Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Русские обрядовые календарные песни, обряд, колядки.
«С Рождеством Христовым!». Содержание урока: Звенит звонок. Ученики входят в класс под обрядовую календарную песню: «Приходила Коляда накануне Рождества».
У: Сегодня у нас необычный урок, у нас хорошее настроение ведь мы поговорим о Рождестве Христове – церковном зимнем празднике. Ребята, а какому событию посвящён этот праздник? Д: Рождению Иисуса Христа. У: Правильно! Рождение детей - всегда важное и радостное событие в жизни людей. Все люди любят свой день рождения и ежегодно его отмечают. Вы любите свой день рождения? Что происходит в этот день у вас?
Д: Родственники и знакомые поздравляют с праздником и дарят подарки.
У: Рождество Христово стало важнейшим событием для всего человечества, поэтому люди всего мира не только празднуют этот день, но и современное летоисчисление ведётся от Рождества Христова. Так по текущему году можно определить, сколько лет назад родился Спаситель мира. Кто может сказать, сколько лет прошло со дня рождения Иисуса?
Д: разные варианты 2000 лет назад. У: А может кто-нибудь знает где родился Иисус? Д: Иисус родился в городе Вифлееме. (Показываю иллюстрацию1) У: Верно, В это время римский император приказал сделать всенародную перепись, поэтому каждый должен был записаться в том месте, где жили его предки, откуда происходил его род. Иосиф был родом из Вифлеема, поэтому он и его жена Мария отправились туда. В Вифлеем съехалось множество людей, гостиницы были переполнены приезжими, и места в них для Марии и Иосифа не оказалось. Как вы думаете, где они нашли приют?
Д: Они нашли приют за городом в пещере, которая использовалась для загона скота. У: Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества – родился Спаситель мира. (показываю иллюстрацию 2).
В эту же ночь Ангел возвестил простым пастухам об этом радостном событии. И они поспешили в указанное место, чтобы поклониться Христу. Войдя в пещеру, они объявили о явлении ангелов и поклонились Христу, как Богу. Есть много икон, посвящённых этому празднику. Всегда в центре такой иконы изображается Младенец, лежащий в яслях, рядом – Пресвятая Богородица и праведный Иосиф. (Показываю иллюстрацию3). Обычно изображаются ангелы, славящие Рождество Спасителя, пришедшие поклониться Господу и Пречистой Деве Марии, и волхвы, идущие к месту Рождества Христова с дарами Младенцу. (Показываю иллюстрацию 4, 5). Ребята, всё о чем я рассказала отражено в рождественской песне «Эта ночь святая». Давайте послушаем её внимательно, ведь это необычная музыка, она волшебная. Музыка близка к духовной. Поэтому задание будет творческим, вы должны определить характер этой песни. Попытайтесь представить, что вы художники, перед вами чистый холст. И какой фрагмент из этой песни вы бы нарисовали? Звучит песня: 1.Эта ночь святая, эта ночь спасенья У: Обсуждение песни. У: Да, на Рождество было принято петь необычные песни. Может кто- нибудь знает? Д: нет. У: Это колядки. Это обрядовая песня, связанная с пожеланиями всего самого, самого лучшего. А что такое обряд??? Слышали такое слово? Д: Это действия, которые связаны с традициями народа. У: Какие праздники мы можем отнести к обрядам? Д: свадьба и т.д. У: а ещё есть такой обряд –колядование. Слышали о таком? Д: нет. У: Колядовали детки вашего возраста, они могли переодеваться в мистических персонажей. Называлось это «ряженье». Дети ходили по домам, и пели колядки, за это им хозяева дома давали сладости «гостинца». У: А вы слышали как пелись колядки? Д: нет. У: Я предложу вам послушать колядки «Коляда ходя, бродя» и «Приходила Коляда накануне Рождества». Попробуйте определить какая эта музыка по характеру? Д: весёлая, шуточная. Повторим, что такое колядка? Обряд? Певческая деятельность: Учим песню «Поющие колокольчики». Напоминаю характер песни. Работаю над артикуляцией, интонацией и выразительным исполнением песни. Играя поём по строчке по рядам. Анализ. Плюсы и минусы урока, проведённого мной. «+»: - Активно начала занятие, дети сразу включились. - Диалог. - Поддерживала активность учащихся. - Следила за осанкой. - Создала хороший эмоциональный настрой на слушание музыки.
«-»: - Некоторая неорганизованность. Учащиеся редко поднимали руки, а старались перекричать друг друга. - В работе над вокально-хоровыми навыками мало внимания уделила дыханию.
Наблюдение и анализ урока музыки: Учитель: Ясинская Ольга Методист: доцент Н.И. Верба. Класс: 2. Дата: 12.11.2010. Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шпагиной. Тема:: Великий колокольный звон. Цель:: Познакомить уч-ся с различными видами колокольных звонов и претворением колокольности в творчестве русских композиторов. Структура урока:
Задачи урока: познакомить учащихся с внешним видом колокола, рассказать о его происхождении… - Кратко ознакомить детей со строением колокола (фотография колокола) - Кратко рассказать о истории колокола, видах колокольного звона (благовест, трезвон, перезвон); - Рассказать о тембре колокола Обсудить тембр колокола -: М.П. Мусоргского «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов» Это – «имитация» колокольного звона средствами симфонического оркестра!; Праздничный трезвон (Красный Лаврский трезвон); Набат (кинофрагмент «Вставайте, люди, русские!» фильма С.Эйзенштейна «Александр Невский»). - Работать над вокально-хоровыми навыками (Распевки: «Ух! Ух! Ух!», «Мяу, мяу, плачет котик», песня З.Я. Роот «В синем море плавают дельфины», - Разучить фрагмент кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский»: «Вставайте, люди, русские». Методы обучения: - беседа; - размышление; - зрительная и слуховая наглядность. Изучаемые на уроке произведения: Фрагмент кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский»: «Вставайте, люди, русские», М.П. Мусоргский «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов» Праздничный трезвон (Красный Лаврский трезвон) Набат (кинофрагмент «Вставайте, люди, русские!» фильма С.Эйзенштейна «Александр Невский»).
Оборудование на уроке: Проигрыватель, фортепиано, доска. На доске написано: М.П. Мусоргский «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов» Праздничный трезвон (Красный Лаврский трезвон) Набат (кинофрагмент «Вставайте, люди, русские!» фильма С.Эйзенштейна «Александр Невский»). Великий колокольный звон. благовест перезвон трезвон
Содержание урока: 1.Начинаю с вопроса о колоколе. Что такое колокол и где они его видели? Ко́ локол — металлический инструмент (как правило, отлитый из так называемой колокольной бронзы), источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки.
|