Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разделы дисциплины и виды занятий. Лекционный курс (34 ч.) № п/п Название темы Количество часов 1. Литература как вид искусства. Литературоведение как наука о






 

Лекционный курс (34 ч.)

№ п/п Название темы Количество часов
1. Литература как вид искусства. Литературоведение как наука о художественной словесности.  
2. Художественный мир литературного произведения и его слагаемые. Пути и принципы анализа литературного произведения.  
3. Литературные роды и жанры  
4. Литература античности (Древней Греции и Древнего Рима)  
5. Средневековая литература  
6. Литература эпохи Возрождения  
7. Литература Древней Руси  
8. Западноевропейский классицизм XVII века. Литература эпохи Просвещения XVIII века  
9. Своеобразие русской литературы XVIII века    
10. Романтизм (конец XVIII – XIX века) Особенности русского романтизма  
11. Классический реализм XIX века Русский реализм  
12. XX век как художественная эпоха. Своеобразие отечественного литературного процесса.  

 

 

Практические занятия (38 ч.)

№ п/п Название темы Количество часов
1. Системы русского стихосложения  
2. Мифология Древней Греции. Мифы о богах и героях  
3. Куртуазная и городская литература Зрелого Средневековья.  
4. «Слово о полку Игореве». Исторический и литературоведческий комментарии.  
5. Трагедия У. Шекспира «Гамлет»  
6. Трагедия эпохи классицизма. Корнель «Сид»  
7. Жанр оды в литературе классицизма. Идейно-художественное своеобразие од М. В. Ломоносова  
8. Традиции и новаторство в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»  
9. Творчество Э.Т.А. Гофмана. Анализ сказки «Крошка Цахес по прозванию Циннобер»  
10. «Демон» М. Ю. Лермонтова как романтическая поэма  
11. Повесть Оноре де Бальзака «Гобсек»  
12. Своеобразие сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»)  
13. Проблема «положительно прекрасного человека» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»  
14. Эстетические принципы в сказках О. Уайльда  
15. Рассказы И. А. Бунина  
16. Лирика С. Есенина. Основные мотивы. Художественное своеобразие.  
17. Проблема свободы личности в философском романе А. Мердок «Под сетью»  
18. Концепция человека в постмодернистских произведениях В. Пелевина «Жизнь насекомых» и «Generation «П»  

Содержание разделов дисциплины

Лекция 1. Литература как вид искусства.

Литературоведение как наука о художественной словесности

Литература как временное искусство, воспроизводящее явления жизни в их развитии. Понятие о художественном образе. «Невещественность» словесно-художественных образов. Художественное произведение как диалог, непосредственное общение автора с адресатом (реципиентом). Изобразительно-экспрессивные и познавательные возможности художественной речи. Ее способность воссоздавать внешние стороны жизни человека, его духовный мир (чувства, раздумья, переживания), а также речевую деятельность людей. Воспроизведение устных и письменных высказываний, мыслительных процессов – уникальное свойство искусства слова.

Литература как отражение действительности, форма ее художественного познания, осмысления, оценки, претворения.

Литературоведение как наука о художественной литературе. Место литературоведения в области гуманитарных наук. Взаимодействие литературоведения с лингвистикой, философией, историей, культурологией, этикой, эстетикой и др. науками. Основные дисциплины литературоведения: история литературы, теория литературы и литературная критика.

История литературы как совокупность конкретных исследований историко-литературных фактов и связей между ними. Предмет истории литературы – литература как процесс. Этапы исторического развития литературы: литература античности (Древней Греции и Древнего Рима); средневековая литература, литература эпохи Возрождения, классицизм XVII века, литература эпохи Просвещения XVIII века; романтизм (конец XVIII – XIX века); классический реализм XIX века, XX век как художественная эпоха. Понятия традиции, новаторства, заимствования, подражания, влияния как категории истории литературы.

Теория литературы – дисциплина, которая вырабатывает и систематизирует понятия о специфике художественной литературы, об особенностях ее содержания и формы в их историческом развитии, о целостности художественного произведения и его функционировании, а также об устойчивых, типологических свойствах, закономерностях литературного процесса и формах его развития. Понятия творческого метода, литературного направления.

Поэтика в составе теории литературы как наука о законах формообразования. Теоретическая (общая) поэтика как учение о литературном произведении, его составе, структуре и функциях, а также о родах и жанрах литературы. Историческая поэтика.

Литературная критика. История понятия. Функции (назначение) литературной критики.

Национальная и мировая, или всемирная литература.

Понятие детской литературы, основные виды произведений для детей (специально созданные для детей, созданные для взрослых, но вошедшие в круг детского чтения, сочиненные детьми). Восприятие юным читателем книги как друга собеседника, большое значение авторской этической оценки, формирование представления детей о морали.

Основные виды детской литературы: научно-познавательная, этическая или «изящная словесность», развлекательная, т. е. массовая.

Периодизация детской литературы, зависящая от возраста читателей (4 этапа), её условный характер.

 

Лекция 2. Художественный мир литературного произведения

и его слагаемые.

Пути и принципы анализа литературного произведения

 

Литературное произведение как диалектическое единство содержания и выражающей его формы. Условность деления художественного произведения на содержание и форму.

Содержание – основной идейно-эмоциональный смысл произведения, результат творческого освоения действительности. Понятие о теме и идее произведения, их взаимосвязь и взаимозависимость. Главная тема художественного произведения и частные, подчиненные ей темы (тематика). Тематическая целостность (единство) подлинно художественного произведения. Тема как проблема, поставленная автором в литературном произведении как социальный вопрос (комплекс вопросов). Множественность проблем в художественном произведении и их подчиненность центральной проблеме. Разнообразие художественных проблем; проблематика социальная, нравственная, политическая, философская и т. п. Идея – отношение автора к изображаемому, его оценка, главная мысль произведения. Пафос как идейно-тематическая и эмоциональная направленность художественного содержания. Виды пафоса: трагизм, юмор, сатира, ирония, романтика.

Художественная форма как способ выражения художественного содержания. Словесный строй. Принципы анализа художественной речи.

Лексико-семантические особенности художественной речи. Номинативная изобразительность речи литературных произведений. Экспрессивное значение корней, суффиксов. Использование архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов в художественной литературе. Возможность нарушения норм литературного языка в художественной речи.

Иносказательные возможности художественной речи. Тропы: эпитет, метафора, метонимия, сравнение, гипербола, литота, гротеск, ирония, синекдоха. Перифраз как развернутый метонимический оборот. Образный параллелизм. Образы – символы, образы – аллегории, образы – эмблемы.

Интонационно-синтаксическая выразительность художественной речи. Речевая интонация и ее компоненты: паузы, мелодия, акценты, темп. Риторические фигуры (вопросы, восклицания, обращения). Синтаксическая инверсия. Словесные антитезы. Эллипсис. Словесные повторы и их разновидности (анафора, эпифора, рефрен). Синтаксический параллелизм. Градация.

Фоника как учение о закономерностях звуковой организации стихотворного текста, включая рифму. Аллитерация и ассонанс. Звукопись и звукоподражание.

Предметная изобразительность (детализация). Статические детали: портрет, пейзаж, речь персонажей, место, время действия и т. д. Динамические детали: сюжет и его элементы (пролог, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка, эпилог). Конфликт как движущая сила развития сюжета. Особое значение конфликта в драме. Конфликт внешний (борьба героя с противостоящими ему силами) и внутренний (борьба героя с самим собой); их сочетание в одном произведении («Гамлет» Шекспира, «Гроза» Островского)

Композиция литературного произведения. Композиция сюжета. Композиция образа персонажа: экспозиция, контрастность или одноплановость его свойств, повтор опознавательных признаков, вызывающих целостное представление о нем. Самохарактеристики персонажа (внутренние монологи, диалоги, поступки, дневники героев, переписка), отзывы о нем других лиц, авторские характеристики. Особенности композиции эпического, лирического, драматического произведений.

 

Лекция 3. Литературные роды и жанры

Принципы классификации литературы. Деление литературы на роды: эпос, лирика, драма.

Эпос как изобразительный вид словесного искусства: воспроизведение процесса взаимодействия характеров персонажей и окружающих их обстоятельств посредством повествования о событиях. Лирика как экспрессивно-изобразительный вид искусства, воспроизводящий процессы внутреннего мира людей (эмоциональных состояний, переживаний, размышлений) средствами словесно-предметной изобразительности. Драма как изобразительный вид искусства, предназначенный для театра; воспроизведение в пьесах посредством монологов и диалогов действий людей, вовлеченных в открытый или скрытый конфликт, затрагивающий их интересы и цели.

Пограничные межродовые явления: лироэпика, лирическая драма, драма для чтения и др. Внеродовые художественные образования: эссеистика, очерк.

Понятие литературного жанра. Обозначение жанра произведения как форма творческой самоориентации художника в русле литературной традиции и его обращения к читателю.

Многообразие принципов деления литературы на жанры: фольклорные и литературные жанры, прозаические и стихотворные; жанры большие, средние и малые (по объему литературного произведения); трагедия, идиллия и комедия (по пафосу), по характеру проблематики (национально-исторические, нравоописательные, романические жанры), по принадлежности к определенному роду (эпические, лирические, драматические). Жанровые формы эпоса: сказка, эпическая песня, былина, эпопея, рассказ, повесть, новелла, роман, очерк. Жанровые формы лирики: ода, элегия, эпиграмма, послание, песня и др. Драматические жанры: трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль. Лиро-эпические жанры: поэма, басня, баллада.

 

Лекция 4. Литература античности (Древней Греции и Древнего Рима)

 

Античное общество и его место в истории человечества. Основные исторические этапы культурного и литературного развития античного общества: архаический, классический, эллинистический.

Преобладающая проблематика и жанровые формы, соответствующие каждому этапу. Художественные особенности античной литературы: мифологическое содержание, господство стихотворной формы, нормативность художественных приемов.

Истоки изучения античной литературы: литературные памятники, дополнительные свидетельства поздних авторов, данные изобразительного искусства и археологии. Сохранность памятников античной литературы и искусства.

Древнегреческая трагедия. Происхождение трагедии. Ее связь с народным празднеством в честь бога Диониса.

Греческий театр и его устройство: скена, орхестра, места для зрителей.

Трагедия как вид драмы. Связь с мифом. Отношение к мифу у трех греческих трагиков: Эсхила, Софокла, Еврипида (прямое заимствование мифов, переосмысление мифологического содержания, критика мифов). Особенности поэтики античной трагедии: минимум актеров (от одного до трех), хор, корифей, вестники; внешняя структура трагедии (пролог, парод, эписодии, стасимы, эксод). Роль хора в развитии действия. Этико-эстетическая значимость античной трагедии, ее влияние на последующую античную и мировую литературу.

Эсхил – «отец трагедии». Введение в драматическое действо второго актера, обеспечившее возможность диалога не только с хором, но и между двумя актерами (первая половина V в до н.э.).

Проблематика его трагедий: человек и мир, нравственный долг человека перед государством, вина и ответственность, авторский интерес не к судьбе отдельной личности, но к судьбе рода. Жанровые особенности трагедий Эсхила: статичность и монолитность героев как принципы трагедийной характеристики, «ораторный» характер действия, минимум диалогических партий, значительная роль эпических и лирических элементов.

Трагедия «Прометей прикованный». Миф о Прометее и его интерпретация Эсхилом. Конфликт между борцом за счастье человечества, свободным развитием человеческого разума, историческим прогрессом, гуманизмом, человеколюбием (Прометей) и слепой силой власти, деспотией (Зевс). Проблема сознательно принятого решения. Столкновение и взаимодействие характеров, постепенное нарастание интенсивности трагического действия. Значение этого образа в литературе Нового времени (Байрон, Шелли, Гете).

 

Лекция 5. Средневековая литература

Христианская концепция мира и искусства. Усиление роли религии, церкви в обществе. Теоцентризм средневековой эпохи. Периодизация средневековой литературы.

Самая ранняя письменная литература в Европе – клерикальная (церковная). Основные жанры, дидактизм, аскетизм.

Светская литература. Героический эпос. Поэтизация военных подвигов, прославление героизма и служения интересам рода и племени. «Песнь о Роланде» (XI в.).

Рыцарская (куртуазная) литература XII – XIII вв. Развитие рыцарской культуры в условиях крестовых походов, роста городов, товарно-денежных отношений. Культ дамы, усвоение рыцарем придворной культуры, куртуазии.

Прованс и его роль в развитии рыцарской лирики. Поэзия трубадуров: основные жанры и тематика. «Темный» и «ясный» стили. Джауфре Рюдель, Гильом де Кабестань и другие выдающиеся трубадуры. Широкое распространение в Европе куртуазной поэзии. Французские труверы. Немецкие миннезингеры («певцы любви»).

