Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Напоминаю характер песни. Работаю над артикуляцией, интонацией, фразировкой и выразительным исполнением песни.






Обобщение:

С чем сегодня познакомились? Какая музыка из услышанных сегодня больше всего понравилась?

Домашнее задание: Повторить слова обеих новогодних песен.

 

Анализ:

Урок проходил в 4 классе. В нём хорошие, активные, эмоциональные дети. Это был первый урок у учителя. Я считаю, что он прошёл с большим успехом. У Нади многое получилось. Вначале урока учителем была установлена хорошая дисциплина и доброжелательный тон общения. В классе была тёплая атмосфера, что придавало продуктивности в работе. Надежда хорошо взаимодействовала с детьми. Все вопросы и задания были чётко сформулированы детям, поэтому класс на протяжении всего урока был активен. Мне понравилось, то, что у учителя и класса хороший диалог между собой. Они спорили, беседовали о прослушанной музыки на уроке. В слушательской деятельности Надя хорошо всё сделала, работала над объяснением непонятного. Детям было всё интересно. Урок был целостен и хорошо драматургически построенным. В певческой деятельности учитель работал над выразительностью, звукообразование. Надя следила за певческой посадкой. У учителя был хороший чёткий, выразительный жест. Небольшой недостаток, в том, что Наде не хватило немного времени на обобщение. Учитель на протяжении всего урока был очень эмоционален и всё выразительно показывал. В целом урок мне понравился.

 

 

Учитель: Романова Надежда.

Методист: доцент Н.И. Верба.

Класс: 4

Дата: 28.10. 2010.

Программа: Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шпагиной.

Тема: «Образ русских богатырей (на примере симфонии А.П. Бородина «Богатырская симфония»)».

Цель: Раскрыть образы русских богатырей в профессиональном композиторском творчестве на примере «Богатырской симфонии» А.П. Бородина.

 

Задачи урока:

· актуализировать знания детей (что такое «кантата», «симфония»);

· кратко познакомить с сюжетом симфонии Бородина «Богатырская»;

· познакомить с 1 частью «Богатырской симфонии» Бородина;

· провести викторину на знание музыкальных произведений, входящих в курс изучения;

· работать над вокально-хоровыми навыками (звукообразование, звуковедение, дыхание, дикция …) в песнях: «Капитан Немо»» (музыка Я. Дубравина, слова Суслова).

 

Тип урока: комбинированный.

 

Методы обучения:

· словесные (беседа, рассказ, диалог, разъяснение);

· метод эмоциональной драматургии;

· зрительная и слуховая наглядность.

 

Изучаемые на уроке произведения:

· А.П. Бородин «Богатырская симфония»;

· песня «Капитан Немо» (музыка –Я.Дубравин, слова – Суслова).

 

Оборудование на уроке: проигрыватель, фортепиано, доска, ноутбук,.

На доске выписано:

А.П. Бородин «Богатырская симфония».

Структура урока:

 

Вид деятельности Музыкальный материал Время (мин.)
  Вход в класс, приветствие      
  Организационная деятельность      
  Слушательская деятельность   А.П. Бородин «Богатырская симфония»; песня «Капитан Немо» (музыка –Я.Дубравин, слова – Суслова).      
  Певческая деятельность песня «Капитан Немо» (музыка –Я.Дубравин, слова – Суслова).    

 

Содержание урока.

Начинаю с проверки домашнего задания.

У.: Давайте с вами вспомним, что такое «кант», «кантата» и «симфония».

Д: Кант - лирические песни для трехголосного хора без сопровождения; в эпоху Петра I распространились приветственные Канты бодрого маршеобразного характера, исполнявшиеся по случаю официальных торжеств.

Кантата - большое произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, состоящее из ряда номеров - арий, речитативов, ансамблей, хоров. От оратории Кантата отличается отсутствием детально и последовательно воплощенного сюжета.

Слушательская деятельность:

Симфония - монументальное произведение для оркестра.

У.: Сегодня мы с вами поговорим об образах богатырей в музыке русских композиторов. Какие произведения вы знаете?

Д.: «Богатырская симфония»

У.: Сейчас мы послушаем 1 часть «Богатырской симфонии» Бородина. Какое настроение вызовет у вас эта музыка? К какому жанру мы отнесем эту музыку? Какие средства? Какой образ у вас возникает?

Слушание 1 части «Богатырской симфонии»

Обсуждение:

Жанр –симфонический, музыка носит серьёзный характер,,, повторы, тяжеловесность….

Какое настроение передала вам эта музыка?

Д.: Тревожное, беспокойное…

У.: Кто же такие богатыри? Это те, кто стоял на защите нашей с Вами Родину в далёкие незапамятные времена. Их отличала смелость, ловкость, сила, недюжинный ум и любовь к Отечеству. О них складывали легенды, которые называли «былинами». Эти удивительные песни-сказания народ создал в незапамятные времена и они переходили из уст в уста, от стариков к детям. В исторических записях и летописях сохранилось многое, указывающее, что некоторые события, перешедшие в былины, действительно имели место, но авторы былин переделывали быль по-своему, разукрашивая и преувеличивая. Богатыри стояли на страже Руси, на заставе.

Они своей храбростью заслужили остаться в нашей истории навсегда, к этому должны стремиться и мы с вами.

У: А теперь мы проведём викторину из тех произведений, которые мы слушали на прошлых уроках.

Обобщение:

С чем знакомились? Что такое кант, кантата, симфония? Какие фрагменты слушали? Какие эмоции возникали при прослушивании произведения? Какие трудности возникли при написании викторины?

 

Певческая деятельность:

1. Распевка: Ух! Ух! Ух! Ух!.

2. «Капитан Немо» музыка Я. Дубравина, слова Суслова.

 

Ознакомительное прослушивание. Какой характер песни?

Проговариваю слова и исполняю вместе с детьми мелодию со словами, показывая звуковысотность мелодии.

Работаю над артикуляцией, интонацией, выразительным исполнением песни.

Мы с вами уже распелись, мы продолжим разучивание песни, которую начали учить на прошлом уроке. Может кто-то помнит, как она называлась, и кто был автором?

Д.: «Капитан Немо» музыка Я. Дубравина, слова Суслова.

У.: Правильно. На прошлом уроке вы разучивали первый куплет. Давайте вспомним его:

Веками молчит глубина,

Свои охраняя секреты.

Всегда здесь стоит тишина, тишина

И ночь не уходит с рассветом.

Припев:

Но живёт и живёт неизменно

Под волнами, под крошевом льдин

Капитан Немо.

Капитан Немо

С океаном один на один.

Сейчас мы разучим с вами второй куплет песни, послушаем. (учитель исполняет второй куплет)

Вопрос:

У: О ком рассказывается во втором куплете?

Д: О капитане Немо.

У: А какой он?

Д: седой, молчаливый.

У: А почему он отвык от солнца?

Д: Потому что находится под водой.

У: Молодцы! А теперь давайте вместе споём вторую часть песни.

У и Д: Седой молчаливый старик

Ни дней, ни часов не считает.

Давно он от солнца, от солнца отвык,

От белых сверкающих чаек.

Припев:

Но живёт и живёт неизменно

Под волнами, под крошевом льдин

Капитан Немо,

Капитан Немо

С океаном один на один.

Разучивание песни:

Вспоминаем слова песни. Поем, четко артикулируя и интонируя.

Соревновательный момент: какая колонка споет лучше.

У.: Итак, в каком характере должна быть исполнена эта песня? Как ее надо спеть?

Д: грустная, задумчивая и т.д.

Завершение занятия: понравилось ли произведение, подведение итогов.

 

Анализ:

Это второй урок у Нади. Он прошёл хорошо, энергично и активно. Вначале урока был задан хороший темп, доброжелательный тон и тёплая атмосфера в классе. Учитель вначале урока организовал класс и приготовил его к работе. Вначале урока была установлена довольна хорошая дисциплина, но она не держалась в течении всего времени. Мне кажется дети были заинтересованы, учитель рассказал какие-то интересные моменты из жизни композиторов. Надя задавали детям чётко поставленные вопросы, если дети не отвечали, она их подводила с помощью вопросов к правильному ответу. Учитель всё объяснял и показывал ярко и выразительно. В певческой деятельности работала со всем классом и отдельными колонками, выстраивала первые звук. Певческая деятельность проходила хорошо. Урок был целостен. Учителю на уроках не хватало уверенности. В целом урок был хороший.

Наблюдение и анализ урока музыки:

Учитель: Фролова Таисия.

Методист: доцент Н.И. Верба.

Класс: 2 «а».

Дата: 02.12.2010.

Программа: Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шпагиной.

Тема: «Святые земли русской: Сергий Радонежский».

Цель: познакомить ребят с личностью святого Сергия Радонежского и посвященными ему музыкальными произведениями.

Задачи урока:

· актуализировать знания по темам: «Святые земли русской: А.Н.», «Хоровая музыка»;

· кратко познакомить с житием святого Сергия Радонежского и его ролью в истории России;

· ввести понятие «Духовная музыка»;

· познакомить с образцами духовной музыки (на примере-С. Трубачев «О, сладкого Твоего гласа»: на явление Божьей Матери святому Сергию Радонежскому. «О преславного чудесе». Напев Оптиной пустыни)

· обсудить характер прослушанных духовных произведений, выделить черты, присущие духовной музыке и отличающие ее от музыки светской

· работать над вокально-хоровыми навыками.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

-Словесный (беседа, рассказ, разъяснение, объяснение);

-размышления;

- зрительная и слуховая наглядность;

Изучаемые на уроке произведения:

· -С. Трубачев «О, сладкого Твоего гласа»: на явление Божьей Матери святому Сергию Радонежскому;

· О преславного чудесе. Напев Оптиной пустыни;

 

· рождественская песня (Сл. И.Шевчука, муз. Е.Зарицкой).

 

Оборудование на уроке: проигрыватель, фортепиано, доска, ноутбук.

На доске выписано:

Святой Сергий Радонежский (1314 —1392), обитель, духовная музыка.

Содержание урока.

Дети входит в класс под музыку

Музыкальное приветствие.

У: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство со святыми земли русской. Вы помните кто такие святые?

Д: это люди, которые совершили подвиг во имя веры и родной страны.

У: правильно. С каким святым мы познакомились на прошлом уроке?

Д: с Александром Невским.

У: Да. Он восстал против католичества и защитил нашу православную веру.

А как вы думаете, святыми могут быть только военные люди?

Д: нет.

У: правильно, ребята, бывают подвиги военные, а бывают духовные. Сегодня мы с вами познакомимся с человеком, который совершал всю свою жизнь духовные подвиги. Кто-нибудь из вас слышал имя Сергия Радонежского?

Д: нет.

У: сейчас я вам немножко расскажу о нём.

Жил мальчик звали его Варфоломей. В 7 лет он начал учиться грамоте, но учение, несмотря на все его старания, давались ему с большим трудом. Это очень огорчало Варфоломея. Однажды он пошел в лес и там встретил монаха, который молился Богу. Варфоломей рассказал монаху как трудно ему даётся учение и попросил помолиться за него Богу, чтобы ему было хоть немножко легче. Монах помолился, благословил его и сказал: «Отныне, чадо, да даст тебе Бог понять все, что нужно для тебя, чтобы ты мог потом и других научить». После сего он начал быстро преуспевать в учении. Когда мальчик вырос, он тоже стал монахом и получил имя Сергий, он ушёл от обычной мирской жизни, удалился в лес и основал обитель.

Ребята вы знаете, что такое обитель?

Д: нет.

У: это монастырь, место, где живут монахи.

А когда Великий Князь Дмитрий Донской собирался на Куликовскую битву в 1380 году. Как вы думаете к кому он обратился?

У: к святому Сергию?

У: да. Преподобный воодушевил его, благословил и предсказал ему победу. «Иди, — говорил он ему, — против варвара и не сомневайся. При помощи Божией ты победишь его и невредимым вернешься в свое Отечество». Он не только благословил князя, но и дал ему двух монахов-богатырей, их звали Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

У: в то время понятия воинского и духовного подвига были тесно связаны друг с другом.

Сейчас мы с вами послушаем музыку, которая посвящена святому Сергию. Внимательно слушаем. Задания к прослушиванию:

-Какая это музыка по характеру?

-Кто её исполняет?

-Как вы думаете, где исполняется такая музыка?

-Постарайтесь разобрать слова.

Слушаем «О преславного чудесе». Напев Оптиной пустыни.

Отвечаем на вопросы.

У: Такая музыка называется духовная музыка, она раскрывает темы связанные с верой.

Слушаем ещё одну песню: С. Трубачев «О, сладкого Твоего гласа»: на явление Божьей Матери святому Сергию Радонежскому.

У: кто-нибудь разобрал слова?

Д: непонятные слова.

У: слова необычные, потому что это церковно-славянский язык. Раньше люди говорили на таком языке, потом его упростили, и он стал таким каким мы теперь пользуемся.

Певческая деятельность:

Сегодня мы начнём учить новую песню, скоро Рождество, поэтому песенка праздничная.

Ребята, в этой песне необычный ритм, нужно быть очень внимательными, чтобы правильно спеть, давайте проговорим слова в этом сложном ритме.

Зажигает вечер праздничные свечи

На Рождество.

Снова так случится, в двери постучится

К нам волшебство.

И под запах хвои вспомнится былое,

Позабудем злое, час пробьёт.

Слышишь, как по крыше ходит тише мыши

Новый год.

Теперь споём, не забывает про ритм, не кричим, поём аккуратно, тихонечко, тоненькими голосами как мышки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.