Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Сегодня наш мир отчаянно нуждается в новом подходе к теме пристрастий






Сегодня наш мир отчаянно нуждается в новом подходе к теме пристрастий. Ему совершенно необходим более прогрессив­ный, более человечный и сострадательный путь к осознанию сил, лежащих в основе человеческих пристрастий и компульсивного, т. е. диктуемого пристрастиями поведения, чтобы най­ти простое, действенное, универсальное решение. Да, да, вы не ошиблись! Слушайте же внимательно все, желающие получить ответ!

Действительно, существуют решения и процессы, способ­ные облегчить жизнь тем, кто страдает от губительных при­страстий и других поведенческих дилемм. Эти решения доступ­ны и просты. Большинству из нас свойственна укоренившаяся привычка невероятно усложнять тему пристрастий, делать ее необычайно серьезной, тем самым обеспечивая постоянной ра­ботой несметную армию специалистов, институтов, государ­ственных организаций и разного сорта бизнесов.

Например, реклама помощи в избавлении от привычки к курению обещает уменьшить страстное влечение к курению, не объясняя, что же в действительности происходит и почему. От­каз разобраться в природе компульсивного, или зависимого по­ведения гарантирует вечно неразрешимую проблему. В дейс­твительности проблема не столь уж и сложна, и единственный вопрос, который мы должны себе задать, — это желаем ли мы найти решение своим проблемам или же просто хотим продол­жать перекраивать их, оправдывать, сетовать на них, бороться с ними или искать виновных.

Наша цель сейчас — пролить как можно больше света на тему пристрастий и указать на оптимальное и окончательное решение вместо множества решений временных. Так же как люди, живущие вблизи аэропортов, в конце концов, настраива­ются на шум и не слышат пролетающих над ними самолетов, мы не замечаем очевидного, поэтому если в наши планы входит обретение душевного покоя, то перенастройка неизбежна. Ко­нечно же, нам придется уступить очевидному факту, что всё большее и большее число людей пристрастно ко всё увеличива­ющемуся числу субстанций, действий или определенным точ­кам зрения и что большинство официально рекомендуемых решений неэффективно. Эти решения имеют дело с симптома­ми и иногда даже изменяют поведение, но они не обращаются к первопричине.

Иногда это уход сознательный, иногда подобное отклонение остается нераспознанным. Перенастройка, приводящая к пози­тивным изменениям, требует скорее желания сосредоточить внимание на нескольких излагаемых здесь идеях, чем каких-то особых умений или специального образования. Она требует взглянуть непредвзято на наше поведение и выбор, а не отри­цать их; она требует желания понять друг друга, а не отмахи­ваться с безразличием от большинства людей; она требует же­лания узнать, как протянуть руку истинной помощи. Заметьте, пожалуйста, руку помощи, а не вызволяющую руку и не караю­щую десницу. Она требует инициативы, а не ожидания благо­словения или одобрения экспертов и официальных лиц. Вас искренне приглашают присоединиться к нашему поиску.

В более молодые и, естественно, более самонадеянные годы я бурно отрицала бы нужду в любой информации о каких-либо пристрастиях. Ведь я не принадлежала к «тем», кто не выпуска­ют сигарету изо рта, к тем, кто злоупотребляют наркотиками или алкоголем, а посему пристрастия любого рода не входили в круг моих непосредственных забот. Верно? Вовсе нет. В течение многих лет постижения законов жизни я пришла к заключе­нию: прежде всего пристрастию, необходимо дать совершенно новое определение.

Многие из нас ошибочно верили, что единственно значимы­ми были влечения к наркотикам, табаку, алкоголю и пище. Мы презирали тех, кто употребляют наркотики, считая их слабыми и больными, хотя и сами были вовлечены в более социально приемлемые формы пристрастий. Совсем недавно список тен­денций, относящихся к пристрастиям, пополнился, включив в себя секс, обычные взаимоотношения, карточную игру, влече­ние к покупкам, работу и хобби. Горделивая наклейка на маши- m «Пристрастен к спорту, а не к наркотикам» демонстрирует полное непонимание того, что быть страстным спортсменом или болельщиком для миллионов людей есть самое настоящее пристрастие и что это не так уж и забавно.