Рыцарский роман и его особенности: интерес к личной судьбе героя; обилие приключений, исключительных, необычных ситуаций, сказочных, фантастических элементов, идеализация облика рыцаря и быта феодального общества. Разработка темы земной любви, подчиненной принципам сословной феодальной этики. Зачатки психологического анализа. Основные циклы куртуазных романов. Античный цикл: романы об Александре Македонском и их значение в период крестовых походов, романы об Энее и Троянской войне. Восприятие античного мира сквозь призму средневековых нравов и обычаев. Романы бретонского цикла. Куртуазная обработка кельтских народных сказаний. Творчество Кретьена де Труа. Вопросы феодальной этики, повествования о рыцарских похождениях, идеализированные картины рыцарского быта. Роман о Тристане и Изольде. Романы византийского цикла. Повесть об Окассене и Николет.

Городская литература XIII – XV вв. Фаблио и шванки. Появление нового литературного героя – деятельного и сообразительного простолюдина. Сатирический «Роман о Лисе».

 

Лекция 6. Литература эпохи Возрождения

Рост городов, многочисленные путешествия и связанные с ними географические открытия расширили кругозор человека и подорвали авторитет церкви. Идея о свободном развитии человеческой личности вне опеки церкви и религии. Антропоцентризм. Понятие ренессансного гуманизма. Провозглашение ценности гармоничной личности в единстве всех ее проявлений – разума, чувств, воли, телесного здоровья. Интерес к человеку и вера в его безграничные возможности. Идеал «универсального человека», стремящийся к постижению самых разных областей знания. Леонардо да Винчи – живописец, математик, механик. Рост научной мысли: достижения в области астрономии, физики, естественных наук. Интерес к наследию античности, бывшей под запретом во время средневековья. Отсюда название эпохи – Возрождение.

Раннее Возрождение в Италии. Жизнь и творчество Данте, последнего поэта средних веков и первого поэта Нового Времени. «Божественная комедия» как философско-художественный синтез средневековой культуры и пролог к литературе Нового Времени. Связь поэмы с литературой видений и с аллегорической поэзией средних веков. Преодоление эстетических и идейных канонов средневековья. Интерес к миру и человеку. Преклонение перед античностью. Высокая оценка науки. Реалистические элементы в поэме. Поэтическое мастерство Данте. Композиция поэмы. Всемирное значение поэмы Данте.

Творчество Шекспира – величайшего представителя английского Возрождения. Биография Шекспира и так называемый «Шекспировский вопрос». Периодизация творчества Шекспира. Сонеты и поэмы. Шекспир и античность.

Комедии Шекспира. Их жизнеутверждающий, оптимистический характер, утверждение права человека на земное счастье.

Понятие трагического у Шекспира. Великие трагедии Шекспира. «Ромео и Джульетта» – пьеса о большой человеческой любви. «Гамлет»: трагический конфликт гуманистической мечты и уродливой действительности.

 

Лекция 7. Литература Древней Руси

Древняя русская литература и современный литературный процесс. Проблема преемственности, возникновение древнерусской литературы – споры и теории. Переводная литература. Древнерусский книжник, искусство древней книги. Рукописный характер бытования и распространения древнерусской литературы. Понятие о литературном памятнике, его редакциях и списках. Типы почерков (устав, полуустав, скоропись). Палеографические признаки, определяющие место и время написания древнерусских рукописей. Роль традиций и индивидуальной творческой инициативы в древней русской культуре. Проблема авторства. Анонимность произведений древнерусской литературы. Своеобразие историзма литературы Древней Руси, ее дидактизма и патриотизма. Публицистичность древней русской литературы, интерес к проблемам нравственности, тесная связь с историей народа. Особенности вымысла в литературе Древней Руси. Новый тип героя в «Повести о Фроле Скобееве», «Повести о Горе-Злочастии». Система исходных жанров древней русской литературы. Летопись. Повести: воинские, исторические, сатирико-бытовые. Хождения. Красноречие как жанр ораторской прозы Древней Руси. «Слова», «Поучения», «Беседы». Дидактическое и торжественное красноречие, светское и церковное.

Жития как жанр агиографической литературы. Понятие «святости» в культуре христианской Руси. Каноны жанра «жития». Жития княжеские. Жития о святых деятелях церквей и монастырей. «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого. «Плетение словес», или «экспрессивно-эмоциональный» стиль. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» как житие и «сюжетная» повесть, элементы Возрождения в повести: тематика и проблематика.

Художественный метод древней русской литературы и миросозерцание средневекового человека (бинарность мышления, этическое и эстетическое).

Понятие «стиль эпохи», «литературный этикет» (Д. С. Лихачев) или ритуальность (В. В. Кусков). Идеальное преображение действительности в литературе Древней Руси.

Лекция 8. Западноевропейский классицизм XVII века

Определение термина «классицизм». Истоки эстетической теории классицизма. Рационалистическая теория Р. Декарта как философская основа классицизма. Эстетическая теория классицизма: понятие об идеале прекрасного. Ориентация на античные образцы. Культ разума в искусстве. Строгая нормативность всей эстетической системы. Принцип рационалистической упорядоченности и гармонии.

Иерархия литературных жанров. «Высокие» жанры: трагедия, поэма, ода. Их сфера – государственная жизнь, исторические события, мифология, их герои – монархи, полководцы, мифологические персонажи. «Низкие» жанры (комедия, сатира, басня) изображают частную повседневную жизнь людей средних сословий.

Трагедия как ведущий жанр классицизма. Понятие о «высокой» трагедии. Конфликт долга и чувства как основной драматургический конфликт классицистического театра.

Понятие о «высокой» комедии («Скупой», «Тартюф» Мольера). Тема и герой классицистической литературы. Герои как «вечные типы». Теория единства (места, времени и действия). Понятие единства художественного впечатления.

Отличия классицистического театра от театра Шекспира.

Общеевропейское значение теории и практики классицизма во Франции. Теоретический трактат Н. Буало «Поэтическое искусство». Структура трактата. Понятие правды у Буало. Художник и его роль в обществе в представлении теоретика. Характеристика жанров в произведении Буало. Два этапа в истории французского классицизма XVII века (классицизм Корнеля и классицизм Расина).

Трагедия Корнеля «Сид». Политическая проблематика. Основные характеры, их своеобразие. Особенности формы трагедии. Критика французской академией. Трагедия или трагикомедия? Современное литературоведение о «Сиде».

Трагедии Расина «Федра», «Андромаха». Политические и нравственно-психологические проблемы. Своеобразие решения конфликта долга и чувства в произведениях Расина. Отличие героев Расина от героев Корнеля.

 

Лекция 9. Литература эпохи Просвещения

Просветительский характер литературы XVIII века. Историческое своеобразие просветительского движения в различных странах Западной Европы. Этапы западноевропейского Просвещения. Основные положения просветительской эстетики. Особая роль знания, наук, образования в формировании личности. Учение Дж. Локка о душе как tabula rasa – чистой доске, на которую опыт наносит свои письмена. Политическая тенденциозность литературы как главенствующий принцип просветительской эстетики. Идея «царства разума». Разум как высший критерий оценки окружающего мира и средство его преобразования. Политическая и философская тематика. Героическое и трогательное в литературе Просвещения. Вопрос о положительном герое. Теория «естественного человека», т. е. человека, находящегося в единении с природой, не испорченного предрассудками и пороками цивилизованного общества. Философский роман и философская повесть как главнейшие жанры просветительской литературы. Аллегорический элемент в философской повести. Сюжет, характеры героев, их роль в политических и философских замыслах автора. Художественное своеобразие философской повести Вольтера «Кандид, или Оптимизм». Иронический подтекст фразы.

Вольтер – вдохновитель и воспитатель молодого поколения просветителей: Руссо, Дидро, Даламбера, Гельвеция, Гольбаха и др. Дидро и «Энциклопедия» французских просветителей.

Сентиментализм как художественное направление в западноевропейской литературе XVIII века. Демократизм сентименталистов. Изображение простого, незнатного человека. Повышенный интерес к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира. Оценка человека по его способности на большие, искренние и глубокие переживания. Культ природы. Антиурбанистические мотивы. Идеализация деревни и патриархальной старины. Меланхолическая окраска творчества сентименталистов. Антирационалистичность – одна из основных тенденций философского романа Л. Стерна «Сентиментальное путешествие». Противопоставление чувства разуму и «мира восприятий» миру материальному. Взгляд Стерна на человеческую природу (его трактовка эксцентрических «юморов» или причуд, составляющих своеобразие каждой человеческой индивидуальности). Роль Стерна в подготовке психологического романа XIX века.

 

Лекции 10–11. Своеобразие русской литературы XVIII века

Специфические особенности литературы XVIII века как литературы «века Просвещения». Усиленное внимание к воспитательной функции литературы. Особая роль писателей в развитии философской, социальной и эстетической мысли столетия. Идея «полезности» в русской культуре Петровского времени, особенности мировосприятия («драгая вольность», «утилитарность культуры», «сила разума», обмирщение литературы, идея личности). Идея внесословной ценности человека.

Сложность литературного процесса XVIII века: сосуществование и взаимодействие различных творческих методов (классицизма, сентиментализма, предромантизма).

Национальное своеобразие русского классицизма, его истоки. Позднее зарождение классицизма в России – определяющий фактор его формирования как классицизма просветительского. Теория «просвещенного абсолютизма» Монтескье – Вольтера как идеологическая основа русского классицизма. Сочетание рационалистических теорий с сенсуализмом Локка – философская основа русского классицизма. Идея государственности и гражданственности в классицизме (идея служения отечеству, подчинения личных интересов государственным). Национально-историческая тематика при широком использовании образов и мотивов античной мифологии.

«Подражание образцам»: признание существования вечных образцов искусства, единого для всех времен и народов эстетического идеала, норм единого вкуса; расхождения в вопросе о способах подражания античным образцам. Общая нормативность в литературе классицизма, установление правил для отдельных жанров (в частности, правило «трех единств» в драматургии). Жанровая система и теория «штилей».

Поэтика русского классицизма. Особенности классицистической типизации; принципы создания художественного образа; системы тропов; решение проблемы соответствия формы содержанию.

«Две эпистолы» А. П. Сумарокова – манифест русского классицизма.

Истоки и особенности русского сентиментализма. Основные жанры сентиментальной прозы и поэзии. М. Н. Муравьев (1757 – 1807) – русского сентиментализма в поэзии. Лирический герой поэзии М. Н. Муравьева.

Н. М. Карамзин – глава русского сентиментализма. Основные факты биографии писателя. Периодизация его творческой деятельности. Повести Н. М. Карамзина как вершинное явление русского сентиментализма («Бедная Лиза», «Наталья – боярская дочь» и др.) Их стиль; идейно-художественные особенности: отказ от социальной сатиры и изображения «низкого» быта, эстетизация действительности; характер как форма проявления «вечного» темперамента; изображение противоречий человеческого характера, психологизм и т. д.

Значение Н. М. Карамзина в истории русского литературного языка; карамзинский «новый слог».

 

Лекция 12. Романтизм (конец XVIII – XIX века)

 

Историческая почва возникновения романтизма. События Великой французской революции. Полемика романтиков с метафизическими концепциями XVIII века, критика односторонности рационалистического объяснения мира. Осознание дисгармонии мира, отчуждения человеческой личности. Романтическое двоемирие как ощущение разлада между идеалом и действительностью. Теория романтической иронии как отражение неразрешимого противоречия между идеалом и реальностью.

Повышенное внимание к личности, к сложному и антиномичному духовному миру человека. Культ индивидуального. Преобладание в романтизме субъективно-лирического начала. Расцвет лирики.

Обращение романтиков к устному народному творчеству, национальному своеобразию и национальной традиции. Интерес к экзотическим картинам природы, жизни, быту и нравам далеких стран и народов. Требование историзма и народности искусства. Верное воссоздание местного колорита. В. Скотт как создатель жанра исторического романа. Особенности его исторической концепции. Обращение к переломным, кризисным этапам в истории Англии, Шотландии и Франции. Стремление уяснить роль народных масс в историческом конфликте; изображение героя и его частной жизни в контексте исторического конфликта.

Интерес ко всему необыкновенному, исключительному. Роль фантастики в романтизме. Теория романтического гротеска В. Гюго. Гротеск – концентрированное выражение, с одной стороны, уродливого и ужасного, с другой стороны, комического и шутовского.

Провозглашение творческой свободы художника. Представление об искусстве как высшей форме познания мира. Образ поэта в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген». Голубой цветок как поэтический символ романтического идеала.

Романтический герой как носитель идеала. Выдающая личность, способная превратить дисгармонию в справедливый порядок. Трагизм одиночества, характерный для сознания романтического героя. Природа как союзница героя.

 

Лекция 13. Особенности русского романтизма

Социально-исторические предпосылки возникновения романтизма в России. Эпоха 1812 – 1825 гг. как период формирования русского романтизма. Течения в русском романтизме.

Психологическое течение. В его основе идея самовоспитания и самоусовершенствования личности как наиболее верный путь преображения действительности и человека. Интерес к внутреннему миру человека. Представители: В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, Н. М. Языков др. Определяющая роль Жуковского в развитии русского романтизма.

Гражданское или социальное течение представлено творчеством Ф. Н. Глинки, К. Ф. Рылеева, А. А. Бестужева-Марлинского, В. К. Кюхельбекера и др. Человек, по их мнению, воспитывается прежде всего в социальной, общественной жизни, а, следовательно, он предназначен для гражданской деятельности.

Философское течение. Представители этого течения (Е. А. Баратынский, Д. В. Веневитинов, С. П. Шевырев, Ф. И. Тютчев, В. Ф. Одоевский и др.) считали, что место человека, его жребий определяются общими законами мироздания. Концепция мира и человека в лирике Ф. И. Тютчева. Взаимодействие течений в русском романтизме.

Романтическая поэма. Южные поэмы А. С. Пушкина. Своеобразие русского романтического героя.

Поэма М. Ю. Лермонтова «Демон». Эволюция содержания на протяжении восьми редакций поэмы. Ее социально-философская сущность. Образ Демона – концентрация основных противоречий духовного самосознания эпохи. Тема гордого одиночества и ее социальный смысл. Отражение устной поэзии кавказских народов в поэме. Образ Демона в традициях русского романтизма, в интерпретациях другими видами искусства (в живописи, музыке, театре).

 

Лекция 14. Классический реализм XIX века

История понятия. Классическое определение реализма. Критический реализм. Споры о времени возникновения реализма. Общественные, философские и эстетические предпосылки формирования реализма. Развитие естественных наук и их значение для формирования материалистического понимания (Бальзак и Сент Илер).

Анализ личности и среды в их взаимодействии. Выявление общего через индивидуальное как основной принцип реалистической типизации. Углубление психологического анализа. Изображение эволюции человеческой личности. Диалектика реализма, его историзм. Объективность реалистического воссоздания действительности.

Развитие прозаических жанров. Очерк и его место в становлении реализма. Роман как основной род искусства у писателей-реалистов и его новые черты.

Французский реалистический роман XIX века – значительный этап в развитии мировой литературы. Широта и многообразие художественной тематики, жизненная достоверность образов и ситуаций. Горький о мастерах французской реалистической прозы XIX века.

«Красное и черное» Ф. Стендаля – выдающийся художественный памятник эпохи. Смысл названия романа. Значение подзаголовка «Хроника XIX века». Судьба Жюльена Сореля. Значение социальной среды, окружающей героя в провинции, Париже, духовной семинарии, для формирования его характера. Самоанализ Жюльена Сореля, диалектика его сознания как один из важнейших элементов сюжета. Роль внутренних монологов в раскрытии характера героя.

Место Стендаля в формировании психологического реализма.

Выдающаяся роль Бальзака в постижении закономерностей социального развития. Вовлечение всех сфер социальной и индивидуальной жизни, всех сословий в цикл романов и повестей «Человеческая комедия».

 

Лекция 15. Русский реализм

История отечественной реалистической традиции. Основы реализма в 20 – 30-е годы XIX века заложены творчеством А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова и И. А. Крылова. Художественные открытия Н. В. Гоголя и писателей «натуральной школы». Особое место творчества Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского в истории русского реализма. Мировое значение русского реалистического романа. Многообразие его жанровых разновидностей: революционно-публицистический (Н. Г. Чернышевский), бытовой (И. А. Гончаров), сатирический (М. Е. Салтыков-Щедрин), философско-исторический (Л. Н. Толстой), психологический (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой) романы.

«Анна Каренина» Л. Н. Толстого – «живой, горячий» роман о современности. «Мысль семейная» – основа поэтической структуры романа. Разработка этой идеи в связи с общественной, духовной, умственной жизнью России пореформенного времени. История текста романа. Анна Каренина и толстовский нравственный идеал естественности, правды, духовной красоты. Проблема любви, брака, поэтизация материнства. Трагизм положения Анны в мире ложных общественных, семейных, любовных отношений. Вина Анны и осознание ею этой вины. Нравственная концепция романа в свете библейского эпиграфа. Композиция романа. Соотношение линий Анны и Левина. Философско-религиозные искания Левина и выражение в них духовных исканий автора. Психологическое мастерство Л. Н. Толстого, раскрытие «диалектики души». Тема народа в произведении. Жанровое своеобразие. Особенности реализма писателя.

Всемирно-историческое значение Л. Н. Толстого как художника и мировая известность его как мыслителя. Острая современность творений Л. Толстого, помогающих сделать мир «прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить в нем» (Толстой). Исследования современных ученых о жизни и творчестве Л. Н. Толстого.

 

Лекция 16. XX век как художественная эпоха

XX век вступает в эру мировых войн и революций. Вследствие социальных и технических перемен происходит переоценка эстетических ценностей. Все это накладывает отпечаток на характер реализма. С 20-х годов XX века сказывается тенденция к углубленному психологизму, передаче «потока сознания», например, в романе Дж. Джойса «Улисс». Возникает так называемый интеллектуальный роман Т. Манна; приобретает особое значение подтекст, например, в произведениях Э. Хемингуэя. Использование фантастики, условности. Научно-фантастический роман в творчестве Г. Уэллса, Р. Бредбери, С. Лема.

В 10 – 20-е годы XX века формируется эстетическая концепция литературного направления, получившего название модернизм. Понятие «модернизм» объединило декаданс и кубизм, дадаизм и сюрреализм, экспрессионизм и абстракционизм и другие нереалистические течения.

Характерные черты модернизма. Отказ от основных принципов реализма, от социальной обусловленности литературных образов, от типизации, опоры на знание об обществе и человеке, возможности объективно и логично воссоздать картину мира. Субъективность мировосприятия как закон творчества. Интуитивное постижение действительности. Ф. Кафка и модернизм.

Возникновение постмодернизма в 70 – 80-х годах XX века. Утверждение понятия «постмодернизм». Философские основы постмодернизма – релятивизм, отказ от любых идеалов, отсутствие единой истины, равноправно существующая множественность точек зрения. Конфликт человека и мира в литературе постмодернизма. Мир как хаос, иллюзия действительности. Эстетика постмодернизма: опора на предшествующую культуру и полемика с ней, интертекстуальные связи, ирония по отношению к предшествующим ценностям. Литература постмодернизма как факт языка, творчества формы.

 

Лекция 17. Своеобразие отечественного литературного процесса

Литература XX века отличается многообразием художественных методов:

Реализм развивается в творчестве И. Бунина, А. Куприна, И. Шмелева, Б. Зайцева, М. Горького, Е. Замятина, М. Булгакова, А. Солженицына, В. Белова, М. Шолохова и др.

Романтизм ярко «вспыхивает» в ранних произведениях М. Горького, в творчестве А. Грина, в поэзии «серебряного века» (А. Блока, В. Брюсова, Н. Гумилева, И. Анненского), в практике пролетарских поэтов (В. Кириллова, П. Арского, М. Герасимова, В. Александровского и др.).

Натурализм возникает в творчестве П. Боборыкина, Д. Мамина-Сибиряка др.

Модернизм, особенно в его экспрессионистической разновидности, проявляется в литературной практике Л. Андреева, Ф. Сологуба, Б. Пильняка, А. Платонова.

Литература периода Великой Отечественной войны. Роль поэзии в годы Великой Отечественной войны. Эволюция лирики от агитационно-призывных и клятвенных стихотворений к задушевной лиричности, от единообразия к развитию творческих индивидуальностей. Тема как главная в поэзии военной поры. Пути ее решения. Образ Дома (К. Симонов «Родина»). Основные жанры лирики: элегия, баллада, ода. Сатира военной поры. Песенное творчество военных лет.

Деревенская проза как феномен традиционной крестьянской культуры. Генезис деревенской темы. Становление и развитие деревенской прозы. Ее основные представители: А. Солженицын («Матренин двор»), В. Белов, В. Распутин, Е. Носов, М. Алексеев, В. Шукшин и др. Социальные, нравственные, философские искания. Гуманистические ценности деревенской прозы. Взаимоотношения человека и природы. Проблема русского национального характера.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.