Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БЕСЕДА 1. Священник Алексий Грачев






Священник Алексий Грачев

Что необходимо знать каждому мальчику

 

АННОТАЦИЯ


Что необходимо знать каждому мальчику. Под общей редакцией священника Алексия Грачева, врача-педиатра.
В этой книге, предназначенной для семейного чтения, с православной точки зрения освещаются важнейшие вопросы нравственного воспитания ребенка и подростка. Книга предостерегает мальчика от так называемых "вредных привычек", разрушительно действующих на его тело и душу, и способствует приобретению им добрых навыков. В ней разбираются некоторые модные увлечения современных подростков и в доходчивой форме выявляется вред внедряемой в наши школы программы по "половому воспитанию".
Составленная в форме назидательных бесед отца с сыном (в начале книги это пяти-шестилетний малыш, в конце - четырнадцатилетний отрок, почти юноша), книга легко читается и, надеемся, окажется полезной как для родителей, так и для детей.

ПРЕДИСЛОВИЕ


Нравственное воспитание ребенка происходит в семье, которая является самостоятельным духовным и физическим организмом. Поэтому поистине трудно переоценить то значение, какое имеет в этом процессе пример родителей. "Яблоко от яблони недалеко падает", - справедливость этой пословицы подтверждается вновь и вновь: ребенок с младенчества во многом повторяет своих отца и мать. И благо, если родители живут благочестиво - это высокий залог того, что ребенок, день за днем наблюдая их жизнь, подражая им, также навыкает благочестию и живет духовной жизнью.
Православную семью называют "малой Церковью". В ней, по примеру Церкви, существует своя, домашняя, иерархия: отец слушается Бога, мать - отца, дети - отца и мать. Таково живое семейное древо, правильно растущее, с крепкими корнями и зелеными ветвями. Во главу угла в семейных отношениях должен быть поставлен дух взаимопонимания и любви, который проповедует Церковь и выражением которого является внешняя церковная жизнь. В отношениях между родителями и детьми не должно быть места недоверию, обману, недоброжелательству. Но доверие и любовь совершенно не исключают принципа послушания и дисциплины - крепкого фундамента воспитания.
В наши дни в светском семейном воспитании господствует другой принцип - демократический принцип равенства родителей и детей. Бытует мнение, пришедшее к нам из так называемых "свободных" стран, что ребенок - это саморазвивающаяся личность, которая должна расти "раскрепощенной", не встречая в своем развитии никаких "преград". Ребенку, которого воспитывают по этой системе, все позволено, любые его прихоти и желания тут же удовлетворяются. Так, некоторые родители проявляют свою любовь к детям, все им разрешая: часами смотреть телевизор, гулять (а точнее, болтаться) на улице сколько захотят, вообще, - делать все, что им заблагорассудится.
Православная Церковь категорически не приемлет такой установки. Наша культурная традиция воспитания, складывавшаяся в течение веков, способствует раскрытию личности ребенка не путем вседозволенности и непомерного развития его "я", а вопреки им - путем обучения воздержанию.
Равное, если вкратце определить суть национальной православной системы воспитания, - это стремление ввести ребенка во взрослую, будущую жизнь узкими вратами послушания и воздержания, которые впоследствии дадут ему возможность самостоятельно противостоять злу вне и внутри себя. Только такое воспитание научит ребенка правильно ориентироваться в мире, правильно строить отношения с людьми, а быть может, защитит его и от психических срывов и заболеваний.
Модная ныне вседозволенность и так называемое "свободное воспитание" приводят прежде всего к тому, что нарушаются правильные, иерархичные отношения в семье; ребенок совершенно перестает уважать родителей, начинает говорить с ними с пренебрежением, позволяет себе оскорблять их достоинство, а в подростковом возрасте просто отворачивается от них.
Почему подросток отторгается от домашнего очага? Опять же в силу того, что, развращенный вседозволенностью, он стремится все к новым и новым наслаждениям, к новым, не испытанным еще ощущениям. В подростковом возрасте в нем все сильнее действуют страсти, с которыми он не привык бороться.
Воспитывая ребенка, родители вольно или невольно - словом, делом, своим примером - формируют в нем некую систему идеалов и авторитетов. Воспитание в церковной семье приводит его к высшему идеалу - ко Христу, и если ребенок усваивает этот идеал, то любые другие "системы ценностей" отступают перед ним в детской душе, потому что не идут с ним ни в какое сравнение. А главным авторитетом для ребенка должны быть его родители, отец и мать, - иначе их место неизбежно займут другие люди.
В книге "Что необходимо знать каждому мальчику" сделана попытка рассказать о такой семье, где царит дух любви и доверия и в то же время дети воспитываются в послушании родителям. Отец мальчика является для него и главным авторитетом, и другом, с которым можно откровенно обсудить самые сложные и даже "неприличные" вопросы, волнующие подростка. Возможно, не все насущные проблемы воспитания нашли свое освещение в книге, но все же, думается, для многих она окажется полезной и интересной.