Итак, что же представляет собой аддикция? American Herita­ge Dictionary определяет человека, которому свойственно то или иное пристрастие, как персону, «отдающую себя этому влече­нию вынужденно или по привычке». Мы же дадим ему новое определение как лицу, «использующему субстанции, действия или определенный способ общения с миром, чтобы оградить себя от страха, боли, ужаса, одиночества, чувств неадекватности и отчужденности». Любая аддикция служит всего одной цели: почувствовать себя лучше и предотвратить проникновение в сознание тревог и боли, стушевать нужду в исцелении. Необходимо понять, что именно общая для всех нас цель маскировки боли позволяет включить в категорию пристрастий такое большое число раз­личных элементов. (Слово «боль», используемое в книге, отно­сится к любому нарушению или отсутствию душевного ком­форта и равновесия, физического ли, эмоционального или не дифференцированного. Это также относится к отсутствию чувств радости, удовлетворенности, защищенности, безопас­ности и уверенности). Фактически, как мы увидим далее, почти всё, что мы делаем, все наши планы служат единственной цели: отвлечению внимания от самого главного чувства, лежащего в основе всех остальных: «что-то с нами не так; что-то непопра­вимо и навечно неладно».

Итак, слушайте внимательно. Желая жить в безопасности и покое, мы должны внимательно, отбросив всякую защиту, всмотреться в то, как мы проводим время, в свои действия и дела, которыми мы одержимы. Любая активность в этом мире по сути своей нейтральна. В нее включается всё, что составляет нашу ежедневную жизнь: работа, школа, хобби, взаимоотно­шения, воспитание детей, религиозные церемонии, разного ро­да поиски смысла и стремление к пониманию происходящего. Поскольку наша культура огульно рукоплещет тем, кто прово­дят на работе несметное количество часов, кто постоянно устремлены к высшей цели или же ищут дополнительной ин­формации, мы не видим двух всегда присутствующих и проти­воположных друг другу мотиваций во всем, что мы делаем, к чему стремимся и чего достигаем.

Мотивация нашей активности, а не сама активность опреде­ляет, разделяет ли она общую для всех пристрастий цель. Мы редко задаем себе простой вопрос: «Какова цель моей вовлечен­ности в подобную активность?» Для многих это неприятный или, по меньшей мере, озадачивающий вопрос, поскольку он помогает осознать отсутствие цели, преднамеренное решение не думать над содержимым наших мыслей, или же обнажает веру в то, что это содержимое никоим образом не соотносимо с чувствами и жизненными обстоятельствами.

Мы не замечаем своих мотиваций лишь потому, что не же­лаем их замечать. Мы предпочитаем оставаться в полном неве­дении относительно собственных мыслей, решений и привы­чек, чтобы избежать ответственности, интерпретируя ответ­ственность как обвинения или как тяжкую ношу.

Теперь, если человека, которому свойственно то или иное пристрастие, мы определим как лицо, использующее субстан­цию, людей или ситуацию с целью побега от внутренней трево­ги или боли, то станет абсолютно ясно, что в данную категорию входим мы все. По сути, каждый из нас пристрастен к чему-то или до некоторой степени подвержен одержимому или вынуж­денному поведению, ибо всем нам присущи некие шаблоны мышления и убеждений, которые приводят к эмоциональной, физической или душевной боли. Эта боль, спрятанная в тайни­ках наших разумов и оставленная там, чтобы разрастаться и терзать нас, есть коренная причина нашей постоянной нужды в растущем числе пристрастий.

Если при упоминании об этой единственной универсальной причине наших пристрастий вы почувствуете огорчение, это скажет о многом. И это прекрасно, ибо только установив кон­такт с нашей собственной тревогой, мы сможем двигаться дальше, кследующей фазе исцеления. Нельзя исцелить то, что мы отказываемся допустить в сознание. Вспомните поговорку «нет дыма без огня». Там, где присутствует огорчение или тревога обязательно прячется маскирующаяся под истину вера в то, что сама природа наша дефективна и недостойна. Эта книга бросает вызов подобному убеждению и представляет процесс, общий для всех, добрый и полезный, трагически превратно понятый. Потребность избавления от боли универсальна, и способ наше­го освобождения уже существует, ожидая только приятия, а не изобретения его.

Безоговорочное утверждение, что нам всем необходимо провести с собой кое-какую работу, поначалу огорчает и оби­жает, особенно когда мы приложили столько усилий, чтобы выглядеть «полноценными» в глазах мира. Именно в этот мо­мент многие заявляют —может быть, чуть поспешно, —что у них определенно нет никаких глубоко захороненных печаль­ных чувств, поэтому данная работа к ним не относится. Я гаран­тирую наличие у вас этих чувств. Надо ли удивляться тому, что мы не в контакте с ними, если нашей основной целью было отделить себя от них?

