцион.карты).В послед.время деят-ть педагога по формир-ю новых знаний и умений немыслима без ср-в организ-и познават.деят-­ти уч-ся(опорных сигналов, листов рабочей тетради, обобщенных алгоритмов решения задач).Эти ср-ва позволили повыс.производ-ть уч.деят-ти, развить творч.способ-ти уч-ся, увели­.объемы уч.информации. В процессе проф обуч.испол-ся различ. предметно-знаковые системы. Методич. деят-сть педагога направлена на то, чтобы объединить в единый ком­плекс содер-е, методы, формы обуч-я, основой кот. явл-ся учебник по предмету. Содер-е уч.материала и оформл-ие учебника оказыв.влияние на мышл-е уч-­ся, разв-е памяти, интереса к изучению техники. Методич.целью наглядности явл-ся по­степен.Формир-е образа изучаемого объекта. Наглядность выполн.функцию управ-я деят-тью уч-ся.Прежде всего наглядность формир.у уч-ся ориентировоч.познават.действия. Рассматривая ср-ва наглядности в учебнике следует отмет.их эстетич.функцию.В учебники все ср-ва нагляд-ти(схемы, графики, рисунки) обеспеч. Целенаправл.управ-е вниманием уч-ся и позвол.осознать и осмыслить основн. положения. Специфик-я уч.элементов представ­л.собой таблицу, в один столбец кот.заносится перечень понятий изучаемой темы, в следующих столбцах показ-ся уров­ни усвоения понятий и тип ориентировоч.основы деят-ти.Такого вида специфик-я явл-ся наглядным ср-вом пред­ставл-я дидакт.анализа уч.материала Спецификацию учебных элементов мы дополнили классифи­кационными признаками понятий, включив в нее столбцы с при­знаками понятий по времени их изучения. В данном признаке мы выделили опорные и новые понятия. К опорным относятся поня­тия, изученные на предыдущих уроках рассматриваемого курса или смежных предметов и служащие основой или смысловой опо­рой для формирования понятий на данном уроке, к новым — понятия, формируемые на уроке. Граф учебной информации. Другим средством представления структур учебной информации являются графы. Графы широко применялись в начале 80-х гг. XX в. в дидактических и методиче­ских исследованиях. Конструир-е спецификац.учеб.элементов и графа учебн.информации Назначением предметно-знаковых систем обуч-я явл-ся опредмечивание в разных формах информации об объекте учеб­.познания.Другой формой и представл-я содер-я и структуры учеб­ной информации является граф. - Проект педагогически значим, то есть учащиеся в процессе его осуществления приобретают новые знания, строят новые отношения, овладевают общеучебными умениями. - Проект рекламируется в рамках класса, параллели, школы с целью повышения мотивации участия в его реализации, осознания его общественной значимости. - Проект реалистичен, имеет определенную практическую значимость, сориентирован на возможности учащихся. Предполагает широкое разнообразие тем. Этапы проектир-я: 1. Исходный. разработка основных идей, констатация изученности проблемы, сбор и анализ данных, обоснование актуализации, формулирование гипотезы (предположение о результатах и путях их достижения). 2. Этап разработки. Выбор исполнителя (одного или нескольких), формирование команды, распределение обязанностей, планирование работы, разработка содержания этапов, определение форм и методов управления и контроля, коррекция со стороны педагога. 3. Этап реализации проекта. интегрирование и аккумулирование всей информации с учетом темы, цели. Подготовка наглядно-графического материала, разработка аудио-видео ряда проекта. Контроль и коррекция промежуточных результатов, соотнесение их с целью, руководство, координация работы учащихся. 4. Завершение проекта. Представление и защита проекта в классе, на конференции, внутришкольной параллели и т.д. Сопоставление первоначальных целей и результатов исследования. Оценка и подведение итогов. Расформирование команды. Обсуждение результатов проекта, какие познавательные и нравственные находки были приобретены.

 

 

Характеристика технологии дистанционного обучения. Виды дистанционных учебных занятий. Перспективы развития технологии дистанционного обучения.

В наст.время складыв-ся благоприят.условия для организ-и дистанцион.обуч-я поскольку вбольшинстве учеб.заведений России имеются компьют.классы и необходим.телекоммуника­цион.оборуд-е, кот.можно использ. для работы в сети Интернет. Организ-я обуч-я на базе телекоммуникаций предполаг.разработку курсов, системы консультацион.помощи, разных форм обуч-я: самообуч- либо обуч-ия под руков-вом препод-я в рамках разработан.учеб.процесса.Можно выделить ряд типологич.признаков, су­щественных для организ-и эффектив.системы курсов дистанцион.обуч-я. 1. По хар-ру управ-я уч.процессом: для самостоят. индивидуальн.обуч-я

При этом необходимо систематич.консультир-е со стороны преподав-ля-куратора и тес­тир-е(для определ-я уровня подготовки учителя).В ходе самост.работы над курсом обучаемые могут использ.раз­личн.ср-ва обуч-я — как традицион.(учеб.пособия на печатной основе, аудиозаписи, видеозаписи), так и все доступн.источники информации учебно-познават.среды телекоммуникацион.сети.Однако контроль за процессом обуч-я осущ-ся только на начал.и заключит.этапах посредством проведения тестир-я; -для работы под руководством преподавателя--Все этапы деят-ти обучаемых на подобных курсах нах-ся под контролем преподавателя, при постоян.методич.поддержке.При этом преподав-ль провод.для обуч-мых регуляр.консультации по вопросам уч.про­граммы(индивидуал.и групповые), -«Живое» общ-е преподав-ля и обучаемых, наличие действу­ющ. оперативн.связи между ними способств.созданию благо­приятн. психологич.климата, кот.больше подходит для обуч-я начинающих, -смешанные-Такие курсы сочетают в себе черты дистанцион.обуч-я под руков.преподав-ля и самост.обуч-я 2. По дидактической цели: • базовый уровень.Обеспеч. базовую подготовку по предмету преподав-я, • продвинутый уровень.Курсы, ориентирован.на уч-ся, имеющих опыт работыуглубл. уровеньТакие курсы предназнач.для имеющих значител.опыт работы

• профессионально-профилированный уровень






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.