Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! О простом прошедшем времени
Не только " дела давно минувших дней, преданья старины глубокой", но и историю своей жизни (ELULUGU - биография) невоз- можно описать без использования прошедшего времени: " Родился... учился-ленился... влюбился-женился..." и т.д. И именно детальное изучение форм прошедшего времени является предметом данной и трёх последующих глав. Начнём с общей информации: глагол в форме настоящего времени " Я учу эстонский язык..." переводится на эстонский однозначно - " Ma õ pin eesti keelt...". Однако при переводе глагола в прошедшем времени возможны варианты: ô è " Ma õ ppisin eesti keelt..." " Я учил эстонский язык..." - ô è " Ma olen õ ppinud eesti keelt..." ô è " Ma olin õ ppinud eesti keelt...", из чего явствует, что в эстонском языке - три прошедших времени. Они называются: - IMPERFEKT e. LIHTMINEVIK - имперфект или простое прошедшее время, выражает факт прохождения действия в прошлом - PERFEKT e. TÄ ISMINEVIK - перфект или полное прошедшее время, обозначает прошлое действие, длившееся до момента речи, результаты которого видны в настоящем - PLUSKVAMPERFEKT e. ENNEMINEVIK - плюсквамперфект или давнопрошедшее время, обозначает действие, произошедшее в прошлом - до действия, обозначенного формой имперфекта. В этой главе рассмотрим механизм образования имперфекта (простого прошедшего времени).
15.1. Об утвердительной форме имперфекта. Автору как-то довелось стать свидетелем такого диалога: - Клавдия, а я запомнила, как по-эстонски будет " работала"! - Да ну!? - И очень даже просто. Вспоминаешь русское " тётя Зина" - и вот тебе " tö ö tasin "! Не дай Бог так учить язык. Тем более, что разобраться в нескольких правилах, регламентирующих образование имперфекта, не составит для Вас ни малейшего труда. Обратите внимание на выделенные слова: Ma pean lugema. Ma võ in lugeda. Ma loen. В этом нет для Вас никакой новой информации: у каждого глагола есть форма MA -инфинитива, форма DA -инфинитива (см. гл.5) и форма 1 лица ед. числа. Всё это - основные формы. Почему они так называются? Потому что служат основой для дальнейшего формообразования. Если, например, Вам надо найти формы 3 лица глагола LUGEMA в настоящем времени, то Вы сначала находите основу 1 л. ед.ч. LOEN - N = LOE, а затем уже TA LOE + B = LOEB NAD LOE + VAD = LOEVAD. Но в прошедшем времени основа 1 л. ед.ч. уже не используется.
NB! Простое прошедшее время образуется при помощи основы MA -инфинитива.
Harjutus 92. * Найдите основы следующих глаголов*:
С основой разобрались. Но в образовании имперфекта принимают участие ещё суффикс и личное окончание.
NB! Суффиксами простого прошедшего времени являются -SI, -(i)S и -i**.
Остальные примечания рассмотрим на практических примерах.
* Все эти глаголы (их основные формы) Вы найдёте в словаре. ** Использование суффикса -i - см. гл. 16.
Harjutus 93. * Проспрягаем в настоящем и в простом прошедшем времени глагол KUDUMA, KUDUDA, KOON: осн. MA-инф. + суффикс + личн. оконч. Ma koon ô MA KUDU + SI + N = KUDUSIN Sa kood ô SA KUDU + SI + D = KUDUSID
NB! Формы 3 лица в имперфекте не имеют окончаний.
Ta koob ô TA KUDU + S = KUDUS Me koome ô ME KUDU + SI + ME = KUDUSIME Te koote ô TE KUDU + SI + TE = KUDUSITE
NB! В образовании формы 3 л. мн.ч. принимает участие признак множественного числа -D.
Nad koovad ô NAD KUDU + SI + D = KUDUSID
Проделайте ту же работу с глаголами:
Ma õ pin ô Ma õ ppisin Ma loen ô............ Ma tõ lgin ô............ Sa........ ô............ Sa........ ô............ Sa........ ô............ Ta........ ô............ Ta........ ô............ Ta........ ô............ Me........ ô............ Me........ ô............ Me........ ô............ Te........ ô............ Te........ ô............ Te........ ô............ Nad........ ô............ Nad........ ô............ Nad........ ô............
Ma kuulanô............ Ma rä ä gin ô............ Ma kirjutan ô............ Sa........ ô............ Sa........ ô............ Sa........ ô............ Ta........ ô............ Ta........ ô............ Ta........ ô............ Me........ ô............ Me........ ô............ Me........ ô............ Te........ ô............ Te........ ô............ Te........ ô............ Nad........ ô............ Nad........ ô............ Nad........ ô............
Harjutus 94. * Проспрягаем в настоящем и в простом прошедшем времени глагол TAHTMA, TAHTA, TAHAN: осн. MA-инф. + суффикс + личн. оконч. Ma tahan ô MA TAHT + SI + N = TAHTSIN Sa tahad ô SA TAHT + SI + D = TAHTSID
NB! Если основа MA -инфинитива оканчивается на согласный, то в 3 л. ед.ч. используется - (i)S.
Ta tahab ô TA TAHT + (i)S = TAHTIS Me tahame ô ME TAHT + SI + ME = TAHTSIME Te tahate ô TE TAHT + SI + TE = TAHTSITE Nad tahavad ô NAD TAHT + SI + D = TAHTSID
Проделайте ту же работу с глаголами:
Ma annan ô Ma andsin Ma sõ idanô............ Ma ostan ô............ Sa........ ô............ Sa........ ô............ Sa........ ô............ Ta........ ô............ Ta........ ô............ Ta........ ô............ Me........ ô............ Me........ ô............ Me........ ô............ Te........ ô............ Te........ ô............ Te........ ô............ Nad........ ô............ Nad........ ô............ Nad........ ô............ OSTMA, OSTA, OSTAN - покупать
P.S. Вся вышеизложенная информация сведена в таблицу - см. приложение 2.7. Парочка дополнений к этим правилам - в упр. 102 и 103.
Harjutus 95. * VAREM - раньше, ранее. Заполните пробелы: PRAEGU... VAREM... elan ma Narvas. ô elasin ma Jaanilinnas. ô ä ä relinnas tö ö tame me erafirmas. ô................ me............. ô metsas asub see kesklinnas. ô................ see............. ô bussiga õ pivad nad ü likoolis. ô................ nad............. ô vasakule sõ idad sa autoga. ô................ sa............. ô vabrikus jalutate te pargis. ô................ te............. ô Jaanilinnas pö ö rab ta paremale. ô................ ta............. ô keskkoolis
Harjutus 96. * Встречаются старые приятели: - Tere pä evast! - Tere! - Kuidas kä si kä ib? - Pole viga... Зачастую уже после этих слов возникает тягостная пауза, когда говорить не о чем, а просто уйти - невежливо. Что ж - и светское, и советское воспитание предполагают в подобной ситуации беседу хотя бы о погоде: ILM, ILMA, ILMA - погода. Какая погода сегодня? Очевидно, что ответ будет зависеть от совокупности погодных факторов, таких, как ¤ PÄ IKE, PÄ IKESE, PÄ IKEST - солнце ¤¤ TUUL, TUULE, TUULT - вете𠤤¤ SADEMED - осадки. И т.п. Начинать надо с простого, поэтому ими пока в нижеследующей таблице и ограничимся. Более подробная таблица приведена в дополнениях к главе 18.
VIHM, VIHMA, VIHMA - дождь SOE, SOOJA, SOOJA - тёплый LUMI, LUME, LUND - снег RAHE, RAHE, RAHET - град KÜ LM, KÜ LMA, KÜ LMA - холодный
1. Повторите упр. 55. Mis pä ev on tä na? -............................... Milline ilm on tä na? - 1..................... ilus..........: .......................................................................................................... - 2..................... halb..........: ..........................................................................................................
2. EILE - вчера Eile.......... pä ike ja........... nõ rk tuul. Ü LEEILE - позавчера Ü leeile....... vihma ja....... tugev tuul.
3. Повторите упр. 57. Jutustage, milline ilm on meil tavaliselt suvel (sü gisel, talvel, kevadel).
Tavaliselt on suvel ilus ilm, pä ike pais- ô Tavaliselt on sü gisel............ tab, on soe, puhub nõ rk tuul, ei saja. ô..................................................... Kuid vahel on kü lm, sajab vihma võ i ô Kuid vahel............................... rahet. ô..................................................... ------ ------ ------ ------ ------ ------ ------ ------ ------ ------ ------ ------ ------ ------ ------ ------ ------ ------ Tavaliselt on talvel........................ ô Tavaliselt on kevadel........... ........................................................... ô..................................................... Kuid vahel...................................... ô Kuid vahel.............................. ........................................................... ô....................................................
Harjutus 97. * В жизни, конечно, всякое случается, но отдел кадров наверняка удовольствуется Вашей автобиографией, если в ней будут отражены следующие события: 1. SÜ NDIMA, SÜ NNIN - рождаться, родиться Kus te olete sü ndinud*? - (в Тарту)...................................... Millal (mis aastal) te olete sü ndinud? - (в 1954 г.).................. 2. Глагол MINEMA, LÄ HEN спрягается в имперфекте следующим образом:
И не всё ли равно - почему так? Он ведь такой - единственный. Millal te lä ksite kooli? - (в 1961 г.)............................... ............................................................................. 3. LÕ PETAMA, LÕ PETAN - заканчивать кончать окончить Millal te lõ petasite kooli? - (в 1971 г.)........................... ............................................................................. 4. ASTUMA, ASTUN - поступать вступать шагать Millal te astusite instituuti? - (в 1974 г.)........................... Millal te lõ petasite instituudi? - (в 1979 г.)........................ Mis aastast mis aastani te õ ppisite instituudis? - (с 1974 г. по 1979 г.)................................................. .............................................................................. Какое длинное и нудное упражнение! Буквочки-цифрочки - глазу не на чем отдохнуть. А хочется, чтобы всё, как у людей - и чтоб книжечка была с картинками... Решено. Прервёмся. Внимание! TÄ HELEPANU! Смертельный номер - иллюстрация! Исполняется впервые. * См. стр. 33.
Harjutus 98. * Отчаянно влюблённый десятиклассник посвятил своей пассии со- чинение, в котором наделал кучу ошибок. Двойка неотвратима, не спасёт даже прекрасный портрет любимой, выполненный им же, если только Вы не поможете ребёнку, исправив эти ошибки. " See (juhtusin) sellel suvel Narva-Jõ esuus. Ma (kä is) iga pä ev rannas. (Paistma) pä ike, (puhuma) nõ rk tuul. Ma (pä evitas) ja (suples). Ü hel ilusal pä eval ma (tutvus) rannas Annega. " Kuidas kä si kä ib? " (kü sis) mina. " Pole viga, " (vastasite) Anne. " Ilus tü druk! " (mõ tles) mina ja me (minema) jä ä tist sö ö ma. Anne (jutustasite) mulle, et tema vanemad (ko- lis) Narva kevadel, mais. Varem (elasid) nende perekond Paides. Seal Anne (sü ndisin) ja (lõ peta- sin) kooli. Aga sellel aastal (astusite) ta Narva Kõ rgkooli. " Tark tü druk! " (mõ tles) mina ja (ostis) veel jä ä tist. Nii mö ö duski suvi. Hea ilmaga (jalutasid) me metsas, (kä isid) rannas. Halva ilmaga, kui (sada- ma) vihma, (kuulas) me kodus muusikat, (vaatas) telerit. Veel (õ ppima) ma eesti keelt - ausõ na! ". JUHTUMA, JUHTUN - случаться, происходить, произойти TUTVUMA, TUTVUN - знакомиться, ознакомляться KÜ SIMA, KÜ SIN - спрашивать, спросить VASTAMA, VASTAN - отвечать, ответить соответствовать MÖ Ö DUMA, MÖ Ö DUN - проходить, пройти, миновать AUSÕ NA - честное слово
Harjutus 97. * (Продолжение) 5. KOLIMA, KOLIN - переселяться, переезжать Millal te kolisite Narva(4)? - (в 1982 г.).......................... ............................................................................ 6. ABIELLUMA, ABIELLUN - вступить в брак Millal te abiellusite? - (в 1985 г.)........................ Millal te teist korda abiellusite? - (в 1990 г.)........................ Millal te kolmandat korda abiellusite? - (в 1995 г.)................ 7. ABIELU LAHUTAMA, LAHUTAN - расторгать брак Millal te esimest korda abielu lahutasite? - (в 1988 г.).............. Millal te teist korda abielu lahutasite? - (в 1993 г.)..................
15.2. Об отрицательной форме имперфекта. Отрицательные формы простого прошедшего времени образу-ются при помощи слова EI (не) и причастия на -NUD. Такое определение даёт грамматика. Но как найти это самое причастие на -NUD, интересующее нас пока не само по себе, а как составная часть отрицательной формы имперфекта? Обычно*оно образуется при помощи основыDA-инфинитива и признака причастия прошедшего времени -NUD.
Harjutus 99. * Повторите упр. 92. Заполните таблицу:
Harjutus 100. * Особого внимания требуют глаголы, у которых основы MA-инфинитива и DA-инфинитива не идентичны. Найдите такие глаголы в упр.92 (их там 6) и проспрягайте их в имперфекте: võ imle ma, võ imel da....,.........,.........,.........,.........,... Ma võ imle sin................................................ Sa............................................................... Ta............................................................... Me............................................................... Te............................................................... Nad............................................................... ei võ imel nud................................................
Harjutus 101. * Один и тот же человек годами призывает молодёжь брать с него пример, но в 1982 г., рассказывая о своей * Но, к сожалению, не со всеми глаголами это возможно. Поэтому для отдельных глаголов форма причастия на -NUD даётся в словаре дополнительно к формам MA-инф., DA-инф. и 1 л. ед.ч. жизни, использует глаголы в утвердительной форме имперфектa, а в последние годы - те же глаголы в отрицательной форме. Заполните пробелы, подобрав необходимый по контексту глагол.
|