Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исламские фонды прямых инвестиций




Одним из наиболее перспективных, с точки зрения потенциала развития, видом исламских финансовых институтов являются исламские фонды прямых инвестиций. Объясняется это в первую очередь тем, что операционная модель фонда прямых инвестиций создана для осуществления долевого финансирования, которое, как уже упоминалось ранее, считается наиболее соответствующим духу исламских принципов в экономике. Размер активов находящихся под управлением исламских фондов прямых инвестиций составляет 7,287 миллиарда долларов, при том что потенциал оценивается приблизительно в 10 раз больше.

Фонд прямых инвестиций - это финансовый институт осуществляющий вложение денежных средств на условиях участия в управлении предприятием, в которое вкладываются деньги, с целью получения дохода от участия в его деятельности. Фонды, которые занимаются прямыми инвестициями, вкладывают свои средства в активы компании или направляют их на приобретение контрольного пакета акций. Как правило, средства фонда прямых инвестиций формируются за счёт средств подписчиков, которые имеют обязательства перечислять заранее согласованные суммы денег в случае одобрения фондом тех или иных сделок. Как правило вложения в фонды прямых инвестиций предполагают долгосрочный характер, и как правило составляют составляют от трёх до восьми лет. Поэтому, основными подписчиками фондов прямых инвестиций выступают такие типы институциональных инвесторов как пенсионные и страховые компании, суверенный фонды, а так же крупные частные инвесторы.

В терминологии существуют незначительные разночтения, относительно значения основных понятий. В Европе прямое и венчурное инвестирование синонимичны, и под ними понимается финансирование предприятия на любом этапе развития предприятия. В Северной Америке же принято разграничивать эти два понятия и венчурное инвестирование рассматривается как разновидность прямого инвестирования, которое осуществляется на ранних этапах развития предприятия. Термин же прямое инвестирование применяется в основном в отношении финансирования уже действующих предприятий. В рамках курса мы будем придерживаться северо-американского определения прямого инвестирования.

Работа фонда прямых инвестиций в общих чертах состоит в том, чтобы отобрать инвестиционный проект с максимальной степенью инвестиционной привлекательности, вложить в него средства и реализовать его, а затем вывести капитал из проекта с получением прибыли. Выход фонда из проекта как правило осуществляется тремя основными путями:

1. Продажа своей доли управляющим финансируемой компании (как правила осуществляется поэтапно). Для исламского фонда прямых инвестиций существенным условием является то, что он не может обязать предпринимателя осуществлять выкуп по заранее определённой стоимости — цена выкупаемой доли должна определяться непосредственно на момент совершения выкупа, что может осуществляться в соответствии с заранее определённой методикой.



2. Продажа своей доли посредством размещения на фондовом рынке;

3. Продажа своей доли крупному инвестору (другому фонду, финансовой группе или корпорации желающей расширить свой бизнес).

Как правило, фонд прямых инвестиций вкладывает свои средства сразу в несколько инвестиционных проектов — срок которых может ранжироваться от трёх до восьми лет. Вкладывая в предприятие крупные финансовые средства, фонд прямых инвестиций контролирует ход реализации инвестиционного проекта для достижения его плановой прибыльности, обеспечивая свое представительство в управляющих органах компании. При необходимости фонд может выступить инициатором кадровых изменений на предприятии, усовершенствования его управления или технологического вооружения. Фонды прямых инвестиций предоставляют бизнесу большие размеры долгосрочного финансирования, содействуя при этом его развитию.

Так же как и паевые инвестиционные фонды, исламские фонды прямых инвестиций имеют аналогичные ограничения по объектам инвестирования исходя из их финансовой структуры и характера бизнеса, что уже было рассмотрено выше в пункте об исламских паевых инвестиционных фондах.

Исламские страховые компании - «такафул»

Как было разъяснено в предыдущих темах данного курса, коммерческое страхование, подразумевающее отношения купли-продажи между страховщиком и страхователем является запрещённым с точки зрения современных исламских правоведов по причине наличия недопустимой неопределённости для данного вида отношений. В качестве альтернативы предлагается использование модели взаимного страхования, которое, регулируется иными положениями относительно неопределённости в отличии от обменных отношений в рамках коммерческого страхования. Помимо формально-правовых отличий это означает и определённую разницу с точки зрения модели воплощения страхования, наиболее общий сравнительный анализ которых представлен ниже:



1) Взаимное страхование подразумевает разделение риска между страхователями, в коммерческом страховании же происходит передача риска от страхователя страховщику;

2) Страховщик во взаимном страховании выступает в качестве агента страхователей, обеспечивая работу по сбору страхового фонда и покрытию страхового ущерба, в то время как в коммерческом страховании страховщик выступает в качестве гаранта покрытия страхового ущерба страхователей;

3) Страховщик во взаимном страховании выступает в качестве доверенного лица по управлению страховым фондом, в то время как в коммерческом страховании страховщик является собственником страхового фонда.

Эти концептуальные отличия между коммерческим и взаимным страхованием, имеют большое значение с точки зрения их влияния на практическое воплощение. Наиболее значимые отличия с точки зрения практического воплощения взаимного страхования заключаются в следующем:

1. Разница между суммой собранного страхового фонда превышающей сумму идущую на покрытие страхового ущерба не может являться прибылью страховщика, так как страховой фонд принадлежит не ему, а страхователям. Как правило эта разница остаётся в фонде для целей укрепления его финансовой устойчивости или же возвращается страхователям, пропорционально их доле в фонде. Доходом страховщика как правило выступает комиссия за обеспечение работы страхового фонда и вознаграждение за управление его средствами.

2. В случае если сумма страхового фонда ниже суммы идущей на покрытие страхового ущерба, страховщик не обременён гарантиями на их покрытие, так как он выступает лишь в качестве агента по обслуживанию деятельности фонда, а не в качестве гаранта по покрытию обязательств.

Другим ключевым отличием исламского страхования является то, что размещение денежных фондов от страховых взносов не может осуществляться запрещённым образом, как например инвестирование в облигации с фиксированной доходностью, различные виды запрещённых финансовых инструментов (опционы, форварды и фьючерсы, свопы и т.д.), а так же акции компаний чья деятельность является запрещённой или имеют неправильную финансовую структуру (подробно это уже было рассмотрено в предыдущих темах данного курса).

Согласно исследованию консалтинговой компании Ernst and Young по данным на 2008 год сумма фондов исламских страховых компаний составляла 5,31 миллиарда долларов. И хотя в сравнении с суммой фондов традиционного коммерческого страхования это цифра очень мала (менее 1%) и даже в большинстве исламских стран доля традиционного коммерческого страхования преобладает над исламским текущий уровень прироста индустрии за последние пять лет на 39% ежегодно говорит о хороших перспективах данного вида финансовых услуг. И на эти перспективы уже откликнулись такие всемирно известные игроки страхового рынка как Allianz, AIG, Tokio Marine, HSBC, Prudential, Hannover Re, Swiss Re, Munich Re и так далее., которые создают так называемые «исламские страховые окна» осуществляющие страховой бизнес по исламской модели.

Исламские финансовые кооперативы

Данная форма финансовых институтов используется как правило для двух основных целей:

1) Организация беспроцентных кредитных кооперативов. Беспроцентные кредитные кооперативы являются некоммерческими кредитными организациями основная цель которых — финансовая взаимопомощь между его членами. Финансовые ресурсы в подобных кооперативах мобилизуются за счёт взносов его участников, а их деятельность обеспечивается за счёт комиссий, которые взимаются при вступлении. Принцип работы беспроцентного финансового кооператива заключается в том, что для того, чтобы иметь доступ к его услугам необходимо быть его участником, условием чего как правило является взнос в капитал и выплата комиссии за вступление. Как правило, подобные кооперативы устанавливают определённый размер максимального финансирования, которое может получить тот или иной участник. Этот размер определяется прежде всего исходя из размера взноса участника в капитал кооператива, а так же его кредитной репутации.

В исламских странах подобные финансовые организации носят названия «Кард аль-хасан фонд» и особенно распространены в Иране.

2) Организация финансового института ориентированного на определённый метод финансирования с целью избежания сложного регулирования. Как правило подобная практика присутствует в странах где отсутствует специальное регулирование для исламских финансов, в результате чего исламские финансовые институты вынуждены прибегать к подобном формам, так как они в основном являются менее зарегулированными в сравнении с остальными видами финансовых институтов. Наиболее распространено это в форме жилищных кооперативов, наиболее известным и крупным из которых является жилищный кооператив UM Financial в Канаде, который за пять лет своего существования осуществил финансирование не сумму более 120 миллионов долларов.

Исламские сообщества бизнес-ангелов

Сообщество бизнес ангелов - это объединение частных инвесторов с целью совместного участия в поиске и отборе проектов, а так же объединения капиталов для инвестиций в них. Финансирование осуществляется посредством прямого инвестирования в основной капитал предприятия и как правило предполагает участие инвестора в управлении предприятием. Так как участие в подобном сообществе предполагает значительный объём финансовых ресурсов, бизнес-ангелы это люди весьма состоятельные и, как правило, обладающие определённым опытом и ресурсами для содействия в развитии финансируемого бизнеса.

Основные требования для исламского сообщества бизнес-ангелов являются аналогичными как и для любой модели исламского финансового института осуществляющего инвестиционную деятельность, что уже было подробно перечислено ранее. Необходимо отметить, что сообщество бизнес-ангелов, как институциональная платформа для осуществления частных прямых инвестиций, является весьма удобным инструментом для развития долевых моделей финансирования (мушарака и мудараба). Во многих странах (в том числе и России) сообщество бизнес-ангелов не требует образования юридического лица и можно действовать на неформальной основе, что в значительной степени снижает проблемы связанные с финансовым регулированием. С точки зрения же операционной модели данного института, то она ориентирована исключительно на осуществление долевого финансирования — инвесторы настроены на осуществление долгосрочных инвестиций и разделение риска, а так же способны содействовать развитию финансируемого проекта.

К сожалению полная информация о исламских сообществах бизнес-ангелов и исследования в этой области отсутствуют. В основном это связано с тем, что подобные сообщества носят неформальных характер и имеют небольшие размеры. В интернете присутствует информация о подобных сообществах в Европе (Англия, Франция), одно из которых - «Muslim Angels and Investor Network» - действует на международном уровне. Так же имеется информация о исламском сообществе бизнес-ангелов охватывающем регион Ближнего Востока - «Middle East Investment Network». Стоит отметить, что осуществление прямых инвестиций в капитал предприятия частными инвесторами в исламских странах в основном происходит вне каких-либо специализированных сообществ, а посредством индивидуального взаимодействия между инвестором и предпринимателем. На наш взгляд в немалой степени это обусловлено особенностями менталитета народов исламских стран, для которых одним из ключевых факторов в подобных отношениях выступает личное доверие. Однако по нашему мнению, подобный институт как сообщества бизнес-ангелов имеет большой потенциал для развития в исламской финансовой среде. К примеру в США, по самым консервативным оценкам Центра венчурных исследований при Нью-Гемпширском Университете, объёмы бизнес-ангельских инвестиций превышают объёмы фондов прямых инвестиций приблизительно в 5 раз, а количество совершаемых ими сделок в 30-40 раз превышает количество проектов, финансируемых фондами прямых инвестиций. Объёмы же бизнес-ангельского инвестирования в сфере исламских финансов на текущий момент пренебрежимо малы в сравнение с объёмами инвестирования фондов прямых инвестиций, однако на наш взгляд существуют вполне объективные предпосылки для того, чтобы ситуация изменилась.

Помимо указанных выше исламских финансовых институтов и финансовых инструментов, существует так же и потенциал для появления их новых видов. К примеру, в последнее время на площадке Организации Исламского Сотрудничества активно ведутся разговоры о преобразовании суверенных инвестиционных фондов стран-участниц с тем, чтобы они работали по исламской модели. На недавнем же 35-м ежегодном Собрании Управляющих Исламского Банка Развития при Организации Исламская Конференция министр финансов Малайзии, выступавший в качестве делегата, вообще предложил объединить все суверенные инвестиционные фонды стран-участниц и создать единый наднациональный инвестиционный фонд при Организации Исламского Сотрудничества. И хотя до реализации данной идеи ещё далеко, её результат будет грандиозным: общий размер активов подобного фонда на текущий момент в результате объединения 24 суверенных инвестиционных фондов стран-участниц ОИК составил бы 1,6372 триллионов долларов. При этом размер активов крупнейшего на сегодняшний день в мире суверенного инвестиционного фонда - «Инвестиционного Управления Абу Даби», составляет 627 миллиардов долларов, размер идущего следом Государственного Пенсионного Фонда Норвегии — 512 миллиардов, а размер Национального Фонда Благосостояния России (включая Стабилизационный Фонд), занимающий 10-е место в рэнкинге национальных инвестиционных фондов по объёму активов, 142,5 миллиарда долларов.

Таким образом, можно сказать, что, несмотря на относительно небольшую долю исламских финансовых институтов в общих активах финансового сектора в мировом масштабе, она имеет достаточно высокие перспективы роста, а соответственно, будут возрастать и перспективы взаимодействия с ними.

Литература:

1. Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. М.: ИД Марджани, 2009. – 337с.

2. Журавлев А.Ю. Теория и практика Исламского банковского дела. – М., РАН, Институт Востоковедения, 2002. – 243с.

3. Исламские финансово-кредитные институты в экономике зарубежных стран. Беккин Р.И., Вахитов Р.Р., Гафурова Г.Т. и др. под редакцией Тимирясова В.Г. Казань: Издательство «Познание» Института экономики управления и права, 2011. – 236 с.

