Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первый ярус классификации (типы профессий).






В соответствии с объектом труда выделяются пять типов:

Человек – живая природа ( П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.

Человек – техника (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.

Человек – человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.

Человек – знаковая система (3). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.

Человек – художественный образ (X). Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.

Классификация по первому ярусу используется в опросниках " Определение профессиональной готовности (ОПГ)" и " Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)".

 

Второй ярус классификации (классы профессий)

 

Гностические профессии (Г) (от древнегреч. " гнозис" - знание). Примеры:

· в типе " человек - природа" – контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая;

· в типе " человек – техника" – пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники;

· в типе " человек – человек" – судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог;

· в типе " человек – знаковая система" – корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор;

· в типе " человек – художественный образ" – искусствовед, музыковед, театровед.

 

Преобразующие профессии (П).

Примеры:

· в типе " человек - природа" – мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер;

· в типе " человек - техника" – слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана;

· в типе " человек - человек" – учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод;

· в типе " человек - знаковая система" – чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер;

· в типе " человек - художественный образ" – цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.

 

Изыскательские профессии (И).

Примеры:

· в типе " человек - природа" – летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь;

· в типе " человек - техника" – раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор;

· в типе " человек - человек" – воспитатель, организатор производства, организатор торговли;

· в типе " человек - знаковая система" – программист, математик;

· в типе " человек - художественный образ" – художник по проектированию интерьера, композитор.

 

Третий ярус классификации (отделы профессий)

По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:

 

Профессии ручного труда (Р).

Примеры:

· в классе гностических профессий – лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант;

· в классе преобразующих профессий – ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец.

· В классе изыскательских профессий ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора.

 

Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А): оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.

Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). Здесь имеются в виду психологические средства труда - разного рода мысленные эталоны (например, у акробата - мысленный образец последовательности действий, у дирижера - образные эталоны и т.д.).

 

Четвертый ярус классификации (группы профессий)

Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, " комнатным" (б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ПК.

Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции.

Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.

Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м): воспитатель детского сада, учитель, следователь.

На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориентации Дж.Холланд выделяет шесть профессионально ориентированных типов личности:

  • реалистический,
  • интеллектуальный,
  • социальный,
  • конвенциональный (ориентированный на общепринятые нормы и традиции),
  • предпринимательский,
  • художественный.

Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду:

  • реалистический тип - на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств,
  • интеллектуальный - на умственный труд,
  • социальный - на взаимодействие с социальной средой,
  • конвенциональный - на четко структурированную деятельность,
  • предпринимательский - на руководство людьми и бизнес,
  • художественный - на творчество.

Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.