Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Песнь Третья






Э ма хо! Теперь слушайте дальше, все мои лучшие, возлюбленные сыновья и дочери!

Не имеет значения, какую систему упражнения ума вы практикуете: пока вы не осознали природу вашего ума, отрубив его корень, вы упускаете суть Просветления.

 

Заблудившийся искатель, не видящий самого важного, подобен лучнику, который помещает перед собой мишень только для того, чтобы выпустить стрелу в другом направлении. Он подобен домохозяину, ищущему снаружи вора, который всё ещё в доме, подобен заклинателю, ставящему торма для духов у западной двери, в то время как демон ждёт его на востоке, подобен бедняку, который просит подаяния, не видя, что его очаг сделан из золота.

 

Поэтому, мои возлюбленные дети, вы, кто хочет избавиться от разочарований и тревог жизни с помощью прямого метода обнаружения природы ума, исследуйте свой ум следущим образом.

 

То, что мы называем умом – надоедливый болтун, скачущий, резвящийся и прыгающий вокруг. Попытайтесь поймать его, и он ускользнёт, изменяя форму или исчезая. Попытайтесь сосредоточиться на нём, и он не останется спокойным, разрастаясь и рассеиваясь. Попытайтесь прицепить к нему ярлык, и он рассыплется в невыразимую словами пустоту. Но это и есть тот самый ум, который испытывает переживания всего разнообразия человеческих чувств, тот ум, который должно тщательно исследовать.

 

Во-первых, каков источник этого ума? Зависит ли он от внешних объектов: гор, скал, воды, деревьев и небесных ветров – или он независим от них? Спрашивая себя, откуда возникает ум, тщательно исследуйте эти возможности.

 

Или же обдумайте, берёт ли начало ум в детородных жидкостях ваших родителей, или нет? Если это так, исследуйте процесс, посредством которого это происходит. Продолжайте это исследование, пока оно не будет исчерпано и вы не признаете, что у ума нет начала.

 

И во-вторых, ответьте на вопрос: «Где ум находится сейчас?» Находится ли он в верхней или нижней части вашего тела, в ваших органах чувств, в ваших лёгких или сердце? Если он хранится в сердце, то в какой части сердца? Каковы его цвет и форма? Тщательно исследуйте настоящее местонахождение ума и его характеристики, пока не удостоверитесь, что их невозможно отыскать.

 

Наконец, исследуйте движение ума. Когда он движется, проходит ли он сквозь органы чувств? Мгновенно охватывая внешние объекты, вступает ли он с ними в физический контакт? Является ли это только деятельностью ума, или тело и ум участвуют в этом совместно? Исследуйте процесс восприятия.

 

Далее, когда возникает мысль и сопровождающая её эмоция, во-первых, исследуйте её источник. Во-вторых, найдите её настоящее расположение, её цвет, форму и любые другие свойства. Долго и упорно ищите ответы на эти вопросы. Наконец, когда мысль стихла и исчезла, куда она ушла? Внимательно исследуйте свой ум в поисках этих ответов.

 

Что происходит с умом во время смерти? Как он покидает тело? Куда он уходит? Детально обдумывайте эти вопросы и все их следствия.

 

Упорно продолжая ваше тщательное изыскание, исследуйте ум, пока вы не придёте к несомненному выводу, что он пуст, чист и невыразим словами, что он не существует как нечто реальное и свободен от рождения и смерти, прихода и ухода.

 

Бессодержательные утверждения и чужие метафоры – высказывания, такие как «Ум – это пустота!» – более чем бесполезны. Пока вы сами не знаете ответ, такие утверждения скорее вносят сомнения и колебания в ум. Это подобно категорическому утверждению, что тигры на самом деле живут в некой стране, где, как обычно считается, тигры вымерли. Остаются сомнение и неопределенность по этому вопросу. Когда вы осторожно исследовали ум и установили его природу, это подобно тому, как если бы вы побывали в тех самых долинах и холмах и, увидели собственными глазами, что тигров там действительно нет. После этого, если возникнет вопрос о существовании тигров в этом месте, вы не будете сомневаться в правильном ответе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.