Мы много и упорно работали над тем, чтобы оставить вне сознания наши чувства и убеждения и предположения, веря, что сие — для нашего же блага. Сейчас для каждого наиболее важно взглянуть пристальнее, чем когда бы то ни было, на не­желание развивать данную тему и в срочном порядке перейти к тому, чтобы чувствовать свои чувства, а не просто думать о них. Ведь если мы отрицаем свою боль до степени неосознан­ности, мы задерживаем время исцеления, но не уничтожаем необходимости в нем. Повторяю, некоторые из вас, вероятно, сейчас говорят себе, что не ощущают боли и что к ним всё это не относится.

Задумайтесь еще раз вот о чем. Здесь перед нами отрицание в действии. Это не обвинение и не оскорбление — услышать, что нас влечет к боли, ибо боль — просто индикатор, сигнал нашему вниманию. Она с поразительной точностью означает, что мы выбираем нелюбовь к себе или другим и что этот выбор заслоняет наше наследственное право на счастье, и что если мы выбором, может исчезнуть, как только мы пожелаем изменить свое мышление.

После того как умер мой отец, а мать, заболевшая болезнью Альцгеймера, была помещена в дом для престарелых, нам с бра­том пришлось заняться домом. Разбирая ящики и папки, мы натолкнулись на дневники и журналы с записями моей матери. Она всегда очень аккуратно записывала всё без исключения. Мы нашли запись, относящуюся ко времени, когда мне было пять лет, а моему брату — три года. Запись в общем-то отража­ла удовлетворенность жизнью и замужеством, хотя и заканчи­валась такой строчкой: «Но я не могу позволить себе самокопа­ния». Эта фраза говорила о многом. И как же справедлива она для многих из нас! Даже ребенком я ощущала, что мамой дви­жет нечто такое, что, застав ее врасплох, оказалось бы несом­ненной угрозой, если бы она вдруг покончила со своей неизмен­ной занятостью.

Согласно мирским стандартам, жизнь матери была насы­щенной и полной. Активная прихожанка церкви, она участво­вала в делах города и школьной жизни детей, вела большой дом, который всегда был центром интересных событий. Знако­мым нравилось бывать у нас, поскольку наш дом был живым и людным местом, где необычное считалось нормой. И всё же моя мама была подобна миллионам людей, не рискующим вы­кроить какое-то время лично для себя, чтобы поразмышлять в тишине и покое.

Взрослея, я иногда спрашивала ее, отчего она просто не ся­дет и не отдохнет. Она не могла ответить на этот вопрос. Она искала всевозможные оправдания, ссылаясь на то, как много ей нужно сделать. Она действительно верила в собственную запрограммированность. Подобно ей, многие из нас отказывают­ся признать очевидное: мы сами творим нашу занятость, ибо она поддерживает в нас одержимость делами и лишает возмож­ности установить контакт с собственными мыслями и чувства­ми. По собственному признанию мамы, она избегала самонаб­людения. Нужно сказать, у нее имеется большая компания еди­номышленников.

Итак, чего же мы боимся? Что случится, если мы станем анализировать наши мысли или природу своих чувств? Многие из нас так никогда об этом и не узнают, ибо мы так устроили свой мир, чтобы иметь возможность уклоняться от самой воз­можности самонаблюдения. Что же это за чувства, которые мы считаем столь властными и пугающими? Что же мы так отчаян­но желаем скрыть от себя самих?

Работая с большим числом мужчин и женщин, я нашла один общий знаменатель для всех случаев: это неприятные чувства, ассоциируемые с оценкой самих себя как бесполезных, никчем­ных, никудышных. Мы ошибочно предполагаем, что наше внутреннее состояние есть барометр, отражающий факт. Но это совсем не так. Фактически, отсутствие покоя есть барометр ошибочной, но всепоглощающей веры в то, что наш постоян­ный внутренний диалог с самими собой и сопутствующее ему страдание неизбежны. Мы слушаем внутреннюю нескончае­мую болтовню о нашей неполноценности, греховности, ник­чемности. Наша единственная проблема заключается в том, что мы слушаем всё это без разбора и никогда не задаем себе един­ственно важный вопрос: «Верна ли моя самооценка?» Вы никог­да не задавали себе этот вопрос, не так ли? И даже когда вы читаете эти строки, он кажется вам подозрительным.

Поскольку мы задавали неверные вопросы и, следовательно, не узнавали лежащих прямо перед нами ответов, мы чувствова­ли себя загнанными в силки и оскорбленными, зная, что наш жизненный путь не приносит удовлетворения, однако не пони­мая, что же пошло по неверному пути? А по неверному пути что-то пошло только в нашем мышлении, поэтому лишь в нем и можно найти ответ. Слышите ли вы это? Только в нашем мыш­лении.

Теперь вы можете рассердиться: «Мои проблемы совсем не в разуме! Они — в моих детях, в моем начальнике, в деньгах, в моей расе, моем возрасте. Всё это не имеет никакого отношения к моему разуму!» Поэтому-то и настало время поговорить по душам и услышать: знаем мы об этом или нет, но весь наш опыт начинается, растет и заканчивается в нашем уме. Он действи­тельно выплескивается и отражается в замысловатой ткани на­ших сложных и разных жизней. Но это никак не отрицает того факта, что любой опыт начинается в вашем собственном разу­ме. Если вы находите это огорчительным, то мы на правильном пути. Если вас утешает эта новость, то мы опять же на правиль­ном пути. Мы все —на пути домой, и мы попадем туда, пройдя через один и тот же, общий и полезный для всех процесс.

Итак, первым предсказуемым шагом в этом процессе станет привнесение в сознание всех чувств, которые мы намеренно игнорировали. Именно здесь может произойти исцеление, именно здесь может возродиться душевный покой. К великому сожалению, это также то место, где нашим непроверенным и ошибочным убеждениям с готовностью протянута рука помо­щи. В этот первый момент, который можно с легкостью интер­претировать как следующий шаг в исцелении, большинство из нас быстро пресекает естественный целительный процесс, от­рицая в себе неприязненные чувства. Мы ошибочно уклоняем­ся от них и устремляемся к нашим пристрастиям: будь то нар­котики или даже социально приемлемые и даже поощряемые культурой привычки, чтобы убрать мучительные чувства из своего сознания. И цикл «появление боли — попытка заглу­шить ее медикаментозно» повторяется.

В самом начале нашего исследования необычайно важно за­метить: вне зависимости от того, что нам откроется по поводу наших убеждений и мнений, или всех неприятных чувств, кото­рые мы с таким усердием старались подавить, мы остаемся цен­ными и достойными существами, способными изменить самые скверные обстоятельства своей жизни. Мы имеем право на то, чтобы находиться там, где находимся, и быть услышанными. Наше фиксированное поведение не делает нас порочными.

Многие из тех, кто приходит на частные консультации, по­началу удивляются тому, как мало времени мы уделяем их спе­цифическим проблемам. Это делается намеренно, поскольку наша совместная цель — прийти к решению проблемы как можно скорее. Все, без исключения, желают душевного покоя, но большинство из нас не имеют ни малейшего представления о том, как его найти. Все ресурсы и помощь, необходимые для изменения мышления, а следовательно, и для исцеления, всегда присутствуют и всегда доступны. Веками, в мифах и в реальности люди искали в мире то, что удовлетворило бы их, тот Ответ, который сделал бы их счастливыми, и в конце концов понимали, что искомое находилось прямо перед ними. По существу, ниша ситуация довольно проста, поскольку всё необходимое присутствует здесь и сейчас: вы любимы, вы имеете право на счастливую жизнь, у вас есть поддержка такой силы, о которой им даже не догадываетесь, и вы сами многое способны предло­жить. Заметьте, вроде бы этим ничего не сказано о наших пристрастиях; однако этим сказано всё о том, как решить проблему пристрастий.

Возможно, многие слышали о подобных идеях, но не отнес­лись к ним серьезно, не сделали их своею практикой. Если мы искренне желаем изменить нашу жизнь, индивидуальную и коллективную, мы должны быть готовы постичь собственный разум и быстро уйти за пределы лелеемых представлений и мне­ний вместо того, чтобы непрестанно обвинять других. В таком процессе нам открывается наша собственная добродетель и мы обнаруживаем всё, что способны предложить миру. Эта кни­га — не об интеллектуально стимулирующих, но бездействен­ных положениях. Она знакомит с опробованными, предсказуе­мыми процессами, воспринятыми мужественными женщина­ми и мужчинами повсеместно. Истории и комментарии многих из них проходят через всю книгу. Наша совместная цель — пе­рестать ассоциировать пристрастия с генетикой или с какими- либо событиями и восстановить связь между нашей оценкой самих себя и своих горестных чувств и потребностью избавить­ся от них. Если мы готовы испытывать эти чувства, принять ответственность за их появление и начать проверенный прос­той процесс, разрешающий их трансформацию, с нашими проблемами и пристрастиями будет покончено.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.