![]() Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация специальностей
Многообразие специальностей, вызванное бурным развитием науки и техники, а также изменившимися социально-экономическими условиями в стране, обусловливает острую необходимость в систематизации имеющихся сведений о профессиях. Основную роль в этом должна сыграть классификация профессий. Научно обоснованная классификация специальностей – одно из главных условий более продуктивного решения задач, связанных, в частности, с совершенствованием системы формирования профессиональной пригодности работников, с планированием и проведением мероприятий по поддержанию необходимого уровня производительности труда и качества работы специалистов разного профиля, с проектированием новых профессий и т. д. Сущностью классификации специальностей является их группирование по общности основных объективных признаков, элементов деятельности. Такими общими признаками, критериями различия специальностей по классам, группам, категориям и т.д. являются:
Классифицировать специальности можно и по второстепенным признакам (выделить в особую группу какую-то совокупность специальностей, отличающихся особой романтичностью, например, летчиков, моряков, географов, топографов, геодезистов). Такая классификация считается искусственной, так как она группирует профессии и специальности по признакам личностного эстетического их восприятия, а оно, как известно, в большей мере индивидуализировано и конкретно. Возможна классификация профессий по уровню популярности среди молодежи, по степени их универсальности, то есть применимости в различных отраслях народного хозяйства, по срокам службы и работы их носителей, по времени их возникновения (старые, традиционные или новые, современные), по алфавиту. Существует медико-физиологическая классификация труда по тяжести, которая разработана ВНИИ труда. Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки: SEO, Трафик и SMM.
SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием.
Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок. — Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта. — Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы). — SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание. SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение Каждая из этих и любых иных классификаций имеет конкретное предназначение: одна - для целей профориентации молодежи, другая – для целей прогнозирования профессиональной пригодности, выявления профессиональных противопоказаний, третья – для целей профессиональной подготовки, составления учебных программ, четвертая – для целей обоснования повышения оплаты труда, исчисления стажа работы. Так, в зависимости от конкретной цели классификации среди профессий можно выделить самые разные, подчас неожиданные их группы. Например, существуют профессии: · связанные с выполнением обязанностей в закрытых, замкнутых подземных или подводных сооружениях; · требующие совершенного знания одного или нескольких редко встречающихся иностранных языков; · связанные с постоянным пребыванием за границей; · отличающиеся особыми требованиями к антропометрическим данным людей: росту, весу и другим особенностям; · требующие зоркости ночного видения (качества, необходимые пограничникам, несущим службу в Заполярье и др.); · требующие устойчивости к горной болезни, владения техникой скалолазания и работы на больших высотах; · требующие большой физической силы и выносливости (спасатели, горнорабочие и т.д.). Классифицировать специальности можно также по-разному. Здесь возможностей группирования по различным признакам еще больше, чем в случае с профессиями. Важнейшим в практическом плане критерием является критерий классификации специальностей сформулированный Ю.Я. Киршиным. В соответствии с этим критерием специальности делятся на · основные, · вспомогательные, · обеспечивающие · обслуживающие. Работники основных специальностей непосредственно осуществляют деятельность и получают конкретный, конечный результат (летчики).
Функция вспомогательных специалистов (администраторы, водители и т.п.) – оказывать непосредственную помощь персоналу основных специальностей в выполнении задачи. Обеспечивающие специалисты создают благоприятные условия для действий как при подготовке, так и в выполнения деятельности. Они осуществляют поиск и обработку информации, производят топографические и инженерные работы, несут охрану. Обслуживающие специалисты занимаются инженерно-техническим и медицинским обеспечением: это специалисты службы дорог, службы горюче-смазочных материалов, медицинской службы т.д. Хотя границы между данными категориями специальностей условны, тем не менее, предложенная классификация необходима для правильного решения вопроса укомплектования штатов организации. Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
Попробуйте сервис онлайн-записи VisitTime на основе вашего собственного Telegram-бота:— Разгрузит мастера, специалиста или компанию; — Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой; — Разошлет оповещения о новых услугах или акциях; — Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет; — Позволит записываться на групповые и персональные посещения; — Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам; — Включает в себя сервис чаевых. Для новых пользователей первый месяц бесплатно. Зарегистрироваться в сервисе Как показывает опыт построения психологических специальностей, в интересах системного решения вопросов профотбора и рационального распределения персонала необходимо выполнить ряд условий. Во-первых, разрабатываемая классификация должна быть строго психологической, то есть единственным критерием классификации, наиболее полно отвечающим ее целевым установкам, может быть только сходство требований различных видов деятельности к индивидуально-психологическим характеристикам специалиста, иначе, сходство профессионально важных качеств. Во-вторых, каждый класс должен иметь свой строго определенный психологический образ (или область пригодности), то есть совокупность качеств, в одинаковой степени профессионально важных для всех вошедших в него специальностей. В-третьих, классификация должна быть однозначной и удобной для практического применения. В противном случае реальная процедура распределения становится крайне затруднительной. В то же время классификация, создаваемая для целей рационального распределения кадров, должна охватывать все специальности исследуемого множества, а не только те из них, которые требуют проведения профессионального отбора. В-четвертых, классификация не должна носить умозрительный характер, она должна строиться на результатах эмпирического изучения всех видов деятельности, подлежащих сравнительному анализу и группировке.
Процедура построения классификации складывается из трех этапов: · психологического изучения специальностей и составления совокупности признаков (профессионально важных качеств), характеризующих каждый вид деятельности; · интерпретации полученных описаний и разнесения их по группам в соответствии с критерием однородности; · проверки разработанной классификации специальностей.
При выявлении сходства или различия между профессиями основными методами анализа являются содержательно-психологический, структурный и генетический. Содержательно-психологический анализ строится на выделении внутри общей структуры профессионально важных для каждой отдельной специальности качеств ряда самостоятельных компонентов: сенсорно-перцептивного (качества восприятия, внимания) – преобладает в деятельности, связанной главным образом с получением и первичной оценкой информации и предъявляющей особенно высокие требования к сфере восприятия; гностического, или интеллектуального (качества памяти и мышления) – характеризует деятельность, основное содержание которой составляет процесс обработки информации, принятия решений, производства вычислений и т.п.; моторного (качества психомоторики и речи) – необходим в деятельности, где наибольший удельный вес имеют исполнительские действия и наиболее высокие требования предъявляются к качествам психомоторики и речи; личностного – имеет место в деятельности, которая предъявляет повышенные требования к собственно личностным характеристикам специалиста и в которой в состоянии наибольшей активации находятся качества эмоциональной, волевой, мотивационной сфер, организаторские способности и т.п. Структурный анализ позволяет выделить в составе различных подразделений (отделов, служб, цехов) и сравнивать между собой по психологическому критерию специальности, связанные с решением однотипных задач. В этом случае раздельно сравниваются психограммы руководителей, администраторов, операторов, водителей и т.д. С помощью генетического анализа прослеживается динамика исторических изменений в системе взаимосвязей человека с различными средствами труда и в содержании решаемых задач, выделяются генетические связи между видами профессиональной деятельности. Задача генетического анализа – не просто проследить количественное нарастание сложности профессионального труда, а выявить качественные переходы в динамике изменения средств и форм деятельности и с учетом этих переходов определить последовательность и логику образования новых классов специальностей с новыми требованиями к различным группам индивидуально-психологических характеристик человека.
Исходя из перечисленных выше требований к классификации и последовательности ее построения, в итоге удалось установить степень существующего сходства между различными видами профессиональной деятельности по содержанию требований к индивидуально-психологическим качествам человека и разместить все изученные специальности в определенной иерархической системе классов, удобной для организации распределения персонала организации.
|