Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тарифные методы регулирования внешней торговли






Наиболее распространенным видом ограничения торговли является применение таможенного тарифа.

Таможенный тариф представляет собой перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, применяемыми данной страной к импортируемым товарам, систематизированный в соответствии с товарной наменклатурой внешнеэкономической деятельности.

Таможенная пошлина - это налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.

Виды таможенных пошлин:

· По направлению движения товара: импортные и экспортные пошлины.

· По способу установления:

— специфические пошлины - определяются в виде фиксированной суммы с еденицы измерения (веса, площади, объёма и т.д.);

— адвалорные пошлины - устанавливаются в процентах от таможенной строимости товара;

— комбинированные (смешанные ) - сочетание двух отмеченных выше способов;

· По величине:

— максимальные - обычно используются в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений;

— минимальные – применяются для товаров из стран, с которыми существует соглашение о введении режима наибольшего благоприятствования;

— преференциальные (льготные) - используются при импорте товаров из развивающихся стран. Уровень этих пошлин ниже минимального с целью создания благоприятных условий для торговли каким-либо товаром или с какой-либо страной. В рамках ООН (ЮНКТАД) действует общая система преференций, куда входят преференциальные пошлины развитых стран для товаров развивающихся стран.

· Дискриминационные пошлины.

— Ответные пошлины - являются реакцией на определенные действия партнера. Они могут распространяться на всю торговлю или на отдельные товарные группы и устанавливаются для воздействия на партнера с целью сокращения применяемых им ограничений.

— Компенсационные пошлины - являются реакцией на субсидии экспортерам в других странах и устанавливаются с целью выравнивания условий торговли.

— Антидемпинговые пошлины - являются разновидностью компенсационных пошлин и устанавливаются с целью противодействия демпингу, для выравнивания цен до уровня, считающегося нормальным.

Последствия от введения импортных таможенных пошлин. На величину импортной пошлины возрастают издержки импортера, а следовательно, и цена, по которой импортер будет продавать свой товар.

Местные производители при введении импортных пошлин могут продавать свой товар по более высокой цене и увеличивать объем продаж. Потребители сократят покупаемое количество более дешевого импортного товара и вынуждены будут увеличить потребление более дорогого местного. Данная ситуация приводит к менее эффективному использованию ресурсов, поскольку возможность продавать товар по более высокой цене позволяет и производить его с более высокими издержками, т.е. происходит перетягивание ресурсов в менее эффективные отрасли.

Очевидно, что увеличение импортных пошлин негативно отражается в первую очередь на потребителях. Но интерес производителей в защитных пошлинах организационно значительно легче отстоять, чем интерес потребителей. Кроме того, в качестве выигравшей стороны от тарифов выступает государство. Иначе говоря, увеличение расходов потребителя увеличивает доходы государства.

Однако если за счет высокой пошлины увеличиваются цены на импортные сырье, материалы, оборудование, используемое местными производителями, то следствием высоких импортных пошлин может стать рост издержек у этих производителей, а далее, по известной схеме, рост цен и сокращение производства. У государства в данной ситуации убытки от сокращения налоговых поступлений могут превысить доход от импортной пошлины.

Использование таможенных пошлин, как и всех торговых инструментов, требует учета их многостороннего воздействия на экономическую ситуацию.

Функции таможенных пошлин. Можно выделить три функции таможенных пошлин: протекционистскую и фискальную и балансировочную.

Протекционистская функция проявляется тогда, когда государство, поднимая таможенную пошлину, поднимает тем самым национальные цены на импортируемый товар, снижает его конкурентоспособность и защищает внутренний рынок. Длительное их применение может привести к застою в производстве, т.к. из-за отсутствия иностранной конкуренции снижается стремление к повышению производительности труда и техническому развитию.

Фискальная функция таможенных пошлин заключается в обеспечении государственного бюджета налоговыми поступлениями.

Балансировочная функция относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или, иным причинам ниже мировых.

Введение таможенного тарифа на экспорт может быть целесообразным в том случае, когда цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового путем выплаты соответствующих субсидий производителям. В этом случае ограничение экспорта рассматривается государством как необходимая мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Государство может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки зрения увеличения доходной части бюджета.

Экспортные тарифы используют в основном развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Промышленные развитые страны используют их редко, а в США налогообложения экспорта запрещено конституцией.

Таможенный тариф строится по принципу тарифной эскалации: по мере увеличения степени переработки ввозимого товара величина таможенной пошлины увеличивается. На ввозимое сырье ставка таможенной пошлины составляет 0-5%, на полуфабрикаты и комплектующие – 5-15%, на готовые изделия – 15-30%. Такое построение таможенного тарифа применяется для поддержания отечественных производителей, увеличения количества рабочих мест в стране.

Номинальный коэффициент защиты (НКЗ) - отношение суммы, которую получает производитель после продажи своего товара при государственном вмешательстве в торговлю, к сумме, которую бы он получил, если бы государство не вмешивалось в торговлю.

Если государство защищает своего производителя от иностранной конкуренции, НКЗ больше 1. Если государство обкладывает производителя-экспортера налогами на экспорт, НКЗ меньше 1.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.