Священник Алексий Грачев, врач-педиатр

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. "Как я появился на свет?"

 

Однажды за ужином мама и папа разговорились о прошлом. Они вспоминали, как давным-давно, еще в студенческие годы, вместе с друзьями отправились в поход на легких быстроходных лодках - байдарках. Много там было приключений, и забавных, и опасных; родители будто вновь переживали события тех дней... К действительности их вернул голос сына, пятилетнего Андрюши:
- А я тогда где был?
- Тебя еще не было, - быстро, мимоходом ответила мама.
Андрюше и раньше приходилось слышать от взрослых этот загадочный ответ, он даже привык к нему. Но сегодня впервые задумался... Происходили разные интересные вещи, но его в это время не было с родителями, а те жили себе и не искали его... У папы была большая умная овчарка по кличке Реке, когда его, Андрюши "еще не было". Еще у него была отличная модель подводной лодки, как настоящая - тоже когда его "не было". Мама хила в центре города, у бабушки, в квартире с высокими потолками, а его снова "не было". Вот и в поход на лодках мама с папой ходили без него, потому что его опять-таки "не было"...
Родители продолжали вспоминать разные случаи, а Андрюша думал. Он был рассудительный мальчик и ухе умел думать, что, как считал его папа, гораздо труднее, чем говорить и даже чем читать и писать.
Если "папы нет" - он на работе. "Мамы нет" (что бывает крайне редко) - она в магазине. Бабушки сейчас здесь нет, зато ей всегда можно позвонить по телефону и попросить приехать. Другая бабушка живет далеко, к ней 1 надо ехать на поезде. Дедушки нет... потому что он умер... Его душа пошла к Богу. Так что • дедушки здесь с нами нет, но нельзя же сказать, что "его нет": он есть, мы любим его и молимся о нем...
За такими серьезными думами Андрюша совершенно забыл о еде. Он машинально водил ложкой по тарелке, будто рисуя на недоеденной каше какие-то узоры, и это привлекло внимание мамы:
- Андрейка, ты почему не ешь? Невкусно?.. А я-то старалась!..
Мальчик отрицательно помотал головой, -что означало: "Ну, что ты, очень вкусно!" - и съел две-три ложки. А потом спросил:
- Меня нигде не было? Или где-нибудь я все-таки был?
- Разве что где-нибудь на луне, - улыбнулась мама. - Ты кушай, кушай!
- На луне?.. - мальчик был так растерян, что мама пожалела о своей шутке. И поняла: пора рассказать сыну, "откуда берутся дети". Тем более что через несколько месяцев ожидалось прибавление семейства.
- Я пошутила, Андрюша. Ешь, пожалуйста. А раз тебе это так интересно, давай попросим папу подробно обо всем тебе рассказать, - и мама многозначительно посмотрела на папу. Тот кивнул.
- А когда? - спросил мальчик.
- Вот пойдете сегодня с папой погулять перед сном... Только ответь мне сначала на один вопрос: ты хотел бы, чтобы у тебя был младший братишка или сестренка?..
- Конечно, хотел бы! Мы бы играли вместе...
- Ну, вот. Сейчас весна, потом будет лето, а осенью, когда опадут листья с деревьев, у тебя, может быть, появится брат или сестра...
Вот это да! Сколько интересного и непонятного сразу! Андрюша спросил:
- А где он - этот братишка? Или сестренка?..
Но мама только таинственно улыбнулась.

 

БЕСЕДА 1

Папа с сыном идут на прогулку - Каким образом у Андрюши появится братик и откуда появился он сам. -Папа объясняет разницу между творением и созиданием. - Как Бог творил мир. - Некоторые творения Божий наделены способностью производить потомство.


Рядом с домом, где жила Андрюшина семья, находился большой старинный парк, на своей окраине переходивший в настоящий лес. В том лесу Андрюша еще никогда не был, зато ближние аллеи парка знал наизусть: по ним ему пришлось и поездить (в коляске, на санках, на трехколесном велосипеде), и походить пешком. Папа старался при любой возможности выйти с сыном на прогулку, даже в будние дни, после работы, если стояла хорошая погода. Вот и сегодня, в теплый весенний вечер, отец с сыном быстро оделись и объявили:
- Ну, мы пошли!
- Только недолго, - попросила мама.
В парке Андрюша сам заговорил о том, что его так интересовало:
- Папа, а где братик?
- Скоро появится, потерпи до осени. А пока его еще нет.
- Как и меня не было?
- Именно. И когда-нибудь он спросит: "Где я был, когда вы с папой гуляли в парке?" А мы ответим: "Тебя тогда еще не было".
- Но он обязательно появится
- Сынок, мы же с тобой верующие люди: как мы можем о будущем сказать "обязательно"? Все ведь в воле Божией. Мы с мамой надеемся, молимся - вот и ты помолись.
- Как?
- Просто. Скажи: "Господи, пошли нам мальчика или девочку!" Или еще как-нибудь, как сам хочешь...
- Лучше мальчика, да, пап?
- Да нет, и девочку -тоже хорошо. Будет у тебя младшая сестра... Мальчик у нас уже появился - это ты.
- Папа! Но откуда мы все появляемся? Как Господь нас "посылает" родителям?
- Хороший вопрос, - улыбнулся папа. - Я отвечу тебе; только это будет длинный рассказ. За один вечер мы и не управимся!
Это очень устраивало Андрюшу. Кто же из детей не любит интересных историй, длинных-предлинных, с продолжением!.. .
- Все, что существует на свете, - начал папа, - все, что мы видим и чего не видим, - все откуда-нибудь да появилось. И если мы с тобой подумаем и начнем перебирать в памяти разные вещи, мы придем к такому выводу: их либо сотворил Господь, либо сделали люди. Например, солнце, луна и звезды, вся земля и все, что на ней живет и растет, - откуда они взялись?
- Их Бог сотворил.
- А теперь посмотри на эту скамеечку. Ее сделали люди. Видишь, поставили два ровных столбика, закопали их основание в землю, сверху положили широкую прочную доску, прибили ее гвоздями, потом отполировали поверхность. ..Такие вещи называются "рукотворными". Их на свете очень много! От какой-нибудь простой вещи - например, деревянной ложки - до самой сложной, вроде самолета или подводной лодки.
Если бы ты меня спросил, откуда взялись машины, которые ездят по нашей улице, я бы тебе рассказал о конструкторах и рабочих на заводе, которые трудились над их созданием.
Если ты спросишь, как появились эти дома, я бы рассказал об архитекторах, инженерах, каменщиках: одни делают чертежи, планируют расположение квартир, другие привозят кирпич, доски, гвозди; третьи из этих материалов строят дом. Доски они делают из деревьев, которые растут в лесу, кирпич - из земли и воды, гвозди - из железной руды, которая лежит в земле, в горах.
Таким образом, люди сделали дом, но сотворить-то ничего не сотворили. Это им не под силу.
А Бог? Помнишь, что Бог сотворил в начале? Как в Библии написано: "В начале сотворил Бог..."
- Небо и землю.
- А из чего, из какого материала?
- Не из какого. Ведь ничего же еще не было!
- Вот именно! В начале творения не было ни скал, ни земли - ничего. Но Бог ведь все может, Он всемогущий. Он просто повелевал. В начале был бесконечный и густой мрак, и Бог сказал: "Да будет свет!" - и явился свет... Все, что живет на земле, что плавает в морях, что летает по воздуху и что светит на небе, - все создал Бог.
Некоторым Своим творениям Бог даровал способность производить других, себе подобных. Это живые существа: и дерево, и червяк, и волк... Ученые называют такие творения Божиими организмами. А человек - высшее творение Божие: он уже близок к Ангелам; потому что у него есть бессмертная душа.
Вот благодаря этой способности производить потомство, дарованной нам от Бога, вы, дети, и появляетесь на свет. Так человечество растет и наполняет землю.
То, о чем я рассказал тебе сейчас, - это только начало длинной истории - откуда и как ты появился на свет, то есть родился. Пока запомни главное: все живое - от маленькой ничтожной травки, вот как эта, до высшего творения Божьего, человека,- наделено очень важной способностью воспроизведения, то есть произведения себе подобных. У людей это называется рождением...
Вот мы с тобой и к дому подходим. Не замерз?
- Нет, - ответил мальчик, слегка поеживаясь на ветру.

 



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2020 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал