Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные теории международной торговли. Нтп и международная торговля






Современные теории международной торговли развивают принципы классических теорий и изучают отдельные стороны международной торговли, которые остались не объясненными классическими теориями. Эти теории относятся к группе новейших теорий неоклассической школы.

Распределение выгод от внешней торговли и условия торговли. Распределение выгод от внешней торговли между отдельными странами зависит от того, как меняются внутренние цены под воздействием внешней торговли. Из двух стран обычно выигрывает страна, где цены изменились больше. Правило распределения выгод – выгоды от внешней торговли распределяются прямо пропорционально изменениям цен в обеих странах. Если под воздействием торговли в стране А относительные цены изменились по сравнению с мировыми на Х%, а в стране В – на Y%, то:

Выигрыш страны А / Выигрыш страны В = X% / Y%

Выигрыш от торговли зависит от изменения экспортных и импортных цен. Соотношение изменения этих цен определяет условия торговли.

Различают товарные и доходные условия торговли.

Товарные условия торговли – это соотношение индексов экспортных и импортных цен по всем товарам.

Где TOT – условия торговли;

Pex – индекс экспортных цен;

Рim - индекс импортных цен.

Если ТОТ=1, то условия торговли для страны не изменились; если ТОТ> 1, то условия торговли для страны улучшились, и за каждую единицу экспортируемого товара можно приобрести больше импортных товаров. Благосостояние страны возрастает. Если ТОТ< 1, то условия торговли для страны ухудшились, и за каждую единицу экспортируемого товара можно приобрести меньше импортных товаров. Благосостояние страны сокращается.

Доходные условия торговли – это индекс, показывающий потенциальную способность страны импортировать товары за счет выручки, получаемой от экспорта в целом. Он определяется умножением индекса товарных условий торговли на количественный индекс экспорта.

Где ТОТq – индекс доходных условий торговли;

qex – индекс объема экспорта.

На международную торговлю непосредственно влияет экономический рост.

С точки зрения воздействия на международную торговлю экономический рост может быть импортозамещающим, экспорторасширяющим, нейтральным.

Импортозамещающий рост — расширение производства того товара, который страна импортирует, ведущее к улучшению условий торговли страны по отношению к ее торговым партнерам.

Рост внутреннего производства товаров, конкурирующих с импортом, приводит к падению относительных цен импорта, поскольку каждая страна импортирует все меньше традиционно импортных товаров, производя их самостоятельно. В результате снижения спроса на импорт падают цены на импортные товары, и тем самым импортозамещающий рост приводит к улучшению условий торговли данной страны и их ухудшению в странах — торговых партнерах.

Экспорторасширяющий рост — расширение производства товара, который страна экспортирует, ведущее к ухудшению условий торговли страны в пользу ее торговых партнеров. Увеличение предложения на мировом рынке приводит к снижению относительных цен. Страна вынуждена продавать на экспорт еще больше своих экспортных товаров, относительная цена которых падает, чтобы покупать прежнее количество импортных товаров, относительная цена которых растет. Вследствие этого экспорторасширяющий рост приводит к ухудшению условий торговли в данной стране и их улучшению в странах – торговых партнерах.

С экспорторасширяющим ростом также связана теорема Рыбчинского, суть которой: увеличение обеспеченности каким-либо фактором увеличит объем производства товара, изготавливаемого преимущественно с использованием этого фактора, и сократит производство других товаров.

Этот феномен стал известен как «голландская болезнь», т.к. впервые был доказан на примере Голландии, в которой рост добычи газа после открытий месторождений на севере Европы сопровождался сокращением промышленного экспорта. Разработка открытых и ранее недоступных шельфовых месторождений газа повлекла за собой заметное перераспределение ресурсов капитала и труда – в новую динамично развивающуюся отрасль из других отраслей обрабатывающей промышленности – и сокращение в последних объемов выпускаемой продукции и экспорта. Кроме перераспределения ресурсов на сокращение экспорта других отраслей повлияло также удорожание курса национальной валюты.

Поэтому «голландскую болезнь экономики» часто определяют так: это ситуация, при которой рост цен на сырье (или открытие месторождений минералов, или крупное технологическое нововведение и т. п.), меняя характер сравнительных преимуществ данной страны, ведет к поступлению в страну большого количества иностранной валюты и, следовательно, к удорожанию национальной валюты. В результате происходит ухудшение положения в экспортных отраслях.

К концу XX в. в направлениях и структуре международной торговли происходят существенные сдвиги, которые не всегда объясняются классической теорией МТ. Среди таких качественных сдвигов следует отметить превращение НТР в доминирующий фактор в международной торговле, возрастающий удельный вес встречных поставок сходных промышленных товаров. Возникла необходимость учесть это влияние в теориях международной торговли. На современном этапе неоклассическая школа сосуществует с неотехнологической.

Неотехнологическая школа связывает основные преимущества с монопольной позицией фирмы (и страны)- новатора. Отсюда и новая оптимальная стратегия для отдельных фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем или многим, но что больше пока никто выпускать не может.

Изменилось и отношение к государству: экономисты неотехнологического направления считают, что государство может и должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию производства других, устаревших.

Неотехнологические теории:

• теория жизненного цикла продукта Р. Вернона;

• теория конкурентного преимущества нации М. Портера;

• теория эффекта масштаба П. Кругмана;

Теория жизненного цикла продукта Р.Вернона.

В середине 60-х гг. XX века американский экономист Р. Вернон выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой попытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни. Суть теории в том, что каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, роста, зрелости и старения. В соответствии с циклом, страны специализируются на производстве и экспорте одного и того же товара на разных стадиях его зрелости.

Жизненный цикл товара – это период времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.

Цикл жизни продукта охватывает 4 стадии:

1. Внедрение. На этой стадии происходит разработка нового продукта в ответ на возникшую потребность внутри страны. Производство носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения. Производитель занимает почти монопольное положение. Лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

2. Рост. Спрос на продукт растет, его производство расширяется и распространяется на др. развитые страны. Продукт становится стандартизованным. Увеличивается конкуренция, расширяется экспорт.

3. Зрелость. Для этой стадии характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладает ценовой фактор. Страна нововведения уже не имеет конкурентных преимуществ. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевле рабочая сила.

4. Старение. В развитых странах сокращается производство, рынки сбыта концентрируются в развивающихся странах. Страна нововведения становится чистым импортером.

Данная теория основывается на допущении о монопольном положении развитой страны в технологии, что дает ей возможность превосходства в изобретении новых или усовершенствованных продуктов.

Движущей силой рынка является стремление национальных субъектов хозяйствования максимизировать чистую экономическую прибыль. Это возможно только при условии, если они занимают на мировом рынке монопольное положение по созданию новых видов продукции.

Со временем продукт получает всеобщее распространение, стандартизируется и может производиться в массовом масштабе в большинстве стран мира. Максимизация прибыли на этом этапе возможна прежде всего за счет снижения переменных издержек, то есть использования относительно неквалифицированных трудовых ресурсов. На этой стадии зрелости продукт будет дешевле производить в странах с относительно низкой зарплатой (и, следовательно, менее развитые страны начнут производить его и экспортировать в страну, в которой этот товар был создан).

Недостаток теории: многие продукты не развиваются по теории жизненного цикла, так как имеют: слишком короткий жизненный цикл; высокие затраты на транспортировку; узкий круг потенциальных потребителей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.