Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Мировоззренческие основы исламской экономики




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ЧОУ ВПО «ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. КАЗАНЬ)»

Экономический факультет

 

 

Утверждаю

__________________________

«____»_______________2013 г.

Протокол № _______

Конспект лекций

по дисциплине «Исламская экономика»

Рекомендуется для направления

080100.62 «Экономика»

 

Казань – 2013

ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВ

Для студентов очной формы обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Лек.
Мировоззренческие основы исламской экономики
Регулятивный базис в исламской экономике
Основные регулятивные нормы исламского права в финансовых отношениях
Методы финансирования в практике исламских финансовых институтов
Основные виды исламских финансовых институтов
  Всего:

Тема 1. Мировоззренческие основы исламской экономики

 

В современном мире существует множество точек зрения, относительно того, каким образом должна развиваться экономика и какой характер должна иметь экономическая система для того, чтобы наилучшим образом обеспечивать благосостояние людей и баланс интересов между системой и окружающей средой. В прошедшем столетии мир лицезрел фактическое противоборство двух типов систем: капиталистической (рыночной) экономики и социалистической (административно-командной) экономики; так же утвердилась смешанная система, при которой и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. Так же среди исследователей существует подход, согласно которому экономические системы классифицируют исходя из той социально-культурной среды, посредством которой они формируются. Наиболее яркими типами в этом отношении являются понимание западного капитализма как результата воплощения протестантской этики, а так же современной азиатской экономики (прежде всего китайской) как результат конфуцианской самодисциплины.

В последнее время также получает распространение такое понятие, как исламская экономика или исламская экономическая модель. Для того, чтобы дать разъяснение этому понятию необходимо в первую очередь рассмотреть позицию исламской религии к экономическим отношениям в целом.

С точки зрения Ислама, смысл человеческой жизни не сводится лишь к приобретению и потреблению материальных благ. Основная цель человеческой жизни – стремление к довольству Аллаха, которое достигается посредством поклонения. При этом понятие поклонения (аль-‘ибада) в Исламе не ограничивается лишь обрядовой практикой, однако абсолютно любое действие человека, которое совершается с искренним намерением и в соответствии со священным руководством, является поклонением.



К примеру, в одном из хадисов говорится, что даже половой акт мужа со своей женой является формой милостыни (садака):

«Поистинe, милостоней (садака) для вас становится каждое прославление (Аллаха), и каждое возвеличивание (Аллаха), и каждое восхваление (Аллаха), и каждое произнесение слов "Нет бога, кроме Аллаха", и побуждение к одобряемому, и удержание от порицаемого, и даже уединение каждого из вас со своей женой является милостыней (садака)» (сборник хадисов имама Муслима).

И такая важная часть человеческой жизни как экономическая деятельность, в этом отношении, не является исключением. Во множестве аятов Корана и хадисов Пророка можно встретить побуждение к экономической активности и указание на достоинство экономической деятельности:

«Когда же молитва завершится, то расходитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, – быть может, вы преуспеете» (Коран, 62:10).

«Если человек вышел трудиться, чтобы обеспечить своих маленьких детей, то он — на пути Аллаха. Если человек вышел, чтобы прокормить своих старых родителей, он на пути Аллаха. Если человек вышел, чтобы обеспечить себя и этим самым сохранить себя от запретного, то он на пути Аллаха» (сборник хадисов имама ат-Табари).

«Никто и никогда не ел ничего лучше той еды, на которую он заработал трудом рук своих» (сборник хадисов имама Бухари).



Таким образом, с точки зрения Ислама, экономические отношения не рассматриваются как некое «небогоугодное дело» или дело, недостойное для религиозного человека, подобно тому, как это присуще некоторым другим религиям и философским учениям. Однако экономическая активность – это всего лишь средство, а не конечная цель человеческой жизни, о чём сказано:

«Его (Аллаха) славят в них (мечетях) по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни купля-продажа не отвлекают от поминания Аллаха» (Коран, 24:37)

Все материальные блага, которыми пользуется человек, – это дар Аллаха, и доктринально именно Аллах является их истинным собственником. Об этом говорится в Коране:

«Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле» (Коран, 2:284)

Человек же, по сути, является распорядителем этих благ, о чём сказано:

«Веруйте в Аллаха и Его Посланника и расходуйте из того, что Он дал вам в распоряжение» (Коран, 57:7)

Исходя из этого подразумевается, что люди должны распоряжаться материальными благами только так, как этого желает Тот, кто их даровал. Поэтому экономическая, как и любая другая, деятельность, должна осуществляться на основе справедливости и во благо всех людей, о чём сказано:

«Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя» (Коран, 28-77)

«О рабы Мои, поистине, Я(Аллах) запретил несправедливость Себе и сделал её запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга!» (хадис кудси, приводится в сборнике хадисов имама Муслима).

Однако для того, чтобы придерживаться справедливости и делать добро, в первую очередь, необходимо понимать, что это означает в том или ином случае или ситуации. То, что может казаться справедливым и хорошим одному, может показаться несправедливым и плохим другому; то, что считается справедливым и хорошим в одном обществе или его части, может считаться несправедливым и плохим в другом обществе или его части; то, что выглядело справедливым и хорошим в одну эпоху, кажется несправедливым и плохим в другую, и наоборот. С точки зрения же Ислама, понятие справедливости для людей определяется прежде всего Тем, Кто их создал. Поэтому в экономических отношениях, так же, как и во всей своей жизни в целом, мусульмане должны строго придерживаться священного руководства, известного как шариат (исламское право), в рамках которого даётся разъяснение, что является вредоносным и несправедливым – и это становится запрещённым, а что является полезным и справедливым – и это становится разрешённым. И, как правило, исламская экономика рассматривается преимущественно в контексте правовых положений Ислама применительно к экономическим отношениям. В этом отношении хотелось бы отметить, что с самого момента зарождения Ислама, регулированию экономических отношений уделялось немалое внимание. Так, например, в сборнике изречений Пророка «Достижение цели в уяснении основ» ибн Хаджара аль-`Аскаляни систематизировано около полутора тысячи хадисов по основным вопросам религии – из которых около двухсот посвящены исключительно торговым отношениям. Пророк уделял большое внимание регулированию экономических отношений мусульманской общины, и его сподвижники и последователи поступали таким же образом. В целом в исламской цивилизации на ранних этапах её развития экономической мысли уделялось значительное внимание: изначально - в форме комментариев и толкований аятов Корана и хадисов Пророка, касающихся экономических отношений, а уже во втором веке по мусульманскому летоисчислению стали появляться труды, рассматривающие экономические отношения аналитически. Одним из первых таких произведений была книга «Китаб аль-Харадж» величайшего учёного Абу-Юсуфа (113-182 г.х), которая была составлена как послание халифу Харуну ар-Рашиду и посвящена вопросам государственного регулирования экономики и налогообложения. В последующее время многие исламские учёные (ибн Теймия, ибн Халдун, аль-Газали) уделяли большое внимание вопросам экономики в своих трудах.

Кроме того, помимо соблюдения формально-правовых положений Ислама, полноценная реализация исламской экономики требует следования «духу» Ислама, что выражается в соблюдении норм этики (ахляк) в экономических отношениях. Ключевой установкой в этом смысле является уже упомянутый аят:

«Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя» (Коран, 28-77).

Так же в хадисах приводится:

«Желай людям того же, чего желаешь себе - будешь мусульманином» (сборник хадисов имама ат-Тирмизи).

«Самые любимые люди для Аллаха – это самые полезные из них» (сборник хадисов имама ат-Табарани).

Таким образом, человек должен стремиться быть полезным и делать добро людям, желая для них того же, чего он желает себе. В контексте экономики это может иметь множество проявлений, однако, прежде всего, необходимо исходить из того, что человек, стремясь к достатку и материальному благополучию для самого себя, так же должен желать, чтобы окружающее его общество жило в достатке и материальном благополучии, для чего он должен прилагать усилия и расходовать своё имущество.

Исходя из всего вышесказанного, современные учёные, в совокупности, дают следующее определение термину исламская экономика:

Исламская экономика – это наука о хозяйстве, управлении, отношениях между людьми, а так же людьми и окружающей средой, возникающими в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров, благ и услуг, которые должны осуществляться в соответствии с правовыми нормами (шариат) и нормами этики (ахляк) исламской религии, а так же на основе исламского вероубеждения (акыйда).

При этом, необходимо понимать, что понятия «исламская экономика» и «экономика исламских стран», как правило не тождественны, так как в исламских странах действуют, в основном, экономические системы построенные в противоречии с правовыми нормами исламской религии.

 

 

Литература:

 

1. Даваба А.М. Каким должен быть деловой человек исповедующий Ислам. М.: Умма, 2008 – 125с.

2. Авдиев И.М. Актуальные проблемы ислама в экономике. Пособие для вузов – М.: ЮНИТИ, 1999. – 235с.

3. Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. М.: ИД Марджани, 2009. – 337с.

4. Киндрук Л.Ф., Кузнецова И.А., Зборина И.М. Экономическая теория. Основы микроэкономики: Издательство: Мисанта. М.- -2006. – 111с.

5. Журавлев Ю.А. Концептуальные принципы исламской экономики. Исламские финансы в современном мире: экономические и юридические аспекты /Под ред. Р. Беккина. - М.: Андалус, 2004. – 283 с.

6. Нуруллина Г. Исламская этика бизнеса, М., «Умма», 2004. – 112с.

7. Addas, Waleed A.J. Methodology of Economics: Secular Versus Islamic / International Islamic University Malaysia, 2008. – 148с.

8. Razak M.T., Laut J.R. Islamic Economic and Finance: Theory and Ethics Kuala-Lumpur: International Centre for Education in Islamic Finance, 2006. – c. 365

9. Zaman H. Economic Functions of an Islamic State. Leicester: The Islamic Foundation (United Kingdom), 1991 – c. 421.

10. Chapra U. Islam and the Economic Challenge. The Islamic Foundation and The International Institute of Islamic Thought, 1995 — с. 431


 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.029 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал