Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические механизмы формирования деятельности






Деятельность осуществляется с помощью системы раз­нообразных действий. Действие может служить элементом анализа деятельности, т. е. наименьшей подсистемой, со­храняющей все характеристики целого и неделимой на бо­лее мелкие части. Действие — относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение оп­ределенной, промежуточной для деятельности в целом и осознаваемой цели. Действие может быть как внешним, вы­полняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполня­емым во внутреннем плане.

Несмотря на включенность в деятельность, действие — относительно самостоятельный процесс.. В разных видах труда действия различаются, но имеют и общие признаки:

• целесообразность (целенаправленность);

• адекватность текущему состоянию объекта труда;

• полиэффектность (возможность выполнения одного дей­ствия с помощью различных групп мышц);

• определенное соотношение автоматических (фиксиро­ванных) и перестраивающихся (изменчивых) компонентов;

• общественная обусловленность трудовых действий.

Действия классифицируются:

• по виду психической деятельности (мнемические, интел­лектуальные, перцептивные);

• по степени осознанности (волевые, импульсивные);

• по принадлежности виду деятельности (трудовые, учеб­ные, игровые, общения).

Существуют специальные классификации действий тру­довой деятельности. По своим целям они делятся на дей­ствия:

ориентировочные — по определению цели и условий де­ деятельности, выяснению средств и путей достижения целей. Ориентировочные действия бывают двух видов — теоретические, которые направлены на получение необходимой ин-формации для выработки рабочей гипотезы, определяющей цель, процесс и результат деятельности; практические, ко-торые включаются в исполнительские с целью контроля и оценки процесса деятельности и его соответствия общей цели;

• исполнительские — последовательно реализующие общую цель деятельности;

• корректировочные — действия поправок, уточнений, изменений, информационные действия об ошибках;

• завершающие — связанные с проверкой качества выпо-нения всех действий на завершающем этапе деятельности по их результатам.

С точки зрения психологического анализа деятельности и действия как элемента анализа, целостное действие имеет следующую структуру:

• ориентировочная основа;

• исполнительская часть;

• контролирующий эталон.

Соответственно критериями действия будут:

• уровень выполнения;

• обобщенность;

• сокращенность;

• степень освоенности.

Формируется устойчивая система приемов, способов, ориентиров, стремлений, уровней достижений в выполнении деятельности. Это индивидуальный стиль деятельности — система деятельности, сформированная на основе индиви­дуальных особенностей личности. Индивидуальный стиль деятельности является устойчивым и эффективным приспо­соблением личности к действительности.

Системообразующим фактором деятельности является вектор «мотив—цель». Вокруг него выстраиваются основные функциональные блоки: мотивов деятельности; целей дея­тельности; программы деятельности; информационной ос­новы деятельности; принятия решения; профессионально важных качеств.

Процесс формирования психологической системы деятель­ности называется системогенезом. В ходе системогенеза оп­ределяется компонентный состав системы, устанавливаются функциональные взаимосвязи, развиваются отдельные ком­поненты.

Для оценки эффективности трудовой деятельности ис­пользуют параметры: производительность, качество, надеж­ность. Цель и результат оцениваются со стороны качествен­ных и количественных показателей. Конкретный путь достижения цели — это способ деятельности. Каждое дей­ствие выступает как подсистема общей психологической системы деятельности и может служить элементом ее ана­лиза. Процесс освоения отдельных действий подчиняется общим закономерностям системогенеза. Основные из них — гетерохронность и неравномерность формирования компо­нентов системы деятельности.

Освоение отдельных действий носит неравномерный харак­тер. Различные действия в общей структуре деятельности фор­мируются в разном темпе и качестве. На определенном этапе освоения деятельности некоторые действия могут достигать требуемого профессионального уровня, а другие значительно отставать. Наблюдаются различия в интенсивности роста по­казателей эффективности при освоении различных действий у одного и того же лица. Гетерохронность развития различ­ных действий необходимо учитывать при моделировании и освоении деятельности. Например, в ходе освоения деятель­ности необходимо добиться определенного уровня производи­тельности, качества и надежности в целом. Но в процессе ре­ального бсвоения вначале достигается определенный уровень по одному показателю и по какой-либо группе действий, а по­том подтягиваются другие действия и показатели.

Трудовая деятельность существует в цепи действий. Од­нако практическое выполнение деятельности связано с кон­кретными способами выполнения этих действий. Например, в деятельности шитья существует действие прикрепления пуговицы. Его можно выполнить вручную с помощью игол­ки и нитки, машиной, автоматом, приклеить пуговицу и т. д. Все это будут разные способы выполнения действия прикреп­ления к ткани пуговицы. Конкретный способ, которым вы­полняется действие, называется операцией. Действие транс­формируется в операцию. Одна и та же цель действия может быть достигнута в разных условиях, поэтому одно действие реализуется разными операциями.

 

Операция — это способ, каким выполняется действие. Она определяется не самой целью, а условиями, в которых дана цель. Операция представляет собой систему движе­ний, из которых состоит действие при подчинении их кон­кретной задаче. Формирование операции происходит по­этапно. Общим механизмом формирования операции является:

• обобщение исходного действия;

• его поэтапная интериоризация;

• автоматизация;

• перевод в более сложное действие.

Выделяют производственную операцию и рабочее движе­ние. Производственная операция — наименьшая относитель­но законченная часть технологического процесса, осуществ­ляемая с единой производственной целью, на одном рабочем месте, одним рабочим или группой, при помощи однотип­ных инструментов, приспособлений и сочетаний трудовых приемов. Производственные операции делятся на основные (направленные на заданное преобразование предмета труда) и вспомогательные (обеспечивающие условия для такого преобразования).

При изучении операций, выполняемых группой лиц, при­меняют методы социальной психологии. Полученные дан­ные используются при проектировании трудовой деятельно­сти. Операции реализуются через движения. Движение — это конкретное исполнение операций. Они определяются траекторией, темпом, скоростью и силой.

Рабочие (трудовые) движения входят в процесс труда как способ его осуществления. Выделяют следующие группы

движений: основные, поправочные, дополнительные, ава­рийные, лишние, ошибочные, экономные-неэкономные.

С помощью движений реализуются, прежде всего, пред­метные действия. Анализ многочисленных предметных дей­ствий показывает, что все они складываются из трех отно­сительно простых движений: взять (поднять), переместить, отпустить. Кроме этого, в психологии принято выделять и другие виды движений: речевые, соматические, выразитель­ные, локомоторные и др.

Во всех случаях необходима координация и согласован­ность движений друг с другом. Выделяют три основных па­раметра трудовых движений: силовой, пространственный, временной. По мере развития техники движения становятся все более дозированными. Крупные силовые движения дро­бятся на более мелкие, вплоть до появления микродвижений.

Каждое рабочее движение, которым реализуется психо­моторный процесс, имеет три стороны: механическую, фи­зиологическую, психологическую.

Учитывая структуру движения и необходимость соответ­ствия этой структуре рабочей зоны, на рабочих местах раз­личают:

• сенсорное поле — элементы рабочего места, информаци­онно воздействующие на анализаторы человека;

• моторное поле — элементы рабочего поля, на которое мо­жет быть направлено двигательное воздействие работника.

Во всех случаях необходима координация движений и со­гласованность их друг с другом. Анализ рабочих движений человека показывает, что они зависят от тренированности человека и от конкретной профессиональной деятельности.

Тема 3. Лекция






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.