4. Auyb M. Understanding Islamic Finance. Chichester: John Wiley & Sons, 2007. – 516с.

5. Dar H. Global Islamic Finance Report 2010. London: BMB Islamic, - 2010. – 245с.

6. Nazim A., Balcombe J., Stanley M. World Takafol Report 2011 // www.ey.com. (доступно для скачивания на официальном сайте). – 70с.

7. Nazim A. Islamic Funds and Investment Report 2011 // www.ey.com. (доступно для скачивания на официальном сайте). – 50с.

 

Словарь используемых арабских терминов:

Амуаль рибауийя – товары, в отношении которых распространяется правило ростовщичества на обмене, различаются в зависимости от правовой школы в Исламе.

Акыйда – исламское вероубеждение, основу которого составляет шесть столпов веры: вера в Аллаха, в ангелов, в Священные Писания (Коран, Евангелие, Тора, Псалтырь), в посланников, в Судный день и предопределение.

Ахляк – раздел ислама, затрагивающий вопросы нравственного поведения.

Аят – минимальная структурная единица Корана.

Гарар – чрезмерная неопределённость, делающая недействительным договор в котором она присутствует.

Закят – один из пяти столпов Ислама, означающий ежегодные обязательные отчисления с имущества мусульманина в пользу бедных и нищих, а так же и иных социальных нужд, определенных в Коране.

Зарâйи’ - производный источник исламского права, согласно которому в зависимости от правового положения к которому приводит то или иное средство, выносится правовой статус относительно этого средства.

‘Ибада – в широком смысле:поклонение, служение Аллаху. В узком смысле: раздел исламского права, рассматривающий вопросы обрядовой практики.

Иджара уа иктина – аналог договора финансовой аренды, используемый в практике исламских финансовых институтов.

Иджма – единодушное мнение всех мусульманских учёных богословов в одно из столетий после смерти Пророка, относительно правовой нормы по какому-либо практическому вопросу. Основной источник исламского права.

Истисна – метод финансирования, уникальный для исламских финансовых институтов, суть которого заключается в производстве заказанного клиентом товара финансовым институтом на условиях отсрочки платежа.

Истиcхсâб – производный источник исламского права, подразумевающий неизменность положения в случае отсутствия доказательств указывающих на его изменение.

Истихсâн – метод выбора использования производных источников в исламском праве.

Кауаид аль-фикхия – общие принципы и нормы исламского правоведения, которые представляют собой аналогию, объединяющую несколько норм, или собрание схожих между собой норм, которые могут быть объединены в правиле фикха.

Кыяс – вынесение правового постановления исходя из суждения по аналогии по вопросу на который есть прямые доводы из основных источников исламского права. Производный источник исламского права.

Коран – священная книга ислама, откровение ниспосланное Пророку. Основной источник исламского права.

Масалих аль-мурсаля – производный источник исламского права, правовые положения на основе которого выносятся посредством анализа пользы и вреда.

Муамалят – раздел исламского права, регулирующий вопросы гражданских взаимоотношений.

Мудараба – аналог договора доверительного управления в исламском праве, используется как для привлечения финансирования исламскими финансовыми институтами, так и при финансировании предприятий исламскими финансовыми институтами.

Мурабаха – метод финансирования, в соответствии с которым исламский финансовый институт покупает заказанный клиентом товар для его последующей перепродажи клиенту с отсрочкой платежа.

Мушарака – метод финансирования в практике исламских финансовых институтов, основанный на объединении капитала и участии в управлении, является аналогом прямых инвестиций.

Риба – ростовщичество, запрещённый в Исламе вид экономических отношений, который может возникать в договорах обмена или займа.

Садака – буквально милостыня, пожертвование.

Сукук – ценные бумаги, подтверждающие права собственности на определенные реальные активы и доходы от них.

Сунна – изречения и действия Пророка. Основной источник исламского права.

‘Урф уа аль-адат – местное право и традиции, которое рассматривается при вынесении правовых положений. Производный источник исламского права.

Усуль аль-Фикх - наука, разъясняющая правила и совокупность доводов, делающих возможным извлечение правовых норм из подробных доказательств в исламском праве.

Фикх – исламское правоведение, наука с помощью которой извлекаются правовые положения в вопросах поклонения, взаимоотношений между людьми и системы наказаний.

Хадис – изречение или действие Пророка, зафиксированное и переданное от его сподвижников.

Хадис кудси (священный хадис) – слова Аллаха, переданные через Пророка.

Шариат – система права, основанная на исламских религиозных источниках.

 

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал