Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Регулятивный базис в исламской экономике




Говоря о принципах регулирования исламских финансовых институтов, несомненно, подразумевается, что эти принципы имеют в качестве источника исламское право. Исламское право, будучи частным правом, отличается от всех других правовых систем его отношением к существующей политической власти. Закон во всех других системах признается таковым только тогда, когда он установлен политической властью, то есть, он всегда является продуктом органов политической власти и государственного аппарата. Напротив, в исламском праве государство и политическая власть сами являются продуктом закона, причем не только в историческом плане, но и чисто в теоретическом.

Если в классическом варианте право – это установленные или санкционированные государством нормы, регулирующие общественные отношения, то наиболее важной характеристикой исламского права является тот факт, что это негосударственный закон – в том смысле, что силу и действенность он получает не от светских властей и не от государства. Основная сила закона (права) обеспечивается фундаментальными принципами, провозглашенными исламскими религиозными источниками. Разработка и дальнейшее введение в действие закона осуществлялись в исламе независимыми правоведами без какого-либо вмешательства или влияния правительства. В каждых отдельных случаях правовед толковал закон, отыскивая или вырабатывая положения применительно к конкретной ситуации и к конкретной проблеме, тем самым не только решая проблему, но и расширяя закон. Без сомнения, различные заинтересованные стороны всегда пытались и будут пытаться взять под контроль этот процесс в пользу своих интересов.

Так как исламское право имеет религиозную основу, в качестве его источников в основном выступают религиозные тексты. Источники исламского права условно подразделяются на две части – это основные и производные источники. Основными источниками являются:

1. Коран — священная книга ислама, откровение ниспосланное Пророку;

2. Сунна — изречения и действия Пророка;

3. Иджма — единодушное мнение всех мусульманских учёных богословов в одно из столетий после кончины Пророка, относительно правовой нормы по какому-либо практическому вопросу.

4. Практика сподвижников — изречения и действия сподвижников Пророка;

Является очевидным, что основываясь лишь на данных источниках, происхождение которых датируется седьмым веком нашей эры (за исключением «иджма»), невозможно найти прямого ответа на многочисленные ситуации, требующие правового регулирования, тем более если речь идёт о современных финансовых отношениях. Поэтому исламскими правоведами на базе этих основных источников были выведены так называемые производные источники, посредством которых могут формулироваться положения по различным новым правовым вопросам, не имеющим прямого разъяснения в основных источниках.



Среди производных источников выделяются следующие:

  • Кыяс — терминологически означает «выявление подобной нормы из двух фактов, один из которых подтвержден текстом, а второй, вследствие наличия у них общей причины, - суждением». По своей сути является вынесением суждения по аналогии на основании фактов, подтверждённых основными источниками.
  • Аль-Истихсâн — терминологически означает «направление, взятое учёным, в силу какой-либо причины, от необходимости явной аналогии к необходимости скрытой аналогии или к исключению, в силу какой-либо причины, из общего правила какого-либо частного вопроса». Как правило, это означает “отступление от одной аналогии к другой, более сильной”. То есть, если для вынесения суждения по какому-либо вопросу правовед сталкивается с возможностью использования нескольких вариантов аналогий, ему необходимо выбрать наиболее подходящую из них.
  • Аль-Истиcхсâб - терминологически означает «понятие, бесспорное в прошлом, в последствии не претерпевшее изменения и к настоящему времени оставшееся таким же». Для понимания сущности этого термина можно привести следующие примеры: человек считается пропавшим без вести, до тех пор пока не будет установлена его смерть. Точно так же брак супругов считается действительным до поступления опровергающего сведения.
  • Аль-масалих аль-мурсаля - терминологически означает «средства достижения полезного или устранения вредного». Смысл итого принципа заключается в разделении законодательных средств на уровни в зависимости от степени их значимости. Как правило, используется с тем чтобы при вынесении правового решения по вопросу, который подпадает под действие различных законодательных правил предпочтение отдавалось наиболее значимой из них.
  • Аль-‘урф уа аль-адат — местное право, традиции и привычка — используются исламскими правоведами как синонимы и терминологически определяются как «нечто одобряемое разумом и исламским законодательством, не отрицаемое здравомыслящими людьми». Местное право может подразделяться на две категории: действительное и недействительное. Современным примером действительного местного права могут служить права на интеллектуальную собственность, действительность которых, однако, признаётся не всеми исламскими правоведами. Однако, если человек живёт в государстве, где право на интеллектуальную собственность закреплено местным законодательством, то, по мнению исламских правоведов, мусульманин должен руководствоваться местным правом. В качестве примера недействительного местного права, можно использовать разрешённость с точки зрения местного законодательства ссудно-процентных отношений. В этом случает мусульманин не может руководствоваться местным законодательством и должен будет руководствоваться нормами, извлечёнными из основных источников исламского права (Коран, Сунна), которые запрещают ростовщичество.
  • аз-Зарâйи’ — терминологически означает «вещи, служащие средством, приводящим к разрешенному или запрещённому». Согласно этому принципу вещи приводящие к запрещённому являются запрещёнными, а вещи приводящие к разрешенному являются разрешенными. Или же действия, которые необходимы для выполнения обязательных предписаний, так же становятся обязательными и т.п. в зависимости от категорий. Примером может служить запрет на торговлю алкоголем, так как это приведёт к тому, что люди будут его употреблять, что запрещено исламом.

Хотелось бы отметить, что использование всех перечисленных источников в исламском праве не придумано правоведами самостоятельно, а имеет основу в священных текстах. Каждый из производных источников был сформулирован посредством анализа и систематизации различных юридических норм, берущих начало от основных норм, и таким образом, из частных норм выводились общие правила.



В данном разъяснении источников исламского права нами не ставилась задача добиться их глубокого понимания посредством которого можно было бы выносить самостоятельные юридические решения в исламском праве. Нами дано самое общее представление о них, которое кроме того не может считаться бесспорным, так как внутри исламского правоведения существуют различные школы, которые имеют разницу во взглядах как на отдельные правовые нормы, так и на правовые принципы и источники в целом. Данное разъяснение изложено лишь с целью формирования представления о том, каким образом исламские правоведы формулируют правовые нормы по вопросам, получившим актуальность лишь в условиях современных отношений.

Относительно вопросов финансовых отношений используются правовые нормы выведенные как на базе основных, так и производных источников. Давая разъяснение наиболее значимых из них, мы будем приводить источники посредством которых выведены данные правовые нормы.

 

 

Литература:

1. Атар Ф. Наука об основах юриспруденции. Перевод с турецкого. М.: «Издательская группа «САД», 2005.

2. Баишев Ж. Общие принципы исламского права, теория доказательств и система наказания. – Алматы: Жети жаргы, 1996.

3. Сюкияйнен Л.Р. Об изучении правовых основ исламской экономики // Финансовое право, № 3, 2006. С. 37-39.

4. Сюкияйнен Л.Р. Правовые основы исламского финансирования: взаимодействие исламской и европейской правовых культур. Материалы межд. Конф. «Исламское финансирование: развитие в России». – М., Исламская книга, 2010, С. 31-32.

 



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал