Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация специальностей






Многообразие специальностей, вызванное бурным развитием науки и техники, а также изменившимися социально-экономическими условиями в стране, обусловливает острую необходимость в систематизации имеющихся сведений о профессиях. Основную роль в этом должна сыграть классификация профессий.

Научно обоснованная классификация специальностей – одно из главных условий более продуктивного решения задач, связанных, в частности, с совершенствованием системы формирования профессиональной пригодности работников, с планированием и проведением мероприятий по поддержанию необходимого уровня производительности труда и качества работы специалистов разного профиля, с проектированием новых профессий и т. д.

Сущностью классификации специальностей является их группирование по общности основных объективных признаков, элементов деятельности. Такими общими признаками, критериями различия специальностей по классам, группам, категориям и т.д. являются:

  • техника;
  • способы осуществления деятельности;
  • психологические признаки деятельности;
  • условия деятельности (географические, климатические, на земле или под землей, на воде или под водой, в воздухе, в одиночку, в группе и т.д.);
  • трудовые функции;
  • знания, навыки, умения.

Классифицировать специальности можно и по второстепенным признакам (выделить в особую группу какую-то совокупность специальностей, отличающихся особой романтичностью, например, летчиков, моряков, географов, топографов, геодезистов). Такая классификация считается искусственной, так как она группирует профессии и специальности по признакам личностного эстетического их восприятия, а оно, как известно, в большей мере индивидуализировано и конкретно.

Возможна классификация профессий по уровню популярности среди молодежи, по степени их универсальности, то есть применимости в различных отраслях народного хозяйства, по срокам службы и работы их носителей, по времени их возникновения (старые, традиционные или новые, современные), по алфавиту.

Существует медико-физиологическая классификация труда по тяжести, которая разработана ВНИИ труда.

Каждая из этих и любых иных классификаций имеет конкретное предназначение: одна - для целей профориентации молодежи, другая – для целей прогнозирования профессиональной пригодности, выявления профессиональных противопоказаний, третья – для целей профессиональной подготовки, составления учебных программ, четвертая – для целей обоснования повышения оплаты труда, исчисления стажа работы.

Так, в зависимости от конкретной цели классификации среди профессий можно выделить самые разные, подчас неожиданные их группы. Например, существуют профессии:

· связанные с выполнением обязанностей в закрытых, замкнутых подземных или подводных сооружениях;

· требующие совершенного знания одного или нескольких редко встречающихся иностранных языков;

· связанные с постоянным пребыванием за границей;

· отличающиеся особыми требованиями к антропометрическим данным людей: росту, весу и другим особенностям;

· требующие зоркости ночного видения (качества, необходимые пограничникам, несущим службу в Заполярье и др.);

· требующие устойчивости к горной болезни, владения техникой скалолазания и работы на больших высотах;

· требующие большой физической силы и выносливости (спасатели, горнорабочие и т.д.).

Классифицировать специальности можно также по-разному. Здесь возможностей группирования по различным признакам еще больше, чем в случае с профессиями.

Важнейшим в практическом плане критерием является критерий классификации специальностей сформулированный Ю.Я. Киршиным. В соответствии с этим критерием специальности делятся на

· основные,

· вспомогательные,

· обеспечивающие

· обслуживающие.

Работники основных специальностей непосредственно осуществляют деятельность и получают конкретный, конечный результат (летчики).

 

Функция вспомогательных специалистов (администраторы, водители и т.п.) – оказывать непосредственную помощь персоналу основных специальностей в выполнении задачи.

Обеспечивающие специалисты создают благоприятные условия для действий как при подготовке, так и в выполнения деятельности. Они осуществляют поиск и обработку информации, производят топографические и инженерные работы, несут охрану.

Обслуживающие специалисты занимаются инженерно-техническим и медицинским обеспечением: это специалисты службы дорог, службы горюче-смазочных материалов, медицинской службы т.д.

Хотя границы между данными категориями специальностей условны, тем не менее, предложенная классификация необходима для правильного решения вопроса укомплектования штатов организации.

Как показывает опыт построения психологических специальностей, в интересах системного решения вопросов профотбора и рационального распределения персонала необходимо выполнить ряд условий.

Во-первых, разрабатываемая классификация должна быть строго психологической, то есть единственным критерием классификации, наиболее полно отвечающим ее целевым установкам, может быть только сходство требований различных видов деятельности к индивидуально-психологическим характеристикам специалиста, иначе, сходство профессионально важных качеств.

Во-вторых, каждый класс должен иметь свой строго определенный психологический образ (или область пригодности), то есть совокупность качеств, в одинаковой степени профессионально важных для всех вошедших в него специальностей.

В-третьих, классификация должна быть однозначной и удобной для практического применения. В противном случае реальная процедура распределения становится крайне затруднительной. В то же время классификация, создаваемая для целей рационального распределения кадров, должна охватывать все специальности исследуемого множества, а не только те из них, которые требуют проведения профессионального отбора.

В-четвертых, классификация не должна носить умозрительный характер, она должна строиться на результатах эмпирического изучения всех видов деятельности, подлежащих сравнительному анализу и группировке.

 

Процедура построения классификации складывается из трех этапов:

· психологического изучения специальностей и составления совокупности признаков (профессионально важных качеств), характеризующих каждый вид деятельности;

· интерпретации полученных описаний и разнесения их по группам в соответствии с критерием однородности;

· проверки разработанной классификации специальностей.

 

При выявлении сходства или различия между профессиями основными методами анализа являются содержательно-психологический, структурный и генетический.

Содержательно-психологический анализ строится на выделении внутри общей структуры профессионально важных для каждой отдельной специальности качеств ряда самостоятельных компонентов:

сенсорно-перцептивного (качества восприятия, внимания) – преобладает в деятельности, связанной главным образом с получением и первичной оценкой информации и предъявляющей особенно высокие требования к сфере восприятия;

гностического, или интеллектуального (качества памяти и мышления) – характеризует деятельность, основное содержание которой составляет процесс обработки информации, принятия решений, производства вычислений и т.п.;

моторного (качества психомоторики и речи) – необходим в деятельности, где наибольший удельный вес имеют исполнительские действия и наиболее высокие требования предъявляются к качествам психомоторики и речи;

личностного – имеет место в деятельности, которая предъявляет повышенные требования к собственно личностным характеристикам специалиста и в которой в состоянии наибольшей активации находятся качества эмоциональной, волевой, мотивационной сфер, организаторские способности и т.п.

Структурный анализ позволяет выделить в составе различных подразделений (отделов, служб, цехов) и сравнивать между собой по психологическому критерию специальности, связанные с решением однотипных задач. В этом случае раздельно сравниваются психограммы руководителей, администраторов, операторов, водителей и т.д.

С помощью генетического анализа прослеживается динамика исторических изменений в системе взаимосвязей человека с различными средствами труда и в содержании решаемых задач, выделяются генетические связи между видами профессиональной деятельности.

Задача генетического анализа – не просто проследить количественное нарастание сложности профессионального труда, а выявить качественные переходы в динамике изменения средств и форм деятельности и с учетом этих переходов определить последовательность и логику образования новых классов специальностей с новыми требованиями к различным группам индивидуально-психологических характеристик человека.

 

Исходя из перечисленных выше требований к классификации и последовательности ее построения, в итоге удалось установить степень существующего сходства между различными видами профессиональной деятельности по содержанию требований к индивидуально-психологическим качествам человека и разместить все изученные специальности в определенной иерархической системе классов, удобной для организации распределения персонала организации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.