Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие профессиографии в психологии. Технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям






Технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психологическим возможностям человека получила название профессиографии.

На современном этапе развития профессиография представляет со­бой самостоятельный раздел психологии труда, изучающий составляющие компоненты трудового процесса: субъект труда; предмет труда; орудия и условия труда. Профессиография охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности - социальные, социально-экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические и социально-психологические. Направление, глубина изучения профес­сии зависят от цели. В психологии труда можно выделить следующие цели изучения профессии:

1. Проектирование новых технических систем и модификация про­изводства;

2. Аттестация рабочих мест;

3. Проектирование новых профессий и специальностей;

4. Совершенствование профессионального образования;

5. Профориентация и профотбор;

6. Специальное научное исследование.

Профессиографический подход к изучению психологических особенностей профессиональной деятельности включил в себя следующие компоненты: схемы изучения профессиональной деятельности; комплекс методов изучения, анализа и экспериментального исследования профессиональной деятельности; правила организации экспериментального исследования в профессиографии.

Схемы профессиографирования позволили осуществлять сбор, описание и систематизацию материала о профессиональной деятельности и ее организации, а также анализировать ее с разных сторон: социально-экономической, психофизиологической и др. Схемы представляют собой своеобразную программу исследования профессиональной деятельности, включающую перечень вопросов.

Е.М. Иванова выделяет несколько схем профессиографирования. С позиции субъекта труда выделяется схема, включающая в себя:

  • объективные характеристики субъекта труда (здоровье, стаж, об­разование, успешность работы);
  • социальная когнетивно-мотивационная структура (информиро­ванность о социальной значимости профессии, информированность о своей роли в обществе, осознание себя членом профессиональной сре­ды);
  • профессиональная когнетивно-мотивационная структура (знание о трудовом процессе в целом, знание предмета, целей, условий и задач процесса труда, личностное отношение к труду как к процессу и как к результату);
  • операторная психологическая структура «отдельной» деятельно­сти (выделение цели, способность выполнять действия и операции);
  • эмоционально-волевая структура субъекта труда (индивидуаль­ный стиль деятельности, функциональное состояние субъекта труда).

С позиции объекта труда выделяют следующие аспекты описания:

  • история и перспективы развития данного трудового процесса (аспекты социально-экономического прогресса);
  • социальная структура и направленность объекта труда (социаль­но-технические и социально-экономические характеристики объекта труда);
  • структура трудового процесса (предмет труда, структура условий труда);
  • операционально-техническая структура труда (операционально­технические действия, правила использования трудовых действий).

Профессиография включает комплекс методов изучения профес­сиональной деятельности. Результатом описания профессиональной деятельности выступает профессиограмма.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.